Урок русского языка.
УМК «Перспектива», 2 класс
Тема: «Текст. Типы текстов. Закрепление.»
Цель: обобщить знания по разделу «Текст»; развивать умение различать виды текстов.
Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся. Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах.
Метапредметные:
• Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
• Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение.
• Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия.
• Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок. Начинаем наш урок!
А чтобы урок был продуктивным мы должны быть: (собранными, активными, трудолюбивыми, …)
-И всё у нас получится!
- Открываем тетради и записываем число, классная работа.
II Актуализация знаний.
-Спишите с доски:
Сильный ветер сорвал с деревьев листья и долго кружил их в воздухе.
-Что вы списали?
-Докажите, что это предложение? (Выражает законченную мысль)
-О чем говорится в этом предложении? (В этом предложении говориться о ветре)
-Что вы узнали о ветре? (Ветер был сильный, он срывал листья с деревьев…)
-Назовите слово в котором звуков меньше, чем букв. (Сильный)
-Почему?
-Назовите мягкие согласные звуки.
III Самоопределение к деятельности
- Определите по признакам, о чём идёт речь:
-Он выражает законченную мысль.
-Его всегда можно озаглавить.
-Он имеет свою тему и законченную мысль.
-Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего предложения.
-Правильно, ребята. Это все вместе назовём ТЕКСТ.
- Вспомним, что же такое текст? (Работа с толковым словарём)
- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
(Текст. Должны хорошо уметь работать с текстом, определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации).
-Посмотрите план нашего урока.
План
1. Повторить понятие: «Предложение», звуки и буквы.
2. Определить тему и поставить цель урока.
3. Работа над видами текста.
4. Игра «Да и Нет»
5. Работа в группах.
6. Рефлексия.
7. Итог урока.
IV Работа по теме
Понятия «текст, тема, главная мысль». Определение типа текста.
- Определите. Какой из предложенных отрывков является текстом и почему?
1) Собака - друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.
2) Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка. Здесь, в дупле дерева, её домик. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. Сыта будет белочка зимой.
Определите тему текста. Какова же главная мысль? Что автор хотел до нас донести? Озаглавьте текст.
- С какими типами текстов мы знакомы? Дайте им определение.
а) Чтение текста учеником.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки
- О ком этот текст?
- Что можно представить, читая его?
- Так как же называются тексты, в которых описываются животные, люди, природа, предметы?
Вывешивается табличка зеленого цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.
б) Чтение текста учеником.
Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.
- А о чём этот текст?
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – СООБЩЕНИЕ (Повествование).
в) Чтение текста учеником.
Пластмассовых полотенец пока нет. Потому что ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.
- Что объясняется в этом тексте?
- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо? В тексте стоит вопрос Почему?
Вывешивается табличка жёлтого цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.
Игра «Да и Нет» ( да-синяя карточка, нет –жёлтая)
1.Текст состоит из одного предложения - НЕТ
2. Текст состоит из нескольких любых предложений - НЕТ
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу - ДА
4. Текст обязательно имеет заголовок - НЕТ
5. Текст не всегда имеет заголовок - ДА
6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму - НЕТ
7. Текст может быть не большим по объёму - ДА
8. Текст всегда состоит из одной части - НЕТ
ФИЗМИНУТКА
Шли по крыше 3 кота, 3 кота Базилио.
Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз
И сказали 3 кота: «Красота, красота!»
V. Продолжение работы с текстами.
Работа в группах.
- Итак, сейчас мы должны разделиться на группы. Каждая группа получает конверт с заданием. В конверте находится текст, несколько иллюстраций, задания к тексту. Каждая группа выполняет задания и рассказывает о проделанной работе у доски. Мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашим мини-проектом?
- Перед тем как работать в группах повторим правила работы.
Найдите инструкцию по выполнению работы.
Перед вами стоит задача:
Прочитать вдумчиво текст
Определить тему и главную мысль, записать заголовок на строке.
Составить к тексту два вопроса
Выбрать к тексту иллюстрацию, подходящую по содержанию, наклеить её в рамочку.
Оценить свою работу по пятибалльной шкале.
Поменяться работами с другой группой. Оценить её работу.
Подготовиться к выступлению у доски.
VI. Рефлексия Определение типа текста в зависимости от ситуации.
- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.
в) Друг спрашивает тебя, почему ты написал контрольную работу лучше всех.
- Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Как мы делали новогодние игрушки», «Моя любимая игрушка», «Зачем нужны в классе цветы?»
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать их в зависимости от ситуации).
VII. Итог:- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? – С каким настроением заканчиваем наш урок? (ответы детей)
– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.
VIII. Д/З Составить свой текст по выбору (Описание, рассуждение, сообщение0
Приложение _________________________________________________
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка вживую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Тип текста __________________________
Вопросы к тексту:
_____________________________________________________
_____________________________________________________________
Приложение 2
______________________________________________
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.
(А. И. Куприн)
Тип текста __________________________
Вопросы к тексту:
_____________________________________________________
_____________________________________________________________
Приложение 3
_____________________________________
Почему нельзя брать птенчика домой? Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят. Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности. Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
Тип текста __________________________
Вопросы к тексту:
_____________________________________________________
____________________________________________________________