СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме " Русская эпическая опера. Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый музыкальный урок с распевками, песенным материалом, заданиями индивидуальными и групповыми, вопросами устными и письменными, богатым аудио и видеоматериалом, портретами композиторов, иллюстративным материалом, музыкальными терминами.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме " Русская эпическая опера. Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»»

23


Конспект открытого урока в 7 классе

По теме: «Русская эпическая опера. Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»

СЛАЙД 1 Урок музыки +

«Музыка - единственный всемирный язык,

его не надо переводить, на нём душа говорит

с душою».

Бертольд Ауэрбах

Немецкий писатель


Распевка звучит а каппельно:

Здравствуйте, здравствуйте!

Добрый день! Добрый день!

Светлый день! Светлый день!

Здравствуйте, здравствуйте!

Я приветствую вас!

(По жесту руки дети садятся).


Учитель:

С первых минут общения мне показалось, между нами уже возник контакт, возникла связь.

Как вы думаете, благодаря чему это произошло?

(Дети: музыке)

Конечно же, искусству музыки!

Вы почувствовали моё настроение?

Я уверенна, что ваше настроение будет таким же замечательным.

И более чем уверена в вашем убеждении, что через музыку можно передавать не только своё настроение, но и более глубокие что?

(Дети: чувства, мысли).

И вообще, рассказывать об огромных, важнейших событиях.

Я надеюсь, что именно это свойство музыки поможет нам понять сегодня одно музыкальное послание.

Но оно ждёт нас впереди, а сейчас внимание! Новости!

СЛАЙД 1 + Звуковые новости:

(диктор передаёт события о захвате князя Игоря в плен).


На основе полученной информации предлагаю вам выполнить следующее задание:

Вставьте в текст пропущенные слова:


СЛАЙД 2 Текст

Я слышал об этом событии _________

Чтобы познакомиться с этим событием, нужно было изучать музыкальное произведение_____

Создателем этой оперы является_____

Проверяем!

Проговори, что у тебя получилось.

Ребята, а вам не показалось в новостях что-либо странное?

(Дети: в современных новостях рассказывается об историческом событии…)

Т. Е. новости современные, а события прошлого времени. Значит, в новостях произошло скрещение времени, столкновение двух противостоящих сил.

Конечно, именно так думал А. П. Бородин, создавая свою оперу «Князь Игорь», самое главное произведение своей жизни.

СЛАЙД 3 Портрет композитора, годы жизни.

«Великий русский композитор 19 века,

Участник содружества русских композиторов

«Могучая кучка», профессор, академик-химик».


И в этой опере есть одна особенность, в отличие от многих эпических опер.

Ведь эта опера посвящена не победе, а?

(Поражению).

Мы уже знакомы с образом Князя Игоря и знаем его, как человека, любящего свою?

(Дети: Родину).

Свой?

(Дети: народ).

Но у этой истории есть и другая сторона, у этого конфликта.

О ком я говорю, кто же противостоял Игорю?

(Дети: Хан Кончак и его войско).

Половцы, кочевой народ. Так?

Вы знаете, ведь у композитора Бородина на этот счёт тоже была своя задумка.

Если Игорь показан, как человек, любящий свою Родину, то в образе половцев тоже была своя мысль, своя идея, своя задумка.

Я предлагаю сделать это сегодня темой нашего урока.

СЛАЙД 4 Тема урока

«Русская эпическая опера. Авторский замысел в опере

А. П. Бородина «Князь Игорь»


(Тему зачитываю вслух).

Подумаем, в чём же была идея образа половцев в этой опере.

Хочу спросить, ребята, что мы можем сделать, чтобы понять замысел? Что?

(Дети: послушать)

Что ещё мы можем сделать?

(Дети: посмотреть).

Умничка! Потому что речь идёт об опере.

Послушать, посмотреть, ещё?

(Сюжет прочитать, какую - нибудь информацию найти).

Чудесно! Всё это мы и будем с вами делать.

Я знаю, что вы уже опытные слушатели, опытные исследователи.

И я хочу предложить вам задание сегодня посерьёзнее.

