СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме:Машины для рубок ухода за лесом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по предмету "Машины и механизмы в ландшафтном строительстве"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме:Машины для рубок ухода за лесом»


СОГЛАСОВАННО РАССМОТРЕННО И ОДОБРЕННО

с заместителем директора по МР на заседании МЦК агро-лесных дисциплин

__________Султанова А.К. Протокол №___ «____»_________2018г.

Председатель________Кожахметова М.М.



Сабақ № 18.

Урок № 18.



Топ /Группа

Л-11

Күні/Дата

06.02.2018г

Сабақтың тақырыбы

Тема урока:Машины для проведения рубок ухода за лесом.

Сабақтыңмақсаты.

Цели урока

1.Шолу.

Образовательная:ознакомть с машинами имеханизмамидля проведения рубок ухода за лесом,закрепить межпредметную связь между дисциплинами: «Лесная таксикация» и «Машины и механизмы в ландшафтном строительстве»;показать, что знания,полученные на занятии, можно применять на сопутствующих дисциплинах.

2.Дамыту.

Развивающая:на основе полученных знаний развить умения анализировать, сопоставлять данные, выделять главное, делать выводы, речевую деятельность, умение слушать и слышать. 

3.Тәрбиелік.

Воспитательная: воспитывать стремление получения теоретических знаний, умений работать в коллективе, казахстанский патриотизм.

 Сабақтың типі

Тип урока комбинированный

Сабақ түрі

Вид урокаинтегрированный урок

Оқыту әдісі

Метод обучениясловесный, наглядный, частично – поисковый.

Пәнаралық байланыс

Межпредметная связь

лесная таксация, иностранный язык, казахский язык,физика.

Көрнекі құралдар

Оборудование урока

дидактический материал, оборудование (интерактивная доска, ПК)

Студенттер білуі керек /студенты должны знать

Характеристику машин, способы их применения

Студенттер істей білуі керек / студенты должны уметь

Уметь работать самостоятельно и в группах, классифицировать виды техники.







План урока.

Этапы занятия

Содержание учебного материала

Методы и методические приёмы обучения

Средства обучения

Время


I

Организационный момент.


Приветствие, отметка присутствующих

Словесный.Беседа


Журнал теоретического обручения


1 мин.


II

Мотивация и целеполагание.

Объяснение и определение темы урока обучающимися.

Наглядный, словесный, демонстрация видео, индуктивный

ТСО

Prezicom.


2 мин.


III

Повторение пройденного материала


Игра

Задание по определению терминов техники


Беседа, устный контроль, работа с интерактивной доской. Наглядный. Частично поисковый

ТСО.


10 мин.


IV

Изучение нового материала


Изложение нового материала урока.

Просмотр видеосюжетов.

.

Частично поисковый, учебная дискуссия. словесный

ИКТ.

Prezicom.Дидактический материал. Учебник


27 мин.


V

Закрепление


Экспресс опрос.

Фронтальный опрос, словесный.


Вопросник сPrezicom.


2 мин.


VI


Подведение итогов.


Беседа. Выставление оценок.

Комментирование

оценок, словесный

Prezicom.


1мин.


VII

Информация о домашнем задании.

Тема: «Технологические машины», инструктаж по выполнению


Словесный.




1 мин.

VIII

Рефлексия

«Светофор»

Словесный.



1 мин.

















Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте присутствующие на нашем уроке студенты, преподаватели и гости нашего колледжа.

Уважаемые студенты проверьте на столах своих учебные принадлежности, если все приготовились, то присаживайтесь.

2. Мотивация и целеполагание.

Наш урок хочется начать со словГенри Дэвида Торо:

«Много ли пользы от дома, если у вас нет сносной планеты, на которой можно его поставить?». В общем объеме перспективных работ в лесном хозяйстве важ­ное место занимает постепенный переход к внедрению промыш­ленных методов лесовыращивания, полному использованию заго­товляемой древесины на основе безотходных технологий. Этому вопросу мы и посвятим сегодняшнее занятие. А помогать нам в изучении материала поможет Анатолий Станиславович, преподаватель спецдисциплин Агро-лесного отделения.

3.Повторение пройденного материала.

Преподаватель :Но прежде,чем мы углубимся в изучение нового, я предлагаю повторить пройденный материал. Вашему вниманию предложен учебный материал, где необходимо, опираясь на знания государственного и иностранного языков, дать перевод терминам по нашей дисциплине, а так же определить: какие из представленных слов не относятся к технологическим машинам.

