23
Конспект открытого урока в 7 классе
По теме: «Русская эпическая опера. Авторский замысел в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»
СЛАЙД 1 Урок музыки +
«Музыка - единственный всемирный язык,
его не надо переводить, на нём душа говорит
с душою».
Бертольд Ауэрбах
Немецкий писатель
Распевка звучит а каппельно:
Здравствуйте, здравствуйте!
Добрый день! Добрый день!
Светлый день! Светлый день!
Здравствуйте, здравствуйте!
Я приветствую вас!
(По жесту руки дети садятся).
Учитель:
С первых минут общения мне показалось, между нами уже возник контакт, возникла связь.
Как вы думаете, благодаря чему это произошло?
(Дети: музыке)
Конечно – же, искусству музыки!
Вы почувствовали моё настроение?
Я уверенна, что ваше настроение будет таким же замечательным.
И более чем уверена в вашем убеждении, что через музыку можно передавать не только своё настроение, но и более глубокие что?
(Дети: чувства, мысли).
И вообще, рассказывать об огромных, важнейших событиях.
Я надеюсь, что именно это свойство музыки поможет нам понять сегодня одно музыкальное послание.
Но оно ждёт нас впереди, а сейчас внимание! Новости!
СЛАЙД 1 + Звуковые новости:
(диктор передаёт события о захвате князя Игоря в плен).
На основе полученной информации предлагаю вам выполнить следующее задание:
Вставьте в текст пропущенные слова:
СЛАЙД 2 Текст
Я слышал об этом событии _________
Чтобы познакомиться с этим событием, нужно было изучать музыкальное произведение_____
Создателем этой оперы является_____
Проверяем!
Проговори, что у тебя получилось.
Ребята, а вам не показалось в новостях что-либо странное?
(Дети: в современных новостях рассказывается об историческом событии…)
Т. Е. новости современные, а события прошлого времени. Значит, в новостях произошло скрещение времени, столкновение двух противостоящих сил.
Конечно, именно так думал А. П. Бородин, создавая свою оперу «Князь Игорь», самое главное произведение своей жизни.
СЛАЙД 3 Портрет композитора, годы жизни.
«Великий русский композитор 19 века,
Участник содружества русских композиторов
«Могучая кучка», профессор, академик-химик».
И в этой опере есть одна особенность, в отличие от многих эпических опер.
Ведь эта опера посвящена не победе, а?
(Поражению).
Мы уже знакомы с образом Князя Игоря и знаем его, как человека, любящего свою?
(Дети: Родину).
Свой?
(Дети: народ).
Но у этой истории есть и другая сторона, у этого конфликта.
О ком я говорю, кто же противостоял Игорю?
(Дети: Хан Кончак и его войско).
Половцы, кочевой народ. Так?
Вы знаете, ведь у композитора Бородина на этот счёт тоже была своя задумка.
Если Игорь показан, как человек, любящий свою Родину, то в образе половцев тоже была своя мысль, своя идея, своя задумка.
Я предлагаю сделать это сегодня темой нашего урока.
СЛАЙД 4 Тема урока
«Русская эпическая опера. Авторский замысел в опере
А. П. Бородина «Князь Игорь»
(Тему зачитываю вслух).
Подумаем, в чём же была идея образа половцев в этой опере.
Хочу спросить, ребята, что мы можем сделать, чтобы понять замысел? Что?
(Дети: послушать)
Что ещё мы можем сделать?
(Дети: посмотреть).
Умничка! Потому что речь идёт об опере.
Послушать, посмотреть, ещё?
(Сюжет прочитать, какую - нибудь информацию найти).
Чудесно! Всё это мы и будем с вами делать.
Я знаю, что вы уже опытные слушатели, опытные исследователи.
И я хочу предложить вам задание сегодня посерьёзнее.
Хочу предложить вам смоделировать, сочинить музыку для образа половцев, которая могла бы прозвучать.
Это достаточно трудная работа.
Её этапы обозначены у вас в листочках самооценки.
По ходу урока вы можете оценить свои успехи.