Хочу предложить вам смоделировать, сочинить музыку для образа половцев, которая могла бы прозвучать.

Это достаточно трудная работа.

Её этапы обозначены у вас в листочках самооценки.

По ходу урока вы можете оценить свои успехи.

Ну что, приступаем!

И так, чтобы нам смоделировать музыку половцев, музыкальный образ, необходимо от чего - то оттолкнуться, ведь композитор всегда ищет какой-то источник вдохновения.

Правда?

Делать мы это будем на основе «Слово о полку Игореве».

Но хочу сказать, что автор «Слово о полку Игореве» не даёт подробной характеристики, описания половцев в тексте нет.

Поэтому я предлагаю вам представить образ половцев, знакомясь с последствиями разрушительных действий половцев.

Внимательно сейчас слушайте и представляйте себе образ неприятеля, который скрывается за этим.

СЛАЙД 5 Звуковые новости: +


Страшная картина.

Скажите, уже появляется некий обриз образа половцев?

Ведь точного описания нет, но есть последствия, можно ли уже на этой основе представить себе образ?

Я попрошу вас поработать в команде над образом.

На отдельном листочке вы запишите определения, которые могли бы характеризовать образ половцев.

На это задание даётся 1 минута.

Даёте определение половцев. В помощь текст, который был в новостях, сейчас перед вами на экране.

И так, время пошло!

СЛАЙД 5 + Образ врага

Мёртвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошёл великими скорбями,

На Руси кровавый тот посев

…И настала тяжкая година,

Поглатила русичей чужбина

Времена довольства пошатнула,

Возвестив о бедствии великом

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе

…И от края, братья, и до края

Пали жёны русские рыдая.

«Слово о полку Игореве»

(Дети выполняют)

Ребята, время вышло! Всё, что есть к этому моменту.

И так, пожалуйста, по очереди, каждый из команд даёт определение.

Кто будет озвучивать?

Выберите любого.

Ну, пожалуйста, что у вас?

(Опрос команд: жестокие, кровавые, безжалостные, целеустремлённые и могучие).

(К другому столу: дополните, пожалуйста!

(Ученики: несправедливые, мстительные).

Хорошо!

Ещё?

(Дети: беспощадные).

Пожалуйста?

(Дети: воинственные).

Это и есть словесный портрет образа половцев, который достаточ-но отчётливо представленный нами, сформировался.

Как и вы, А. П. Бородин тоже долго размышлял, а каким будет этот образ половцев в его произведении.

И в своей опере «Князь Игорь» во 2 действии он переносит нас в половецкий стан и посвящает половцам огромный музыкальный фрагмент.

СЛАЙД 6 2 действие – половецкий стан

Сюита

? балетная группа ?

? оперный хор ?


Сюита, в которой композитор объединяет?

(Дети: балетную группу и оперный хор).

Представляете, какая по силе энергетики может быть музыка.

Тоже загадка для нас и сейчас, я думаю, уже каждый хочет услышать, что же это за музыка такая.

Как мы уже договаривались, попробуем каждый поставить себя в положение композитора.

И так, новое задание, которое называется «Мы - композиторы

СЛАЙД 7 Задание «Мы - композиторы».

Какой будет интонация? +

Нам необходимо ещё раз взглянуть на этот словесный портрет в своих листочках и попробовать ощутить внутри себя интонацию, которая могла бы стать основой для музыки, характеризующей половцев в опере.

Пожалуйста, закройте глазки на несколько секунд и представьте! (дать немного времени).

СЛАЙД 7 +

спокойная

лёгкая

сказочная

ласковая

свирепая

безжалостная


яркая

гневная

задушевная

сердитая

лиричная

бурная


агрессивная

мечтательная

яростная

напевная

напряжённая

изящная


чарующая

злобная

игривая

жёсткая

беззаботная

победная


воинственная

лиричная

жалобная

стремительная

светлая

весёлая


Открываем!

Я немного помогу. Ребята, взгляните на экран!

Здесь несколько характеристик интонаций.

Если среди них та, которая созвучна той музыке, которая сейчас могла бы звучать у вас внутри?