4.Новая тема.
Маркитан А.С. –«Рубки ухода за лесом предусматривают удаление части деревь­ев в целях выращивания хозяйственно ценных насаждений, а так­же получения древесины без сокращения лесопокрытой площади. В зависимости от того, в каких возрастных группах древостоев проводят рубки ухода, различают следующие виды рубок: освет­ления, прочистки, прореживания и проходные рубки.

Первые два вида рубок проводятся в культурах до 20-летнего возраста, поэтому их называют рубками ухода в молодняках. За­канчиваются рубки ухода за лесом за 10... 20 лет до рубок главного пользования.

Осветления проводят в молодняках для регулирования по­родного состава насаждений и улучшения роста деревьев главной породы. Эти рубки проводят в хвойных и лиственных молодняках в возрасте до 10 лет, повторяя через каждые 2...5 лет.

Прочистки проводят с целью регулирования размещения главной породы по площади и улучшения ее свойств. Прочистки проводят в молодняках в возрасте от 11 до 20 лет. При этих рубках, кроме второстепенных пород, удаляют также худшие деревья из загущенных групп главной породы. Прочистки проводят в возрас­те от 11 до 20 лет, повторяя через каждые 2...5 лет.

Прореживания проводят для формирования полнодревес­ной формы ствола, сохраняя при этом густое состояние деревьев в насаждении. Этот вид рубок ухода проводят в хвойных и твердолиственных насаждениях в возрасте 21 ...40 лет, мягколиственных насаждениях — 21 ...30 лет, повторяя через каждые 5... 10 лет.

Проходные рубки проводят для получения увеличенно­го прироста оставляемых деревьев, обеспечения дальнейшего улуч­шения состава и структуры насаждений. В хвойных и семенных твердолиственных насаждениях их проводят начиная с возрасти 41 год и более, в мягколиственных — с возраста 31 год и более, повторяя через каждые 10... 15 лет.

К прочим видам рубок ухода за лесом относятся санитарные рубки, которые проводят с целью оздоровления насаждений. При этом из насаждений убирают сухостойные, ветровальные, буре­ломные насаждения; насаждения с механическими повреждения­ми, изогнутые снегом, заселенные вторичными вредителями и поврежденные грибковыми заболеваниями.

2. Виды работ, выполняемых при рубках уходаза лесом

Механизированные рубки ухода за лесом осуществляются мо­торизованными инструментами и агрегатами, а также лесохозственными машинами. Срезанные деревья трелюют тракторами со смонтированными или навешенными на них трелевочными при­способлениями, вывоз — самопогружающими автомобилями.

Рубки ухода за лесом подразумевают выполнение следующих видов механизированных работ: работы в молодняках, работы с заготовкой древесины, работы при переработке древесины.

Работы, выполняемые при осветлениях и прочистках, заклю­чаются в следующем:

• создание коридоров осветления при уходе за рядовыми куль­турами на выборках путем срезания древесной или кустарнико­вой растительности, или прикатыванием в междурядьях;

• подтрелевка срезанных деревьев из пасек к технологическому коридору в случаях очистки насаждений или использования сре­занной древесины;

• сплошное срезание рядов деревьев с формированием паке­тов в загущенных культурах с междурядьями и диаметром ствола до 15 см;

• выборочное удаление деревьев из ряда с формированием па-1 кета в загущенных культурах с междурядьями 1,5...3,0 м и диа­метром ствола до 15 см;

• отделение хвойной лапки с погрузкой в прицеп, а также об­резка сучьев, погрузка и выгрузка жердей, измельчение жердей в щепу при рубках ухода в молодняках возрастом до 20 лет.

Работы, выполняемые при рубках ухода с заготовкой древеси­ны, заключаются в следующем:

• срезание, пакетирование и подтрелевка древесины по техно­
логическим коридорам при прореживаниях и проходных рубках;

• обрезка сучьев, погрузка деревьев или хлыстов и вывозка их при прореживании и проходных рубках;

• срезание и пакетирование деревьев, подтрелевка к технологическим коридорам и местам заготовки сортиментов;

 • сбор и трелевка пачек деревьев, раскряжевка хлыстов, по­грузка и выгрузка сортиментов к лесовозной дороге;

• срезание деревьев, пакетирование, подтрелевка к технологи­ческим коридорам и формирование пачек, сбор и трелевка пачек к месту заготовки зеленой щепы;

• обрезка боковых ветвей у деревьев опушечных рядов на высоту до 4 м и у деревьев внутренних рядов на высоту до 2 м.

Работы при переработке древесины заключаются в следующем:

• отделение технологической зелени (мелких побегов и лапок тол­щиной до 8 мм) от ветвей хвойных и лиственных пород деревьев;

• измельчение ветвей, вершин и тонкомера диаметром до 50 мм любой породы и разделение измельченной массы на товарную древесную зелень и топливную щепу;

• переработка тонкомерной древесины на технологическую щепу.»

