Класс 7
Тема урока: Тип моллюски. Общая характеристика типа.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательная: показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски;
Развивающая: рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Воспитательная: формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
Оборудование: таблица «Моллюски», раковины моллюсков.
Ход урока
I Проверка домашнего задания
II Актуализация знаний
Методика шести вопросов.
Что это?
Где?
Какой?
Почему?
Зачем?
Для кого? Для чего?
III Объяснение нового материала
Ключевые понятия: мантия, жабры, радула, брюхоногие, головоногие, двустворчатые.
Тип моллюски
Общие признаки:
Внешнее строение
Тело не делится на сегменты.
Имеется 3 отдела: голова, нога, туловище.
Наличие кожной складки-мантии.
Наличие мантийной полости.
Наличие раковины.
Мускулистый язык-терка – радула. (Задача 2)
Внутреннее строение
Кровеносная система незамкнутая: есть сердце: предсердие, желудочек; сосуды: вены, артерии; кровь: артериальная, венозная.
Органы дыхания – жабры или легкие.
Орган выделения – почка.
Нервная система – нервные узлы, у некоторых появление головного мозга.
Наличие пищеварительной железы – печени.
Раздельнополые или гермафродиты. (Задача 3)
Многообразие:
Класс Брюхоногие:
Представители – прудовик, виноградная улитка, слизни.
Особенности:
цельная спирально-закрученная раковина,
имеются глаза;
имеются мускулы, втягивающие улитку внутрь раковины;
сердце 2-х камерное.
Класс Двустворчатые:
Представители – мидии, беззубки, перловицы, устрицы.
Особенности:
отсутствие головы,
раковина двустворчатая,
способ питания – фильтрация (сифон),
органы дыхания – жабры,
сердце 3-х камерное,
в основном раздельнополые.
Класс Головоногие:
Представители – осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.
Особенности:
нет раковины,
тело делится: голова, щупальца, воронка;
органы дыхания – жабры;
сердце 3-х камерное;
хорошо развиты органы чувств;
сложно устроена нервная система
(Задача 4)
Значение:
Звено в цепочке питания;
Питание для человека;
Корм для животных;
Фильтрация воды;
Украшение для человека;
Вредители сельского хозяйства – отрицательное влияние.
Раздел «Общие признаки» (внешнее строение) заполняются учителем в ходе объяснения и показа презентации. «Общие признаки» (внутреннее строение) заполняются учащимися с использованием учебника § 41; раздел «Многообразие» заполняется в результате обсуждения с учителем. Дети приводят примеры, каких моллюсков встречали в жизни.
Учитель дополняет, приводя примеры того, какие виды моллюсков встречаются в нашей местности.
Раздел «Значение» заполняется в результате обсуждения.
Составление опорных схем
Закрепление: тесты.
IV Выводы
V Домашнее задание: § 41, в тетрадях подготовить коллекции раковин по группам в виде рисунков.
Фёдорова Ирина Александровна
СШ им. Т. Аманова Бородулихинского района ВКО