СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Текст. Типы текста."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания по разделу «Текст»; развивать умение различать виды текстов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Текст. Типы текста."»


Урок русского языка.

УМК «Перспектива», 2 класс


Тема: «Текст. Типы текстов. Закрепление.»

Цель: обобщить знания по разделу «Текст»; развивать умение различать виды текстов.


Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.

Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся. Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.


Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение.
Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия.
Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.


Ход урока:


I Организационный момент.


- Долгожданный дан звонок. Начинаем наш урок!

А чтобы урок был продуктивным мы должны быть: (собранными, активными, трудолюбивыми, …)

-И всё у нас получится!

- Открываем тетради и записываем число, классная работа.

II Актуализация знаний.

-Спишите с доски:

Сильный ветер сорвал с деревьев листья и долго кружил их в воздухе.

-Что вы списали?

-Докажите, что это предложение? (Выражает законченную мысль)

-О чем говорится в этом предложении? (В этом предложении говориться о ветре)

-Что вы узнали о ветре? (Ветер был сильный, он срывал листья с деревьев…)

-Назовите слово в котором звуков меньше, чем букв. (Сильный)

-Почему?

-Назовите мягкие согласные звуки.


III Самоопределение к деятельности

- Определите по признакам, о чём идёт речь:

-Он выражает законченную мысль.

-Его всегда можно озаглавить.

-Он имеет свою тему и законченную мысль.

-Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего предложения.

-Правильно, ребята. Это все вместе назовём ТЕКСТ.

- Вспомним, что же такое текст? (Работа с толковым словарём)


- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

(Текст. Должны хорошо уметь работать с текстом, определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации).

-Посмотрите план нашего урока.

План

1. Повторить понятие: «Предложение», звуки и буквы.

2. Определить тему и поставить цель урока.

3. Работа над видами текста.

4. Игра «Да и Нет»

5. Работа в группах.

6. Рефлексия.

7. Итог урока.

IV Работа по теме

Понятия «текст, тема, главная мысль». Определение типа текста.


- Определите. Какой из предложенных отрывков является текстом и почему?


1) Собака - друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.


2) Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка. Здесь, в дупле дерева, её домик.  Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.  Сыта будет белочка зимой.


Определите тему текста. Какова же главная мысль? Что автор хотел до нас донести? Озаглавьте текст.


- С какими типами текстов мы знакомы? Дайте им определение.


а) Чтение текста учеником.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки

- О ком этот текст?

- Что можно представить, читая его?

- Так как же называются тексты, в которых описываются животные, люди, природа, предметы?

Вывешивается табличка зеленого цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.

б) Чтение текста учеником.

Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.

- А о чём этот текст?

- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?

Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – СООБЩЕНИЕ (Повествование).

в) Чтение текста учеником.

Пластмассовых полотенец пока нет. Потому что ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

- Что объясняется в этом тексте?

- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо? В тексте стоит вопрос Почему?

Вывешивается табличка жёлтого цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.


Игра «Да и Нет» ( да-синяя карточка, нет –жёлтая)

1.Текст состоит из одного предложения - НЕТ

2. Текст состоит из нескольких любых предложений - НЕТ

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу - ДА

4. Текст обязательно имеет заголовок - НЕТ

5. Текст не всегда имеет заголовок - ДА

6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму - НЕТ

7. Текст может быть не большим по объёму - ДА

8. Текст всегда состоит из одной части - НЕТ

ФИЗМИНУТКА

Шли по крыше 3 кота, 3 кота Базилио.

Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз

И сказали 3 кота: «Красота, красота!»



V.     Продолжение работы с текстами.

Работа в группах.

- Итак, сейчас мы должны разделиться на группы. Каждая группа получает конверт с заданием. В конверте находится текст, несколько иллюстраций, задания к тексту. Каждая группа выполняет задания и рассказывает о проделанной работе у доски. Мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашим мини-проектом?

- Перед тем как работать в группах повторим правила работы.

Найдите инструкцию по выполнению работы.

Перед вами стоит задача:

  1. Прочитать вдумчиво текст

  2. Определить тему и главную мысль, записать заголовок на строке.

  3. Составить к тексту два вопроса

  4. Выбрать к тексту иллюстрацию, подходящую по содержанию, наклеить её в рамочку.

  5. Оценить свою работу по пятибалльной шкале.

  6. Поменяться работами с другой группой. Оценить её работу.

  7. Подготовиться к выступлению у доски.


VI. Рефлексия Определение типа текста в зависимости от ситуации.


- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты написал контрольную работу лучше всех.

- Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Как мы делали новогодние игрушки», «Моя любимая игрушка», «Зачем нужны в классе цветы?»

- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать их в зависимости от ситуации).

VII. Итог:- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? – С каким настроением заканчиваем наш урок? (ответы детей)

– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.

VIII. Д/З Составить свой текст по выбору (Описание, рассуждение, сообщение0


Приложение _________________________________________________

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка вживую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.



Тип текста __________________________

Вопросы к тексту:

_____________________________________________________

_____________________________________________________________























Приложение 2



______________________________________________


Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

 (А. И. Куприн)




Тип текста __________________________

Вопросы к тексту:

_____________________________________________________

_____________________________________________________________


























Приложение 3


_____________________________________



Почему нельзя брать птенчика домой? Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят. Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности. Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.



Тип текста __________________________

Вопросы к тексту:

_____________________________________________________

____________________________________________________________