Подберите, пожалуйста, устно подходящие характеристики интонаций.

(Опрос детей: наверное, она будет агрессивная, воинственная).

Так!

(Опрос детей: стремительная).

У кого-то есть ещё варианты?

(Опрос детей по столам: свирепая, безжалостная, бурная, гневная, победная, злобная, яркая, напряжённая.

И ещё есть?

(Опрос детей: сердитая).

А вот теперь сосредоточтесь!

Представьте себе безжалостного, сердитого, яростного половца.

И сейчас на счёт: «3!», пожалуйста, движением рук проявите образ безжалостного такого половца.

Какой бы жест он мог бы сделать?

На счёт «3!» , ручки освободили, взглянули на портрет

Раз-два-три! (дети сидя выбрасывают руки вверх, вперёд).

Так, ну ещё разочек, чтобы совсем я уж испугалась!

(повтор - резкий выброс рук с кулачками).

(Учитель показывает свой жест рук).

Вот в этом вашем жесте, который вы сделали, внимание, уже прослеживается прообраз будущей мелодии.

Знаете почему?

Потому что здесь собраны все выразительные средства музыки, которые вы прекрасно знаете.

СЛАЙД 8 Выразительные средства музыки

мелодия



темп

ритм


динамика

тембр

мелодия

звуковедение

регистр


Вы видите их на экране.

Давайте попробуем проанализировать нашу будущую интонацию, которая звучала внутри нас и которая сейчас выразилась в нашем жесте.

Проанализируем её с точки зрения выразительных средств музыки.

СЛАЙД 9 Жанровая основа музыки

маршевая танцевальная

песенная


Выбираем жанровую основу. (Ответ детей: маршевая).

Хорошо!

Интересно, зачем нам это нужно?

Ребята, возьмите карандаш и простучите, пожалуйста, маршево.

(Дети выполняют это действие).

(Учитель дирижёрским жестом завершает действия детей).

Спасибо!

И как же нам с вами может помочь маршевое начало?

Что сейчас произошло?

(Ответы детей: один и тот же ритм; показывает силу могущества войска, дисциплину).

Вы стали одним (руки в стороны)?

(Ответ детей: целым).

Целым!

Действительно, маршевое начало поможет нам это подчеркнуть.

Хорошо!

СЛАЙД 10 Ритм

Пунктирный



Ровный


С точки зрения ритма, сейчас у нас пунктирный или ровный ритм?

(Дети: ровный).

Потому, что был?

(Дети: одинаковый).

Конечно же!

СЛАЙД 11 Звуковедение

Плавное


Отрывистое


Ровное



Связное

(связующее)

Отчётливое


Ну, а сточки зрения, характера движения мелодии, музыка?

(Показ учителем яркое, волнообразное движение

мелодии рукой).

(Дети: отрывистая, отчётливая).

Попробуйте себя в роли дирижёра и покажите, пожалуйста, мне - как оркестру сыграть яростную, воинственную музыку с отчётливым, отрывистым звуковедением. Покажите!

(Дети с учителем вместе эмоционально

дирижируют двумя руками).

Похоже на голос?

СЛАЙД 12 Темп

Адажио (adagio) ----------------

медленно,

спокойно

Анданте (andante) -----------------

умеренный темп

в характере шага

Аллегро (allegro) ------------------

умеренно быстрый

Престо (presto) ---------------------

быстро

Престиссимо -----------------------

(grestissimo)

в высшей степени быстро

А с точки зрения темпа?

Какой темп поможет нам проявить нашу интонацию в музыке?

(Дети: аллегро (Быстро!); престо (И?) престиссимо).

А почему не в медленном?

(Ответы детей: потому, что в медленной музыке проявляются слабые черты).

А нам надо показать могущество и силу.

Согласны, ребята?

СЛАЙД 13 Динамика

pp

pianissimo очень тихо

FF

Fortissimo очень громко

P

piano тихо

F

forte громко

mp

mezzopiano умеренно

тихо

mf

mezzoforte умеренно

громко

dim

diminuendo постепенно

затихая

cresc

crescendo постепенно

усиливая


Ну, а с точки зрения динамики, вообще, очень интересно. Громкость музыки, наша задумка.