Ну что, приступаем!
И так, чтобы нам смоделировать музыку половцев, музыкальный образ, необходимо от чего - то оттолкнуться, ведь композитор всегда ищет какой-то источник вдохновения.
Правда?
Делать мы это будем на основе «Слово о полку Игореве».
Но хочу сказать, что автор «Слово о полку Игореве» не даёт подробной характеристики, описания половцев в тексте нет.
Поэтому я предлагаю вам представить образ половцев, знакомясь с последствиями разрушительных действий половцев.
Внимательно сейчас слушайте и представляйте себе образ неприятеля, который скрывается за этим.
СЛАЙД 5 Звуковые новости: +
Страшная картина.
Скажите, уже появляется некий обриз образа половцев?
Ведь точного описания нет, но есть последствия, можно ли уже на этой основе представить себе образ?
Я попрошу вас поработать в команде над образом.
На отдельном листочке вы запишите определения, которые могли бы характеризовать образ половцев.
На это задание даётся 1 минута.
Даёте определение половцев. В помощь текст, который был в новостях, сейчас перед вами на экране.
И так, время пошло!
СЛАЙД 5 + Образ врага
Мёртвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошёл великими скорбями,
На Руси кровавый тот посев…
…И настала тяжкая година,
Поглатила русичей чужбина…
Времена довольства пошатнула,
Возвестив о бедствии великом…
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе…
…И от края, братья, и до края
Пали жёны русские рыдая.
«Слово о полку Игореве»
(Дети выполняют)
Ребята, время вышло! Всё, что есть к этому моменту.
И так, пожалуйста, по очереди, каждый из команд даёт определение.
Кто будет озвучивать?
Выберите любого.
Ну, пожалуйста, что у вас?
(Опрос команд: жестокие, кровавые, безжалостные, целеустремлённые и могучие).
(К другому столу: дополните, пожалуйста!
(Ученики: несправедливые, мстительные).
Хорошо!
Ещё?
(Дети: беспощадные).
Пожалуйста?
(Дети: воинственные).
Это и есть словесный портрет образа половцев, который достаточ-но отчётливо представленный нами, сформировался.
Как и вы, А. П. Бородин тоже долго размышлял, а каким будет этот образ половцев в его произведении.
И в своей опере «Князь Игорь» во 2 действии он переносит нас в половецкий стан и посвящает половцам огромный музыкальный фрагмент.
СЛАЙД 6 2 действие – половецкий стан
Сюита
? балетная группа ?
? оперный хор ?
Сюита, в которой композитор объединяет?
(Дети: балетную группу и оперный хор).
Представляете, какая по силе энергетики может быть музыка.
Тоже загадка для нас и сейчас, я думаю, уже каждый хочет услышать, что же это за музыка такая.
Как мы уже договаривались, попробуем каждый поставить себя в положение композитора.
И так, новое задание, которое называется «Мы - композиторы!»
СЛАЙД 7 Задание «Мы - композиторы».
Какой будет интонация? +
Нам необходимо ещё раз взглянуть на этот словесный портрет в своих листочках и попробовать ощутить внутри себя интонацию, которая могла бы стать основой для музыки, характеризующей половцев в опере.
Пожалуйста, закройте глазки на несколько секунд и представьте! (дать немного времени).
СЛАЙД 7 +
спокойная лёгкая сказочная ласковая свирепая безжалостная | яркая гневная задушевная сердитая лиричная бурная | агрессивная мечтательная яростная напевная напряжённая изящная | чарующая злобная игривая жёсткая беззаботная победная | воинственная лиричная жалобная стремительная светлая весёлая |
Открываем!
Я немного помогу. Ребята, взгляните на экран!
Здесь несколько характеристик интонаций.
Если среди них та, которая созвучна той музыке, которая сейчас могла бы звучать у вас внутри?
Подберите, пожалуйста, устно подходящие характеристики интонаций.
(Опрос детей: наверное, она будет агрессивная, воинственная).
Так!
(Опрос детей: стремительная).
У кого-то есть ещё варианты?
