СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Посиделки - наш старинный русский праздник"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме "Посиделки - наш старинный русский праздник"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Посиделки - наш старинный русский праздник"»









Открытый урок

по приобщению детей

к истокам русской народной культуры

«Русские Посиделки»



 

 



Дата проведения: 17 декабря 2022 г.

Провела: Тушина Нина Анатольевна















с. Карыж 2022

Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

Задачи:

Обучающаярасширить кругозор детей о культуре, традициях и обрядах русского народа на материале народного искусства.

Развивающаяа) развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение частушек, песни;

б) развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральную деятельность;

в) развивать у детей навыки взаимодействия и сотрудничества.

Воспитывающаявоспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к фольклору.

Формирование познавательных УУД:                                                                                                                    

 а) познакомить учащихся с традициями и бытом предков;                                                                                                                  

б) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы/интернета;                                                                                              в) строить сообщения в устной форме.

Формирование коммуникативных УУД:                                                                                                               

 а)воспринимать различные точки зрения;                                                                                                              

б) строить монологическое высказывание;                                                                                                              в) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формирование регулятивных УУД:

а) планировать работу в соответствии с поставленной задачей;

б) оценивать правильность выполненного действия.

                                                                                                                                                           Формирование личностных УУД:

а) учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;

б) воспитывать у обучающихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию;

в) формировать интерес к обучению.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 года обучения, 7-10 лет. 

Предполагаемый результат:

Личностные УУД

Развитие доверия, доброжелательности и внимательности детей друг к другу, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличий от эталона.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Умение оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками.

Эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества.

Умение слушать собеседника.

Умение сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Познавательные УУД

Умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; выполнять танцевальные движения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 

Условие проведения: просторный кабинет 

Оборудование:  ноутбук, проектор, предметы быта, шумовые музыкальные инструменты, аудио записи, магнитофон. 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. 

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.

Чтобы сделать занятие для учащихся интересным,  необходимы захватывающие впечатления. А их можно получить, используя на занятиях различные методы обучения. В частности: использование проблемного, частично-поискового и исследовательского методов.

Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. Также формируют у детей устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания, формируются УУД.

 

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас новая тема занятия, но название темы я вам сразу говорить не буду, вы разгадаете её сами. Перед вами мозаика из букв. И первое задание - нужно собрать из этой мозаики слово (педагог  раздаёт детям мозаику из букв, дети собирают слово «Посиделки») (УУД: коммуникативные - поиск способов разрешения проблемы, умение сотрудничать в группе; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные - интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: планирование действия; обсуждение с группой результатов деятельности и пути их достижения; оценивать правильность выполненного действия.)

Какое же слово у вас получилось? (Дети называют) Правильно, вот и тема нашего занятия называется «Русские посиделки». (На экране появляется тема занятия. Слайд№1- Русские посиделки»)

А кто из вас знает, что такое посиделки? (Ответы детей) (УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.)

Давайте посмотрим на экран и узнаем, что же такое посиделки (определение слова «Посиделки» слайд№2)

ПОСИДЕЛКИ (вечерки) -  в России обычай крестьянской молодежи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы и развлечений. (Большой Энциклопедический словарь)

В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Где-нибудь в просторной крестьянской избе собиралась молодежь, и начиналось веселье: песни, пляски, игры. Вот и мы собрались сегодня на посиделки, чтобы узнать, как отдыхали в старину наши прабабушки и прадедушки, когда были молодыми. Чтобы спеть русские народные песни, вспомнить пословицы, загадки отгадывать, в игры играть, сказки слушать, да конфеты кушать.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как выглядела в старину крестьянская  изба? Посмотрите на экран (слайд№3, изба) Раньше не было многоэтажных домов, у каждой семьи была своя изба. Это был деревянный дом, срубленный из бревен. (слайд№4 «красный угол»)

Посмотрите на убранство русской избы. Главным местом в избе был красный угол.  Красный - значит красивый, главный. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу. Это было самое почетное место. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. (слайд №5 «Печь»)

В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. На печи сушили грибы, ягоды на зиму, а также одежду и обувь. В печи готовили еду себе и домашним животным. Все хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно, чтобы приготовить обед. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. А знаете ли вы старинные предметы быта? Сейчас я вам загадаю загадки о них, а вы попробуйте их отгадать и найти их в нашем кабинете (за правильные ответы дети получают конфеты)

(УУДПознавательные: логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака. 
Регулятивные - контроль в форме сличения своего ответа с заданным эталоном; личностные - интерес к способу решения и общему способу действия; коммуникативные - умение сотрудничать в группе)