Какой вид динамики поможет?

(Ответ детей: крещендо).

То есть?

(Ответ детей: усиление).

А зачем нам? Почему не «меццофорте»? Почему не тихо?

(Ответ детей: показать нарастание музыки).

Что мы хотим этим эффектом проявить?

(Ответ детей: нарастание беды)

А ещё?

(Ответ детей: напугать соперника).

Нарастание беды, напугать соперника,

а ещё для того, чтобы?

(Ответ детей: показать свою силу и воинственность).

Да, конечно же, чтоб показать свою силу и воинственность.

СЛАЙД 14 Лад

мажор минор

Ну, я думаю, с точки зрения лада здесь будет всё просто.

Мажор или минор?

(Дети: мажор).

А почему ты так думаешь?

(Ответ детей: мне кажется потому, что эта музыка должна быть яркой, чтобы сразу поняли их силу и могущество).

Хорошо!

(По ходу ответов детей на доску разместить с правой стороны:

отрывистое; отчётливое).

(доска: быстро)

(доска: ровный ритм)

(доска: мажор)

(доска: крещендо).

Интонация - (доска: маршевая (сверху).

Ребята, вот наша с вами модель музыки! (Показ на доску).

Модель образа половцев!

Теперь я хочу поставить музыкальный фрагмент, который сочинил А.П. Бородин.

СЛАЙД 15 Задание +

послушайте музыку внимательно;

обратите внимание на выразительные средства выразительности;

какими вы видите половцев в музыке?

запишите в индивидуальных листах слушателя определения, характеризующие музыкальный образ половцев


Обращаю внимание на то, чтобы вы проследили, а как выразительные средства, которые мы с вами только что прорабатывали, использовал композитор.

А также попробуйте увидеть в этой музыке половцев.

Работа индивидуальная.

Вот в этих листочках слушателя каждый из вас напишет то определение половцев, которое можно охарактеризовать именно и в музыке композитора.

Внимание! Слушаем и выполняем!

СЛАЙД 15 + (Аудиопрослушивание подряд 2 фрагмента).

(Дети слушают и делают записи).


Ребята, ожидали услышать такую музыку?

Скажите, пожалуйста, а что же её, на ваш взгляд, отличает от нашей модели?

Какая здесь была интонация музыки? (показ поднятой руки)

Какое самое яркое, отличительное качество можно было заметить?

(Ответ детей: мы говорили о музыке воинственной, а музыка композиторская вначале прозвучала такая задорная).

Задорная, ещё?

(Ответ детей: весёлая, с хорошим настроением)

Ещё?

(Ответ детей: хорошее настроение, решительность;

в конце становится более мрачновата).

Ребята, а с точки зрения выразительных средств музыки, в чём мы с вами не совпали с моделью композитора?

Ритм ровный.

А здесь был ритм какой?

(Ответ детей: пунктирный) - на доску разместить «пунктирный» рядом с «ровным»).

А что хотелось делать под эту музыку? К чему она вас призывала?

(Ответ детей: танцевать).

В чём же тогда ещё наше отличие будет заключаться?

(Ответ детей: не маршевое начало, а танцевальное) -

на доску разместить «танцевальная»).

Посмотрите, какое решение!

А теперь о том, какими вы увидели половцев.

Предложите, пожалуйста, несколько характеристик, которые вы услышали в музыке.

И так, половцы, какими вы их увидели?

Давайте по одному слову!

(Ответ детей: шустрые, хитрые, грозные).

Так, ещё?

(Ответ детей: воинственные, могущественные, целеустремлённые, радостные).

Радостные, так!

(Ответ детей: яростные, опытные, могучие).

Так, хорошо!

Ещё!

(Ответ детей: уверенные, весёлые).

Уверенные в себе, а почему нет!

Ребята, взглянув на эти две характеристики,

создаётся ли впечатление о том, что показаны два разных что?

(Дети продолжают: два разных образа).

Мы с вами половцев увидели жёсткими, беспощадными, целеустремлёнными, а в музыке услышали их и радостными, смелыми и воинственными тоже, не уйти от этого.