(Опрос детей по столам: свирепая, безжалостная, бурная, гневная, победная, злобная, яркая, напряжённая.
И ещё есть?
(Опрос детей: сердитая).
А вот теперь сосредоточтесь!
Представьте себе безжалостного, сердитого, яростного половца.
И сейчас на счёт: «3!», пожалуйста, движением рук проявите образ безжалостного такого половца.
Какой бы жест он мог бы сделать?
На счёт «3!» , ручки освободили, взглянули на портрет
Раз-два-три! (дети сидя выбрасывают руки вверх, вперёд).
Так, ну ещё разочек, чтобы совсем я уж испугалась!
(повтор - резкий выброс рук с кулачками).
(Учитель показывает свой жест рук).
Вот в этом вашем жесте, который вы сделали, внимание, уже прослеживается прообраз будущей мелодии.
Знаете почему?
Потому что здесь собраны все выразительные средства музыки, которые вы прекрасно знаете.
СЛАЙД 8 Выразительные средства музыки
мелодия темп | ритм динамика | тембр мелодия звуковедение регистр |
Вы видите их на экране.
Давайте попробуем проанализировать нашу будущую интонацию, которая звучала внутри нас и которая сейчас выразилась в нашем жесте.
Проанализируем её с точки зрения выразительных средств музыки.
СЛАЙД 9 Жанровая основа музыки
маршевая танцевальная
песенная
Выбираем жанровую основу. (Ответ детей: маршевая).
Хорошо!
Интересно, зачем нам это нужно?
Ребята, возьмите карандаш и простучите, пожалуйста, маршево.
(Дети выполняют это действие).
(Учитель дирижёрским жестом завершает действия детей).
Спасибо!
И как же нам с вами может помочь маршевое начало?
Что сейчас произошло?
(Ответы детей: один и тот же ритм; показывает силу могущества войска, дисциплину).
Вы стали одним (руки в стороны)?
(Ответ детей: целым).
Целым!
Действительно, маршевое начало поможет нам это подчеркнуть.
Хорошо!
СЛАЙД 10 Ритм
Пунктирный | Ровный |
С точки зрения ритма, сейчас у нас пунктирный или ровный ритм?
(Дети: ровный).
Потому, что был?
(Дети: одинаковый).
Конечно же!
СЛАЙД 11 Звуковедение
Плавное | Отрывистое  |
Ровное | |
Связное (связующее) | Отчётливое  |
Ну, а сточки зрения, характера движения мелодии, музыка?
(Показ учителем яркое, волнообразное движение
мелодии рукой).
(Дети: отрывистая, отчётливая).
Попробуйте себя в роли дирижёра и покажите, пожалуйста, мне - как оркестру сыграть яростную, воинственную музыку с отчётливым, отрывистым звуковедением. Покажите!
(Дети с учителем вместе эмоционально
дирижируют двумя руками).
Похоже на голос?
СЛАЙД 12 Темп
Адажио (adagio) ---------------- | медленно, спокойно |
Анданте (andante) ----------------- | умеренный темп в характере шага |
Аллегро (allegro) ------------------ | умеренно быстрый |
Престо (presto) --------------------- | быстро |
Престиссимо ----------------------- (grestissimo) | в высшей степени быстро |
А с точки зрения темпа?
Какой темп поможет нам проявить нашу интонацию в музыке?
(Дети: аллегро (Быстро!); престо (И?) престиссимо).
А почему не в медленном?
(Ответы детей: потому, что в медленной музыке проявляются слабые черты).
А нам надо показать могущество и силу.
Согласны, ребята?
СЛАЙД 13 Динамика
pp pianissimo очень тихо | FF Fortissimo очень громко |
P piano тихо | F forte громко |
mp mezzopiano умеренно тихо | mf mezzoforte умеренно громко |
dim diminuendo постепенно затихая | cresc crescendo постепенно усиливая |
Ну, а с точки зрения динамики, вообще, очень интересно. Громкость музыки, наша задумка.
Какой вид динамики поможет?
