СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Конус" 11 класс геометрия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе по геометрии по теме "Конус". Урок с применением задач на функциональную грамотность по математике.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Конус" 11 класс геометрия»

Тема: Конус. Решение задач.

Цель: формирование навыков решения практических задач.

Задачи: Образовательная: формировать понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов; формировать навыки решения задач на нахождение элементов конуса, навыки использования формул вычисления боковой и полной поверхности конуса, навыки решения прикладных задач; показать связь теории с практикой;

Развивающая: способствовать развитию логического мышления учащихся и расширению кругозора; развивать пространственное воображение учащихся, умение применять формулы планиметрии при решении стереометрических задач; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации; развивать грамотную математическую речь, навыки самоконтроля.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, ответственность за результат своего труда. Формировать навыки и умения коммуникативного общения.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, классная доска, учебник, чертёжные инструменты, ресурсы Интернета, USB-модем.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, диалог, работа с материалом слайда, учебника; самостоятельная и исследовательская работа.

Методы: наглядный, словесный, условно-символический, исследовательский.

Приложение: слайдовая презентация в программе PowerPoint

После завершения урока учащиеся -

должны знать:

  • основные понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов,

  • формулы и методы для нахождения основных компонентов конуса,

  • формулы площади боковой и полной поверхности конуса;

должны уметь:

  • строить чертежи по условию задачи,

  • решать практические задачи на нахождение элементов конуса ,

  • видеть фигуры вращения.

1 этап: Организационный.

Ознакомление с маршрутным листом самооценки.


заданий

Самооценка

1.Проверка д/з


2.Устная работа.


3.Срез


4. Самостоятельная работа


5. Решение задач по готовым чертежам.


6.Решение практических задач


Результат работы группы.


1. Проверка д/з. По карточкам. Задача 1.

Задача 2.

2 этап: Определение темы урока. Постановка задач.

Учитель: Назовите тему урока, разгадав ребус.

(см. слайды )

3 этап: Устная работа:

1. Дайте определение конуса.

2. Назовите элементы конуса.

4 этап: Реши тест.

5 этап: Решение задач по готовым чертежам.

1.17; 2.8; 3.12.

6 этап: Историческая пауза.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что латинское слово «conus» заимствовано из греческого языка (konos - втулка, сосновая шишка)… С конусом люди знакомы с глубокой древности. В книге Архимеда (287 – 212гг. до н.эры) «О методе» приводятся решения практических задач, связанных с конусом.

А исследование свойств конуса принадлежат школе Платона (428 – 348 гг. до н.эры), над входом которой было написано: «Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии». (см. слайд )

7 этап: Знакомство с практическим применением.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке вы затруднялись при перечислении предметов, имеющих форму конуса. И сегодня я выполняю свое обещание. Покажу вам как разнообразно его использование и практическое применение.

Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой.

В детстве многие ваши игрушки, или их составляющие имели форму конуса… А как часто его можно встретить в природе. (см.слайды )

«Природа говорит языком математики:

буквы этого языка – круги,

треугольники и иные геометрические фигуры»

Г. Гильберт

Учитель: Это формы деревьев, рельеф земной поверхности: горы и холмы. Их можно найти и на дне океана. «Конусами» называется семейство морских моллюсков. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.

Формы конуса могут принимать и природные явления, и космические объекты. А без конусов архитектурные сооружения не были бы так привлекательны и великолепны! (см лайды)

8 этап: Выполнение проверочной работы.

(с целью проверки усвоения теоретических понятий)

Учитель: Проверим ваши знания. Ответьте, пожалуйста, письменно в тетрадях на вопросы:

  1. Какое из изображённых тел является конусом?













2. Ответы запишите в столбик. Из первых букв составьте слово:

  • Фигура, полученная при поперечном сечении конуса?

  • Отрезок, соединяющий вершину с окружностью основания?

  • Имеет ли конус центр симметрии?

  • Тело, полученное при пересечении конуса плоскостью, параллельной основанию?

  • Фигура, являющаяся боковой поверхностью конуса? (см слайды)

Учитель: Теперь попрошу вас обменяться тетрадями и проверить работу друга по слайду. Каковы результаты? (см. слайд)

9 этап: Самостоятельная работа .