Но скажите, пожалуйста, может здесь какая-то ошибка?

Может Бородин не читал «Слово о полку Игореве»?

Почему он половцев создал такими в музыке?

(Ответы детей: Князя Игоря приняли половцы не как пленного, а с почестями, как уважаемого воина).

Действительно, это нельзя оставить без внимания.

Мы их увидели в музыке радостными, весёлыми.

Конечно, они тоже умеют радоваться, так же как и?

И мы с вами.

Это показывает их тоже с хорошей стороны.

Хочу напомнить, что мы ведём речь о сценической музыке. Сценической!

И в опере на сцене этот момент композитор назвал «Половецкие пляски».

СЛАЙД 15 + появляются - Половецкие пляски +


Вы правильно почувствовали танцевальную интонацию.

(Доска: рядом с «маршевая» крепится «танцевальная»).

И неспроста композитор показывает их танцующими.

Какая сторона жизни показана, если народ танцует?

(Ответ детей: другая сторона).

Конечно, другая сторона.

В этой сцене в момент звучания музыки оперы половцы разыгрывают какую-то сцену в театре.

Как вы думаете, что они представляют на сцене?

(Ответ детей: танец).

Что бы ещё они могли делать?

(Ответ детей: петь).

Какой был финал, вспомните?

(Ответ детей: торжественный).

Что они ещё могли делать?

(Ответ детей: радоваться, ликовать).

Половцы ликуют, половцы танцуют, половцы радуются...

Выберите для себя какое-то действие, кому что нравится.

Я предлагаю вам выйти и замереть в позе, радующего жизни, весёлого половца!

Смелее!

(Выходят ребята).

И так, на счёт «3!» замирайте в позе половца!

Раз-два-три! Замерли!

(Дети выполняют, иногда в парах).

Хорошо!

Но если мы с вами находимся в театре, театральному действию не хватает чего?

(Ответ детей: музыки). И?

(Ответ детей: движений).

Сейчас, как только зазвучит музыка, вы продолжите своё движение: ликовать, подпрыгивать, радоваться, танцевать, как вы сказали.

И так!

СЛАЙД 15 + Аудиозапись пляски половцев,

ученики двигаются).

Чувствуете музыку?

Аплодисменты! Вы же на сцене, прошу вас садиться!

Но и теперь, конечно – же, надо посмотреть, а как происходит эта сцена в опере, поставленная на сцене Мариинского театра в городе Санкт-Петербург.

СЛАЙД 16 Мариинский театр Санкт-Петербурга

Сцена «Половецкие пляски» (фрагмент) +

Ребята, смотрим и сопоставляем нашу с вами музыкально-пластическую модель половцев с тем, что есть на сцене театра.

СЛАЙД 16 + (Видеофрагмент с субтитрами).

Как вы считаете, совпала ли наша с вами музыкально - пластическая модель с тем, что вы видели на экране?

Мне кажется, вы очень даже близки оказались к задумке автора.

Это говорит о том, что вы, слушая музыку, угадали то, что будет на сцене.

Мне кажется, не только композитор. Но и мы тоже почувствовали образ половцев и показали его на сцене.

Так вот, ребята, если вспомнить тему нашего урока

СЛАЙД 17 Тема урока

проговорить тему +

Как вы думаете, создавая половцев своей музыкой, к чему призывает нас с вами композитор?

(Ответ детей: они могут не только воевать, грабить, они ещё и такие же весёлые, любящие, как и обычные люди; другая сторона народа).

Другая сторона народа.

Так как вы думаете, в этом музыкальном послании композитор к чему нас с вами призывает?

(Ответ детей: не судить о людях, не узнав их).

Действительно, показывает другую сторону половцев, народа жизнерадостного, народа со своей культурой, со своими танцами, своими песнями.

Как вы слышали, были объединены балетом в этой сцене.

Композитор нам показывает культуру этого народа.

Согласны? И призывает нас к чему?

К взаимо?

(Ответ детей: к взаимопониманию).

К взаимо?

(Ответ детей: к взаимоуважению).