(Ответ детей: крещендо).
То есть?
(Ответ детей: усиление).
А зачем нам? Почему не «меццофорте»? Почему не тихо?
(Ответ детей: показать нарастание музыки).
Что мы хотим этим эффектом проявить?
(Ответ детей: нарастание беды)
А ещё?
(Ответ детей: напугать соперника).
Нарастание беды, напугать соперника,
а ещё для того, чтобы?
(Ответ детей: показать свою силу и воинственность).
Да, конечно же, чтоб показать свою силу и воинственность.
СЛАЙД 14 Лад
мажор минор
Ну, я думаю, с точки зрения лада здесь будет всё просто.
Мажор или минор?
(Дети: мажор).
А почему ты так думаешь?
(Ответ детей: мне кажется потому, что эта музыка должна быть яркой, чтобы сразу поняли их силу и могущество).
Хорошо!
(По ходу ответов детей на доску разместить с правой стороны:
отрывистое; отчётливое).
(доска: быстро)
(доска: ровный ритм)
(доска: мажор)
(доска: крещендо).
Интонация - (доска: маршевая (сверху).
Ребята, вот наша с вами модель музыки! (Показ на доску).
Модель образа половцев!
Теперь я хочу поставить музыкальный фрагмент, который сочинил А.П. Бородин.
СЛАЙД 15 Задание +
послушайте музыку внимательно;
обратите внимание на выразительные средства выразительности;
какими вы видите половцев в музыке?
запишите в индивидуальных листах слушателя определения, характеризующие музыкальный образ половцев
Обращаю внимание на то, чтобы вы проследили, а как выразительные средства, которые мы с вами только что прорабатывали, использовал композитор.
А также попробуйте увидеть в этой музыке половцев.
Работа индивидуальная.
Вот в этих листочках слушателя каждый из вас напишет то определение половцев, которое можно охарактеризовать именно и в музыке композитора.
Внимание! Слушаем и выполняем!
СЛАЙД 15 + (Аудиопрослушивание – подряд 2 фрагмента).
(Дети слушают и делают записи).
Ребята, ожидали услышать такую музыку?
Скажите, пожалуйста, а что же её, на ваш взгляд, отличает от нашей модели?
Какая здесь была интонация музыки? (показ поднятой руки)
Какое самое яркое, отличительное качество можно было заметить?
(Ответ детей: мы говорили о музыке воинственной, а музыка композиторская вначале прозвучала такая задорная).
Задорная, ещё?
(Ответ детей: весёлая, с хорошим настроением)
Ещё?
(Ответ детей: хорошее настроение, решительность;
в конце становится более мрачновата).
Ребята, а с точки зрения выразительных средств музыки, в чём мы с вами не совпали с моделью композитора?
Ритм ровный.
А здесь был ритм какой?
(Ответ детей: пунктирный) - на доску разместить «пунктирный» рядом с «ровным»).
А что хотелось делать под эту музыку? К чему она вас призывала?
(Ответ детей: танцевать).
В чём же тогда ещё наше отличие будет заключаться?
(Ответ детей: не маршевое начало, а танцевальное) -
на доску разместить «танцевальная»).
Посмотрите, какое решение!
А теперь о том, какими вы увидели половцев.
Предложите, пожалуйста, несколько характеристик, которые вы услышали в музыке.
И так, половцы, какими вы их увидели?
Давайте по одному слову!
(Ответ детей: шустрые, хитрые, грозные).
Так, ещё?
(Ответ детей: воинственные, могущественные, целеустремлённые, радостные).
Радостные, так!
(Ответ детей: яростные, опытные, могучие).
Так, хорошо!
Ещё!
(Ответ детей: уверенные, весёлые).
Уверенные в себе, а почему нет!
Ребята, взглянув на эти две характеристики,
создаётся ли впечатление о том, что показаны два разных что?
(Дети продолжают: два разных образа).
Мы с вами половцев увидели жёсткими, беспощадными, целеустремлёнными, а в музыке услышали их и радостными, смелыми и воинственными тоже, не уйти от этого.
