III. Этап получения новых знаний Задача: познакомить учащихся с простейшими тригонометрическими уравнениями, вывести формулы и отработать первичные навыки их решения. Учитель диктует, а учащиеся записывают тему урока: “Решение простейших тригонометрических уравнений”. Открывается запасная доска, где записаны уравнения: sin х = а, cos х = а, tg х = а, ctg x = a. 1. Дается определение простейших тригонометрических уравнений. 2. Осуществляется решение уравнений: sin х = 0, cos х = 0, используя определение синуса и косинуса. sin х = 0. Найдем на тригонометрической окружности точки с ординатой 0. Из А(1;0) в них можно попасть поворотом на угол n, n Є Z, т.е. х = n, n Є Z Аналогично получают решения уравнения cos х = 0. х = + n, n Є Z Решения уравнений sin х =1, sin х = -1, cos х = 1, cos х = -1, учащиеся по вариантам получают самостоятельно и осуществляют проверку через представленную учителем таблицу. Получили частные формулы решения уравнений (нули, точки максимума и минимума синуса и косинуса) 3. Выводятся формулы корней уравнений: sin х = а, cos х=а, tg х = а. A) Для вывода формулы корней уравнения sin х = а показывается слайд через проектор с изображением в одной системе координат графиков функций у = sin х и у = а Если |а| 1, то графики функций у = sin х и у = а не пересекаются, и уравнение sin х = а не имеет корней. Если |а| ; ] графики пересекаются в точке с абсциссой х = arcsin a, и, учитывая период функции синус, получаем: х = arcsin a + 2пn, n Є Z,(1), а на отрезке [ ; ] графики пересекаются в точке с абсциссой х = п- arcsin a и, учитывая период , получаем: х = п – arcsin a + 2пn, n Є Z. (2) Эти две формулы можно объединить одной: х = (-1)к arcsin a + пn, n Є Z (3) Б) Аналогично выводятся формулы корней cos х = а х = +/- arccos a + 2пn, n Є Z. tg х = а х = arctgs a + пn, n Є Z. сtg х = а х = arctсgs a + пn, n Є Z. По окончании вывода формул вывешивается плакат с опорным конспектом по теме урока.) |