Уважению между народами.

Ребята, мы проделали большую работу, и мне, кажется, сегодня вы открыли для себя нечто новое, неожиданное.

Но в этой сцене есть ещё один образ - это половецкие девушки.

Половецкие пленницы, которых собирали половцы, привозили с разных краёв к себе в стан.

И в этой сцене половецкие пленницы поют удивительную песню, мотив которой вы обязательно где-то слышали.

Я сейчас хочу вместе с вами насладиться музыкой Бородина, посмотреть эту сцену в опере и подумать: чем пронизана музыка хора половецких девушек?

СЛАЙД 18 Хор половецких девушек

(Видеофрагмент «Хор половецких девушек» с субтитрами).

Красивая музыка? Тронуло?

СЛАЙД 19 - текст «Улетай на крыльях ветра» +


Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной, родная песня наша,

Туда, где мы тебя свободно пели,

Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом, негой воздух полон,

Там под говор моря дремлют горы в облаках.

Там так ярко – о солнце светит,

Родные горы светом заливая.

В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зелёных.


А скажите, о чём поют половецкие девушки? О чём же?

(Ответы детей: …).

Умничка!

Если я не могу попасть в свой родимый край, то пусть, хотя бы, песня долетит на родину.

А какими чувствами пронизана эта музыка? Что вы почувство-вали?

(Ответы детей: тоска, патриотизм, задушевность, любовь).

Действительно, любовь к своему краю.

Скажите, а вам это чувство знакомо?

Вы любите наш северный, в голубой застывшей дымке край?

И я надеюсь, что эта музыка сегодня уйдёт вместе с вами.

А чтобы это произошло, нужно её исполнить.

Пробуем?

Эти чувства, отразились и в интонации.

Ведь, как исполнителям, сейчас нам нужно будет это проявить в своём исполнении.

Как звучит музыка, какая интонация? Интонация?

(Ответ детей: плавно).

Ещё?

(Ответ детей: нежно, полётно).

Ещё?

Улетай! (показ движения и мелодии вперёд).

(Ответ детей: легко).

Умничка! Иначе не взлетит.

Давайте сейчас немножко подготовимся! Хорошо?

Осанка!

Голос должен пойти за рукой, взлететь!

У нас всё получится!

Обратите внимание, красным обозначены гласные, которые? Тянутся.

Я бы сказала «улетают!» (показ рукой). Правда?

Вместе со мной!

СЛАЙД 19 + Аудиозапись - исполнение под фортепиано

Ребята, в тексте я обозначила тёмным цветом такое трудное место для исполнения. Там требуется большое дыхание, фразы очень протяжные.

Мы, с вашего разрешения, с Викторией возьмём их на себя.

Договорились?

А вместе мы с вами исполним то, что обозначено синим цветом.

Как вы думаете, вам удобнее петь будет сидя или стоя?

(Ответ детей: сидя).

Хорошо, с прямыми спинками;

освобождаем дыхание, гласные распеваем.

И так, пробуем?

Вступление очень короткое!

СЛАЙД 20 Аудиозапись оркестра

(Исполнение учителем с детьми и сольно, дирижируя одновременно).

Ну что ж, ребята, я надеюсь, что эта песня сегодня поселится в ваших сердцах, и вы этот чудесный мотив унесёте с собой!

А сейчас, ребята, пожалуйста, в ваших листочках оцените, как у вас получилось сегодня проявить себя в той или иной работе.

(Дети заполняют).

Я надеюсь, что сегодня для вас был не просто урок музыки, а нечто большее для себя сегодня открыли.

Вы не могли бы сейчас такую ассоциацию провести?

Урок музыки тире урок?

Какое ещё название дали бы сегодняшнему уроку?

(Ответ детей: творчества!).

Урок музыки урок?

(Ответ детей: искусства!).

Урок музыки урок?

(Ответ детей: души!).

Согласны?

Ну что ж, я надеюсь, что впечатление от сегодняшнего урока вы пронесёте через всю свою жизнь.

Я на этом благодарю вас за работу, мне было с вами интересно, до новых музыкальных встреч!

Аплодисменты!