Но скажите, пожалуйста, может здесь какая-то ошибка?
Может Бородин не читал «Слово о полку Игореве»?
Почему он половцев создал такими в музыке?
(Ответы детей: Князя Игоря приняли половцы не как пленного, а с почестями, как уважаемого воина).
Действительно, это нельзя оставить без внимания.
Мы их увидели в музыке радостными, весёлыми.
Конечно, они тоже умеют радоваться, так же как и?
И мы с вами.
Это показывает их тоже с хорошей стороны.
Хочу напомнить, что мы ведём речь о сценической музыке. Сценической!
И в опере на сцене этот момент композитор назвал «Половецкие пляски».
СЛАЙД 15 + появляются - Половецкие пляски +
Вы правильно почувствовали танцевальную интонацию.
(Доска: рядом с «маршевая» крепится «танцевальная»).
И неспроста композитор показывает их танцующими.
Какая сторона жизни показана, если народ танцует?
(Ответ детей: другая сторона).
Конечно, другая сторона.
В этой сцене в момент звучания музыки оперы половцы разыгрывают какую-то сцену в театре.
Как вы думаете, что они представляют на сцене?
(Ответ детей: танец).
Что бы ещё они могли делать?
(Ответ детей: петь).
Какой был финал, вспомните?
(Ответ детей: торжественный).
Что они ещё могли делать?
(Ответ детей: радоваться, ликовать).
Половцы ликуют, половцы танцуют, половцы радуются...
Выберите для себя какое-то действие, кому что нравится.
Я предлагаю вам выйти и замереть в позе, радующего жизни, весёлого половца!
Смелее!
(Выходят ребята).
И так, на счёт «3!» замирайте в позе половца!
Раз-два-три! Замерли!
(Дети выполняют, иногда в парах).
Хорошо!
Но если мы с вами находимся в театре, театральному действию не хватает чего?
(Ответ детей: музыки). И?
(Ответ детей: движений).
Сейчас, как только зазвучит музыка, вы продолжите своё движение: ликовать, подпрыгивать, радоваться, танцевать, как вы сказали.
И так!
СЛАЙД 15 + Аудиозапись пляски половцев,
ученики двигаются).
Чувствуете музыку?
Аплодисменты! Вы же на сцене, прошу вас садиться!
Но и теперь, конечно – же, надо посмотреть, а как происходит эта сцена в опере, поставленная на сцене Мариинского театра в городе Санкт-Петербург.
СЛАЙД 16 Мариинский театр Санкт-Петербурга
Сцена «Половецкие пляски» (фрагмент) +
Ребята, смотрим и сопоставляем нашу с вами музыкально-пластическую модель половцев с тем, что есть на сцене театра.
СЛАЙД 16 + (Видеофрагмент с субтитрами).
Как вы считаете, совпала ли наша с вами музыкально - пластическая модель с тем, что вы видели на экране?
Мне кажется, вы очень даже близки оказались к задумке автора.
Это говорит о том, что вы, слушая музыку, угадали то, что будет на сцене.
Мне кажется, не только композитор. Но и мы тоже почувствовали образ половцев и показали его на сцене.
Так вот, ребята, если вспомнить тему нашего урока
СЛАЙД 17 Тема урока
проговорить тему +
Как вы думаете, создавая половцев своей музыкой, к чему призывает нас с вами композитор?
(Ответ детей: они могут не только воевать, грабить, они ещё и такие же весёлые, любящие, как и обычные люди; другая сторона народа).
Другая сторона народа.
Так как вы думаете, в этом музыкальном послании композитор к чему нас с вами призывает?
(Ответ детей: не судить о людях, не узнав их).
Действительно, показывает другую сторону половцев, народа жизнерадостного, народа со своей культурой, со своими танцами, своими песнями.
Как вы слышали, были объединены балетом в этой сцене.
Композитор нам показывает культуру этого народа.
Согласны? И призывает нас к чему?
К взаимо?
(Ответ детей: к взаимопониманию).
К взаимо?
(Ответ детей: к взаимоуважению).