Загадки:

Рогат, да не бык, 

хватает, да не сыт, 

людям отдаёт,

а сам на отдых идёт (ухват)

А давайте посмотрим, где у нас ухват в кабинете? (дети находят в кабинете ухват)
Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (чугунок)

Он по горнице гуляет  - пыль и мусор собирает. (Веник)

Стоит бычок подбоченивши бочок  шипит и кипит,   всем чай пить велит. (Самовар)

То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит 
(Утюг)                                                                                                                         Без работы — холодная она,
А после работы — красна от огня. (Кочерга)

Молодцы, правильно отгадали загадки. А мы продолжаем знакомиться с тем, как проходили посиделки на Руси. На посиделки приходили после трудового дня. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Вот, наверное, с тех давних времён и пошло выражение, а точнее сказать, пословица: «Сделал дело – гуляй смело». Как вы понимаете эту пословицу? (дети отвечают)

(УУД: Коммуникативные: формулирование собственной позиции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме).

Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» говорят  по окончании работы. То есть сначала нужно завершить работу, а затем уж развлекаться  и отдыхать. На прошлом занятии я дала вам домашнее задание - узнать пословицы о труде (дети называют пословицы)

«Без дела жить - только небо коптить»

 «С ремеслом - не пропадёшь».

 «Не игла шьёт, а рука».

 «Дело -  мастера боится».

 «Землю красит солнце, а человека труд».

 «Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».

 «Скучен день до вечера , коли делать нечего».

 «Делу время - потехе – час». 

 « Труд кормит, а лень портит».

 «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

 «Любишь кататься, люби и саночки возить».

(УУД Познавательные  – поиск информации по заданной теме)

Но и даже на посиделках не только веселились, но и работали. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки» Вот и проводили время за любимым рукоделием (слайд «Посиделки») Девушки - за прялкой сидели, или узоры вышивали, а молодые парни  из глины посуду лепили, другие из дерева ложки да плошки вытачивали.

И, чтобы было нескучно – пели весёлые песни или частушки.

Вот и пришло время и нам вспомнить частушки.

Эй, девчонки - веселушки, запевайте-ка частушки! (дети исполняют частушки)

(УУД : Познавательные: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; выполнять танцевальные движения.)               

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире!

Не одна иду плясать –

Нас идёт четыре!

Не хотела выходить,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла–

Я не удержалася.


Если б не было воды –

He было бы кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

А действительно, кто и где поёт частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь.

Молодцы! А теперь, поговорим о русских народных  сказках

Знаете ли вы о том, что чаще всего русские народные сказки рождались во время посиделок. Собирался народ, и рассказывали друг другу разные истории из деревенской жизни. А через некоторое время превращались эти истории в сказки. Народные сказки не записывались, а хранились в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ. 

А сейчас послушайте сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками.

Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами.

Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами.

А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками.

- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.

Детская игра «Каждое изделие в свой город». (Дети расставляют изделия по названию ремесла) .

- Молодцы, дети!. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие, а это из села Дымково? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, способы художественной выразительности, материал и т. д.)

Чему же учат нас сказки? (дети отвечают) Да, они учат добру, мудрости, учат любить окружающий мир и жить в нем. И одно в сказках остается нерушимым – добро всегда побеждает зло.

А сейчас пришло время нам поиграть в игру, в которую играли на посиделках, называется она «Ручеек» (Слайд)

Учитель: Молодцы. Вот мы и познакомились со старинным обрядом. И вот последнее задание для вас – это кроссворд. Я думаю, что вы без проблем справитесь с ним.

1 вопрос: Как называется обряд, с которым мы сегодня познакомились?

2 вопрос: Как называлось главное место в доме?

3 вопрос: Помещение, где проходили посиделки.

4 вопрос: Где и на чём готовили пищу?

5 вопрос: Коротенькая песенка с юмористическим содержанием.

(УУД: познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия;  регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала)

Молодцы, ребята. Хорошо вы усвоили материал, и я надеюсь, что вам эта информация в жизни пригодится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, любовью к тому месту, где ты родился и вырос, уважением к старшим.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Эта наша сторона!

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

На этом наши посиделки подошли к концу. Но мастера и мастерицы прислали вам угощение. (Раздается угощенье).

Вот и посидели, вот и поговорили.

Добрый конец всему делу венец!


Список использованной литературы

1. Каюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.

2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013




































Приложение

ПОСИДЕЛКИ

Дымково

Городец

Гжель

Хохлома