Открытый урок по теме
«Альдегиды. Особенности этих веществ, их физические свойства»
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Образовательная: познакомиться с новым классом кислородосодержащих органических веществ – альдегидами, изучить их строение, номенклатуру, физические свойства, выяснить, что объединяет изучаемые вещества в один класс органических соединений. Познакомиться с отдельными представителями веществ данного класса, с закономерностями изменения их физических свойств.
2. Развивающая: на примере материала урока формировать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы и умозаключения. Расширять представления учащихся о многообразии органических веществ, их единстве и принципах классификации. Развивать представления об уже знакомых понятиях органической химии (строение веществ, отображение их с помощью химических символов и формул, изомерия и номенклатура, функциональные группы и т. д.). Развивать умение работать с текстовым и справочным материалами и находить необходимую информацию в конспектах. Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами.
3. Воспитывающая: воспитывать: наблюдательность, аккуратность, внимательность; чувство гордости за выдающуюся роль отечественных ученых в развитии органической химии.
ДЕВИЗ УРОКА: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». (Д. Хевеши).
На уроке используются элементы различных форм работы: игровые, беседа, работа со справочными материалами; закрепление изучаемого - устно и в виде простейшего тестирования с целью контроля уровня полученных знаний. Информация, необходимая для иллюстрации изучаемого материала или контроля, отображается с использованием компьютерной технологии, применяются также и классические технологии (работа на доске, демонстрация натуральных объектов; наборы трафаретов, шаростержневые модели молекул). Данный урок, разработан с учетом специфики программы для учащихся групп кулинарного профиля. Сюда включена небольшая практическая работа, не предусмотренная программой, - изучение образцов альдегидов, применяемых в пищевой промышленности, с целью развития познавательного интереса и расширения профессиональных знаний и установления связи химических знаний с профессией, а если говорить в общем – с целью актуализации темы урока для осознанного ее изучения.
Кроме повторения основных понятий органической химии и теории строения органических веществ (уже изученных), учащимся дается опережающее задание: составить структурные формулы веществ, имеющих молекулярную формулу: СН2О и С2Н4О. ХОД УРОКА
После организационного момента учащимся предлагается участие в конкурсе: «КТО БОЛЬШЕ? КТО БЫСТРЕЕ?» (см. приложение №1), цель которого в игровой форме повторить основные понятия органической химии, оценить знания, настроить ребят на работу. Вопросы составлены таким образом, чтобы пока еще на неосознанном уровне подвести учащихся к теме урока. (В течение минуты необходимо дать максимальное количество ответов). Для учета правильности и количества ответов из наиболее подготовленных ребят выбираются консультанты. Поле завершения конкурса обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения, еще раз акцентируется внимание на вопросах, имеющих значение для понимания материала урока. Ответы, достаточные для оценки 4-мя и 5-ю баллами, отмечаются в журнале (остальные учитываются в ходе урока).
Тема урока от учащихся еще скрыта. Им предлагается сделать выбор: начать изучение нового материала традиционно или с выполнения небольшой исследовательской работы по изучению некоторых физических свойств и образцов веществ, которые находятся в пробирках на столах у каждой пары учеников. Выполнению работы помогает инструкционная карта, которая НАХОДИТСЯ НА КАЖДОМ СТОЛЕ (см. приложение №2). Перед началом работы учащиеся получают краткий инструктаж, особый упор делается на соблюдение техники безопасности (даже если запах не удается определить). При изучении свойств веществ ученики делают краткие записи в заранее приготовленной таблице.
Физические свойства веществ | Порядковый номер пробирки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Агрегатное состояние | | | | |
Цвет | | | | |
Запах | | | | |
Название вещества | | | | |
Что находится в пробирке? | | | | |
По окончании работы четыре ученика докладывают о результатах изучения физических свойств веществ, о том, что удалось определить. Каждый характеризует только одно вещество, остальные дополняют или уточняют ответ. Обращается внимание учащихся на причины затруднений при определении запаха некоторых веществ, из чего делается вывод: в данном случае их идентификация невозможна (в первых трех пробирках находятся вещества, которые ученики в силу специфики своей будущей профессии, скорее всего, должны знать). Причиной затруднения при определении того или иного вещества могут быть индивидуальные особенности организма, но чаще всего правильному определению большинства веществ мешает вредная привычка - курение.
В четвертой пробирке содержится вещество с известными ученикам физическими свойствами, но с само это вещество им еще неизвестно. Преподаватель Преподаватель сообщает, что изученные вещества относятся к классу АЛЬДЕГИДОВ, соответственно, имеют тривиальные названия: ВАНИЛИН; КОКОСОВЫЙ АЛЬДЕГИД; АНИСОВЫЙ АЛЬДЕГИД; ФОРМАЛЬДЕГИД (простейший представитель гомологического ряда альдегидов). Далее следует краткая беседа о применении первых трех альдегидов в пищевой промышленности с демонстрацией таблицы "АЛЬДЕГИДЫ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" (см. ПРИЛОЖЕНИЕ№3), где обращается внимание на то, что торговые названия не всегда совпадают с химическими названиями веществ, относящихся к классу "Альдегиды". Обращаю внимание, что рассмотренные альдегиды относятся к ароматическим.
В ходе беглого опроса учащиеся отвечают, какие классы веществ они уже изучили. А что мы будем рассматривать на уроке сегодня? Формулируем тему урока: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АЛЬДЕГИДАХ?»