Уважению между народами.
Ребята, мы проделали большую работу, и мне, кажется, сегодня вы открыли для себя нечто новое, неожиданное.
Но в этой сцене есть ещё один образ - это половецкие девушки.
Половецкие пленницы, которых собирали половцы, привозили с разных краёв к себе в стан.
И в этой сцене половецкие пленницы поют удивительную песню, мотив которой вы обязательно где-то слышали.
Я сейчас хочу вместе с вами насладиться музыкой Бородина, посмотреть эту сцену в опере и подумать: чем пронизана музыка хора половецких девушек?
СЛАЙД 18 Хор половецких девушек
(Видеофрагмент «Хор половецких девушек» с субтитрами).
Красивая музыка? Тронуло?
СЛАЙД 19 - текст «Улетай на крыльях ветра» +
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом, негой воздух полон,
Там под говор моря дремлют горы в облаках.
Там так ярко – о солнце светит,
Родные горы светом заливая.
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.
А скажите, о чём поют половецкие девушки? О чём же?
(Ответы детей: …).
Умничка!
Если я не могу попасть в свой родимый край, то пусть, хотя бы, песня долетит на родину.
А какими чувствами пронизана эта музыка? Что вы почувство-вали?
(Ответы детей: тоска, патриотизм, задушевность, любовь).
Действительно, любовь к своему краю.
Скажите, а вам это чувство знакомо?
Вы любите наш северный, в голубой застывшей дымке край?
И я надеюсь, что эта музыка сегодня уйдёт вместе с вами.
А чтобы это произошло, нужно её исполнить.
Пробуем?
Эти чувства, отразились и в интонации.
Ведь, как исполнителям, сейчас нам нужно будет это проявить в своём исполнении.
Как звучит музыка, какая интонация? Интонация?
(Ответ детей: плавно).
Ещё?
(Ответ детей: нежно, полётно).
Ещё?
Улетай! (показ движения и мелодии вперёд).
(Ответ детей: легко).
Умничка! Иначе не взлетит.
Давайте сейчас немножко подготовимся! Хорошо?
Осанка!
Голос должен пойти за рукой, взлететь!
У нас всё получится!
Обратите внимание, красным обозначены гласные, которые? Тянутся.
Я бы сказала «улетают!» (показ рукой). Правда?
Вместе со мной!
СЛАЙД 19 + Аудиозапись - исполнение под фортепиано
Ребята, в тексте я обозначила тёмным цветом такое трудное место для исполнения. Там требуется большое дыхание, фразы очень протяжные.
Мы, с вашего разрешения, с Викторией возьмём их на себя.
Договорились?
А вместе мы с вами исполним то, что обозначено синим цветом.
Как вы думаете, вам удобнее петь будет сидя или стоя?
(Ответ детей: сидя).
Хорошо, с прямыми спинками;
освобождаем дыхание, гласные распеваем.
И так, пробуем?
Вступление очень короткое!
СЛАЙД 20 Аудиозапись оркестра
(Исполнение учителем с детьми и сольно, дирижируя одновременно).
Ну что ж, ребята, я надеюсь, что эта песня сегодня поселится в ваших сердцах, и вы этот чудесный мотив унесёте с собой!
А сейчас, ребята, пожалуйста, в ваших листочках оцените, как у вас получилось сегодня проявить себя в той или иной работе.
(Дети заполняют).
Я надеюсь, что сегодня для вас был не просто урок музыки, а нечто большее для себя сегодня открыли.
Вы не могли бы сейчас такую ассоциацию провести?
Урок музыки тире урок?
Какое ещё название дали бы сегодняшнему уроку?
(Ответ детей: творчества!).
Урок музыки – урок?
(Ответ детей: искусства!).
Урок музыки – урок?
(Ответ детей: души!).
Согласны?
Ну что ж, я надеюсь, что впечатление от сегодняшнего урока вы пронесёте через всю свою жизнь.
Я на этом благодарю вас за работу, мне было с вами интересно, до новых музыкальных встреч!
Аплодисменты!