Полищук С.А. –«Моторизованный инструмент и машины для осветлений и прочисток

К моторизованному инструменту относятся бензиномоторные пилы, самоходные мотоагрегаты, обрезчики сучьев, мотолебедки. От ручного инструмента он отличается, в первую очередь, нали­чием автономного источника энергии, обеспечивающего выполнение технологического процесса. Человек в этом случае не про­изводит активных действий, а только удерживает инструмент за рукоятки и направляет его на выполнение операций.

Бензиномоторная пила МП-5 «Урал-2 Электрон» (рис. 12.1) предназначена для валки деревьев, раскряжевки хлыстов, обрезки толстых сучьев и пр. Для более эффективного использования на рубках ухода в молодняках на пильной шине монтируют съемные приспособления в виде гребенки с тремя упорами или специаль­ного упора.

Бензопила состоит из одноцилиндрового двухтактного двига­теля с системами зажигания, питания и охлаждения; рамы с прикрепленным к ней бачком для топлива и рычагом управле­ния газом; редуктора и пильного аппарата. Рама пилы имеет трубу с резиновыми рукоятками и стойку 7. Между собой они соединенывиброгасящим устройством из плоской пружины и шарнира с цилиндрическими пружинами. Редуктор установлен на выходном валу двигателя и состоит из двух конических шестерен, закрытых кожухом. На выходном валу ведомой конической шестерни насажена ведущая звездочка пильного аппарата, посредством

















Рис. 12.2. Мотокусторез «Сектор-3»:

а — устройство; б — косилочный резец; — двигатель; — центробежная муфта сцепления; 3— ствол; 4— рычаг управления; 5— рукоятка; 6— вал; 7— дисковая пила; 8 — кожух


Рис. 12.1. Бензомоторная пила МП-5 «Урал-2 Электрон»:

— зубчатый упор; — шпилька; — рукоятка; — ведущая звездочка; 5 А

двигатель; — бачок для топлива; 7 — стойка; — рычаг; — натяжное устройство; 10 — шина; 11 — пильная цепь; 12 — ведомая звездочка


которой приводится в движение пильная цепь 11. На кожухе редуктора смонтирован зубчатый упор 1, служащий для фиксации пилы по время работы. Пильный аппарат включает в себя шину 10 с ведо­мой звездочкой 12 и пильную цепь 11. Для фиксации редуктора О пильным аппаратом на кожухе имеется рычаг 8. Регулировка натя­жения пильной цепи 11 осуществляется путем натяжного устрой­ства 9. Для этого отпускают рукоятку 3, поворачивают шину 10 с цепью вокруг шпильки и натягивают цепь, вращая гайку натяж­ного устройства 9.

Для валки деревьев пильный аппарат поворотом редуктора и откинутом при этом рычаге доводят до горизонтального поло­жения шину 10 с пильной цепью 11, после чего рычаг возвра­щают в исходное положение. При раскряжевке хлыстов шина 10о пильной цепью 11 должна быть зафиксирована в вертикальном положении. В целях предотвращения зажима пильного аппарата и придания срезанному дереву нужного направления валки к пиле может прилагаться гидравлический клин КГМ-1 А. Он приводится в действие от редуктора пилы и включает в себя насос с бачком для гидросмеси, привод насоса с управлением и клин с гидравлическим шлангом. Клин устанавливается в пропил. При включе­нии насоса давлением жидкости направляющие ленты клина приего перемещении вперед расходятся, обеспечивая падение среза­емого дерева.

Мощность двигателя пилы составляет 3,68 кВт; скорость реза­ния 11 м/с; рабочая длина пильного аппарата 400 и 700 мм; масса 11,6 кг.

Бензиномоторная пила «Тайга-214» используется на раскряжев­ке хлыстов небольшого диаметра, обрезке сучьев и других видах работ. Пила безредукторная, облегченного типа. Благодаря боль­шой скорости резания требуется меньшее усилия надвигания.

Мощность двигателя пилы составляет 2,5 кВт; скорость реза­ния 17 м/с; рабочая длина пильного аппарата 380 мм; масса 8,8 кг.

Кусторез-осветлитель КОМ-2,3 (рис. 12.4) предназначен для осветления рядовых лесных культур на вырубках путем срезания в междурядьях нежелательной древесной и кустарниковой расти­тельности диаметром до 5 см.

Кусторез представляет собой агрегат на базе трактора 1. Он состоит из рабочего органа 7, опоры 6, карданного вала 5, рамы 4, ограждения 3, бокового вала отбора мощности 2, боковины 8.

В нижней части рамы Ш-образной формы в подшипниках качения установлен рабочий орган 7 в виде двух ножевых цилиндрических фрез. Фрезы в совокупности с боковинами, центральной балкой и задним брусом образуют сквозные проемы для свободного прохода срезанной древесной поросли. На заднем бру­се рамы установлен щит-отражатель для наклона срезаемой по­росли вперед и защиты оператора, на боковинах 8 — трубчатые ограждения, предотвращающие падение срезанной растительности в стороны, а сзади бруса — редуктор, выполненный в виде повышающей конической передачи. С редуктором соединены промежуточные валы, на концах которых консольно закреплены ведущие шкивы клиноременных передач, размещенных в боковинах рамы и передающих вращение фрезам. Кусторез располагается впереди трактора.

Рис. 12.4. Кусторез-осветлитель КОМ-2,3:

/ — трактор; — боковой вал отбора мощности; — ограждение; — рама; 5

карданный вал; 6 — опора; 7— рабочий орган; 8 — боковина



 

Крутящий момент от бокового вала отбора мощности трактора посредством карданных валов 5, повышающего конического редуктора, двух полуосей и клиноременных передач переда­на рабочие органы 7, вращающиеся против хода кустореза. Вращающиеся ножи при движении агрегата срезают растительность и укладывают ее на землю в направлении по ходу движения агрегата.

8Видеосюжет.

Маркитан А.С.-«Способы разработки лесосек и пасек

Способы разработки лесосек. В настоящее время при традици­онной технологии лесосечных работ, т.е. валке леса бензопилами или машинами, применяются три основные схемы разработки лесосек (делянок) (рис. 12.8).



Рис. 12.8. Схемы разработки лесосек (делянок):

а — параллельная; б — метод широкого фронта; в — радиальная; — делянка; 2 — Пасека; — пасечный волок; — магистральный волок; 5 — лесопогрузочный

пункт; — участок делянки

При параллельной схеме разработки делянки (см. рис. 12.8, а) пасечные волоки пасек располагают параллельно друг другу, они примыкают к магистральному волоку 4, примыкающему к ле­сопогрузочному пункту 5. Эта схема пригодна при концентрации стрелеванного леса в одном месте, например: около сучкорезной машины мелких лесосек, при трелевке с небольших лесосек с сохранением подроста, при заготовке леса с биологической сушкой.

Метод широкого фронта (см. рис. 12.8, б) характеризуется чае­вым расположением лесопогрузочных пунктов 5 вдоль лесовозного уса. При наименьшем расстоянии трелевки пасечные волоки располагаются параллельно один другому. На один лесопогрузоч­ный пункт лес трелюют с одного-двух волоков пасеки 2. Эту схему применяют при погрузке леса челюстными погрузчиками. Кроме того, затраты на устройство лесопогрузочных пунктов очень малы н заключаются в расчистке их бульдозерами.

Радиальная схема (см. рис. 12.8, в) позволяет при данной площади делянки значительно сократить расстояние трелевки по сравнению с параллельной схемой, так как здесь магистральные волоки соединяют отдельные участки делянки с лесопогру­зочным пунктом по кратчайшему расстоянию. Каждый магист­ральный волок образует сеть пасечных волоков 3, примыкающих к нему. Такая схема применяется при трелевке тракторами и тралочно-трелевочными машинами. Вследствие того, что трелевоч­ная машина в этом случае движется в основном по магистраль­ным волокам, схема применяется при разработке лесосек со сла­быми грунтами.

Способы разработки пасек. Способ разработки пасек, прежде всего, зависит от способа трелевки — за комли или за вершины. За комли, как правило, трелюют деревья, за вершины — хлысты.

Видеосюжет.

5.Закрепление.Что относят к моторизованному инструменту?Кусторез-осветлитель КОМ-2,3 предназначен? Перечислитесхемы разработки лесосек.

Ответы комментируются преподавателем.

6.Подведение итогов:

Комментирование работы студентов в ходе занятия. Анализ наиболее полных и качественных ответов.

7. Домашние задание:

Комментирование домашнего задания.

8.Рефлексия: Проводиться рефлексия по заранее розданным цветным кружочкам, которыми студенты отображают свое отношение от проведенного урока.Зеленый-положительно; желтый –удовлетворительно; красный –отрицательно. И так, много ли вы узнали интересного на уроке? То, что вы узнали, может вам пригодится в дальнейшем? Будете ли вы это использовать?



Спасибо за внимание !!!

Урок закончен!!!