На доске записана тема и план урока по изучению вопросов новой темы; формулируется цель урока и желательный конечный результат.
План:
Гомологический ряд альдегидов. Общая формула.
Номенклатура и классификация альдегидов.
Функциональная группа альдегидов, ее строение.
Физические свойства альдегидов. Какие закономерности прослеживаются в их химических характеристиках?
Выясняю, кто справился с вопросом Д-З и составил структурные формулы данных веществ (СН2О; С2Н4О). Пока один ученик записывает формулы на доске, просматриваю тетради на местах. Комментируем и исправляем допущенные ошибки (чаще связанные с понятием валентности). Далее демонстрируются структурные формулы ряда веществ с целью выяснения, что их объединяет вещества альдегидной группы, конкретизируется понятие "альдегид"..
H-CHO |
CH3-CHO |
CH3-CH2-CHO |
CH3-CH2-CH2-CHO |
CH3-(CH2)3-CHO |
CH3-(CH2)4-CHO |
Обращаю внимание учащихся на то, что с одним веществом они сегодня познакомились. Они, в свою очередь, предлагают свои варианты названия класса. После коррекции ответов и их редактирования выводим общую формулу и записываем её в тетрадь. Как же назвать эти вещества? После того, как сообщается систематическое название класса "Альдегиды" (алканали; алканаль), предлагаются варианты названий, УТОЧНЯЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ НОМЕНКЛАТУРЫ альдегидов. На доске записаны пять структурных формул веществ состава С5Н10О, ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДАТЬ ИМ НАЗВАНИЯ. Назовите вещества:
1. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СНО; 2. СН3 – СН2 – СН(СН3) – СНО;
3. СН3 – СН(СН3) – СН2 – СНО; 4. СН3 – СН(СН3)2 – СНО.
Подумайте, что о них можно сказать?
Формируются и конкретизируются представления об изомерии альдегидов (разветвление углеродного скелета). Предлагаю предложить классификацию альдегидов, после небольшого обсуждения, демонстрирую слайд "Классификация альдегидов" (предельные, непредельные, ароматические).
Расширяем представления о функциональных группах. Что объединяет вещества класса альдегиды? На примере метаналя рассмотрим строение функциональной группы альдегидов.

В качестве справочного материала на доске приведена схема строения внешних электронных оболочек атомов кислорода и углерода, которая облегчает понимание рассматриваемого материала. В процессе беседы закрепляются понятия пи- и сигма-связей, углов связей, электроотрицательности, смещения электронных облаков, образования ковалентной полярной связи.
Что определяет свойства веществ? После получения правильных ответов предлагаю еще раз, на примере изучения физических свойств альдегидов, определить основные закономерности изменения агрегатного состояния, температур плавления и кипения. Разделяю группу на две подгруппы по рядам. Одна изучает закономерности изменения ТПЛ., другая - ТКИП.:
ФОРМУЛА | НАЗВАНИЕ АЛЬДЕГИДА | ТЕМПЕР ПЛАВЛ. | ТЕМПЕР КИПЕН. |
ТРИВИАЛЬНОЕ | МЕЖДУНАРОДН. |
H-CHO | ФОРМАЛЬДЕГИД | МЕТАНАЛЬ | - 92 | -21 |
CH3-CHO | АЦЕТАЛЬДЕГИД | ЭТАНАЛЬ | -123,5 | +21,0 |
CH3-CH2-CHO | ПРОПИОНОВЫЙ | ПРОПАНАЛЬ | -81 | +48,8 |
CH3-CH2-CH2-CHO | МАСЛЯНЫЙ | БУТАНАЛЬ | -99,0 | +75,7 |
CH3-(CH2)3-CHO | ВАЛЕРИАНОВЫЙ | ПЕНТАНАЛЬ | -91,5 | +103,4 |
CH3-(CH2)4-CHO | КАПРОНОВЫЙ | ГЕКСАНАЛЬ | -56 | +131 |
После небольшого обсуждения определяем общую закономерность изменения рассматриваемых параметров. Наиболее наблюдательные ученики обнаруживают связь в аномалиях изменения ТПЛ. с четностью или нечетностью числа атомов углерода в молекуле. Если ученики не обнаруживают эту связь, обращаю на это внимание и объясняю, что данное явление также связано с особенностями строения данных веществ, кристаллической решетки, которые изучаются в курсе высшей школы и выходят за рамки средней, однако общая закономерность все-таки сохраняется.
Подводим итоги урока: Что же теперь мы знаем об альдегидах? Прослеживаем основные вопросы урока, и я выставляю оценки (с комментариями) учащимся, плодотворно работавшим на уроке. На доске записано Д.З.:
Повторить по конспектам вопросы, изученные сегодня.
Написать изомеры состава: С6Н12О.
Подумайте, какими химическими свойствами должны обладать альдегиды.
Стр. 96-98.
Для закрепления и определения степени усвоения изученного материала, а также, для того чтобы оценить знания ребят, которые недостаточно активно работали на уроке, провожу тестовую работу. На столах у каждого лежит таблица для заполнения ответов на вопросы. Вопросы проецируются на экране и дублируются преподавателем. После заполнения один экземпляр ответов сдается на проверку, а второй остается для самооценки согласно проецируемому ключу ответов.
НОМЕР ВОПРОСА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ | | | | | | | | | | | | | | |
Вопросы и ключ ответов приведены в приложении.
Подвожу итоги урока, отмечаю активных учащихся, с огорчением отмечаю тех, кто поработал не в полной мере.