Самостоятельная работа проводится с выбором ответа.

Фамилия, имя ученика ___________________________________

Реши задания и выбери правильный ответ, заполни таблицу

№ задания

1

2

Ответы










1. Найдите площадь боковой поверхности конуса, если образующая равна 5см, а радиус основания 3см.

1) , 2), 3), 4) Нет верного ответа


2. Образующая конуса равна 7см, а радиус основания 3см. Найдите площадь полной поверхности конуса.

5), 6), 7), 8)Нет верного ответа, 9)

Проверка самостоятельной работы (проверяет сосед).

Ответы к самостоятельной работе (Слайд )

№ задания

1

2

Ответы

1

9

10 этап: Решение практических задач.

Учитель: Понятие «Освещённость»  как физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности, известна вам из курса физики. Освещённость прямо пропорциональна силе света источника света. А мы сегодня будем будим вычислять площадь освещаемой поверхность.

Задача № 3. Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

Решение: Освещаемая поверхность – круг, основание конуса. Лампа фонаря – вершина конуса. Лучи направленные на окружность основания – образующие конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса. Это равнобедренный треугольник. Опустим высоту. Она поделит данный треугольник на два равных прямоугольных треугольника с острыми углами в 30° и 60°.

Из FOC по второму свойству прямоугольного треугольника находим FC=16 м. По определению тангенса (или по теореме Пифагора) вычисляем ОС= .

Площади освещаемой поверхности равна площади основания (круга).

S = π R2 = 192π ≈ 603(м2). Ответ: S= 603 м2. (см.слайд)

Учитель: Приближаются новогодние праздники, а с ними и приятны хлопоты по приготовлению. Мы тоже не останемся в стороне и решим задачу.

Задача № 4. Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.

Решение: Форму елки примем за конус с высотой 12м и радиусом основания – 5 м.

Нити гирлянд закреплены на макушке елки и распределены по боковой поверхности конуса через 30°.



Сколько нитей гирлянд на елке? 360° : 30° = 12 (нитей). Как найти длину одной нити? Она равна образующей конуса.

Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Из прямоугольного НВС находим ВС= 13 см.

Чтобы найти длину всей гирлянды длину нити умножаем на количество нитей. Длина гирлянды 12·13 =156 (м) Ответ: 156 м. (см. слайд)

Учитель: Елку нарядили, к новогодним праздникам подготовились.

А сейчас вспомните, как жили в палатках в скаутских лагерях. Представили туристические палатки? Они могут быть разнообразных форм. Мы сегодня будем решать задачу о палатке-конусе. Решаем её с комментированием. (см. слайд)

Задача № 5. Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%. (см. слайд)

Дано: конус, h=4 м, dосн =6 м

Найти: Sбок=?

Решение: Палатка имеет форму конуса, следовательно нам необходимо вычислить площадь поверхности конуса. Мы знаем, что Sпол = Sосн + Sбок , где Sбок = πR и Sосн = πR2

R=d:2 = 6:2 = 3(м)

Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту (медиану) ВН. Она разобьет АВС на два равных прямоугольных треугольника. Из ВНС по теореме Пифагора найдем образующую, ВС = =5м.

Sбок = πRℓ= π· 3·5 = 15 π ≈ 47,1 (м2), (см.слайд)

Sосн = πR2 = 9π ≈ 28,26 (м2),

Sпол = Sосн + Sбок = 75,36 ≈ 75,4(м2) брезента

Найдем 5% от Sпол , что составит 3,8 м2. Значит S = Sпол + 3,8 =79,22)

Ответ: 79,2м2 брезента потребуется для палатки.

11 этап: Подведение итогов.

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал.



Работал активно, результатом доволен.



Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

Учитель: Все вы хорошо поработали. Я попрошу каждого закончить предложение: «Сегодня на уроке МЫ ……»

(Выставление оценок, запись домашнего задания)Д/З
































№3Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

№4Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.


№5Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%.





№3Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

№4Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.


№5Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%.



№3Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

№4Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.


№5Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%.







№3Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

№4Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.


№5Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%.





№3Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

№4Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.


№5Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%.





№3Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

№4Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.


№5Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс