Открытый урок в 4 классе
Предмет: основы православной культуры
Тема: «Подвиг»
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Разработала и провела урок учитель начальных классов, преподаватель основ православной культуры Садовникова Ольга Викторовна.
Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная:
- сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний;
- Формировать у четвероклассников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанной на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа;
Задачи:
- Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира;
- Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
- Знакомить с особенностями церковного искусства, основными сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета, содержанием Евангелия.
Ожидаемый результат определяется достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые при изучении основ православной культуры должны отражать:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций;
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе в православном понимании;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Оборудование и инструменты:
- 1.Интерактивная доска;
- 2.Компьютер;
- Мультфильм «Подвиг»(«Смешарики»)
- Раздаточный материал. Карточки, для работы в группах.
- Конвертики со звёздочками для рефлексии.
I.Организация начала урока.(Приветствие гостей. Начало урока).
II.Открытие новых знаний.
1.Мотивационный этап.
На доске записаны однокоренные слова:
Подвиг, двигаться, движение.
Рядом новые слова: аскет, подвижник, смирение, жертвенность.
- Ребята, вы заметили, что все эти слова имеют один и тот же корень? Назовите его.
Верно, двиг – движ. Движение куда-то или от чего то.
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
-Откройте учебники на странице 62-63. Прочтём первые 4 абзаца, чтобы понять, о каком подвиге будет сегодня идти речь.
1.Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.
2.Жертва – там, где что-то по- настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и сожаления.
3.Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
4.Делая физическую зарядку, человек укрепляет своё тело. Но точно так же есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и становишься сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло доставить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее.
III..Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
3/1.Блиц-опрос.
- Ребята, в современном мире, благодаря воздействию массовой культуры, героизм и подвиг считаются чем-то ярким, эффектным, герой воспринимается как человек особый, как некий супермен.
- Но так ли это с точки зрения христианства?...Мы рассмотрим примеры сегодня на уроке. А пока ответьте на следующие вопросы:
- Кого мы называем героями?(Защитников семьи, Родины, планеты)
- Что такое для нас подвиг?
- Каковы могут быть разновидности подвига?
- Что остаётся общим при всех различиях?
- Какие героические профессии вы знаете?(Солдат, офицер, врач, монах…)
- Назовите антонимы к словам подвиг, героизм. (трусость, предательство, малодушие).
(Ответы детей)
3/2. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Работа в группах.
1 группа
|
2 группа
|
3 группа
|
Задание: выберите, что по вашему мнению является подвигом.
|
Выберите качественные
характеристики подвига:
|
Можно ли назвать подвигом или героизмом
следующий поступок:
|
На войне броситься под танк врага с гранатой.
|
работа
|
Поведение «зацепщиков», тех, кто катается на трамваях, электричках, мусоровозных машинах, прицепившись к ним снаружи?
|
Прикрыть товарищей в бою, ценой собственной жизни.
|
выдержка
|
- Их риск благороден и оправдан?
(Незрелое желание хоть как-то выразить свою силу и смелость, которое может обернуться огромным и напрасным горем).
|
Стойко выдержать пытки во вражеском плену.
|
труд
|
- Для кого такой поступок может обернуться горем?(Для самого человека, для семьи и близких).
|
Вытащить пострадавшего из огня.
|
усилие
|
- Как вы считаете, каковы причины такого поведения?
(Адреналиновая зависимость и тщеславие, чтобы добиться уважения со стороны сверстников,
А за что – не так уж и важно…)
|
Отправить в нокаут вооружённых грабителей.
|
извинение
|
|
Вынести раненого бойца с поля боя.
|
смелость
|
|
Спасти утопающего.
|
отвага
|
|
Сходить в магазин.
|
мужество
|
|
Вынести мусор.
|
благородство
|
|
Ухаживать за заболевшей мамой или бабушкой.
|
жертвенность
|
|
Вымыть пол.
|
любовь
|
|
Играть на компьютере в героические игры.
|
смирение
|
|
Написать сочинение о подвиге.
|
удаль
|
|
Вымыть руки перед едой.
|
крутизна
|
|
Съесть 3 добавки картофельного пюре.
|
сила воли
|
|
Каждая группа обсуждает свой вопрос. 1-я и 2-я группы работают с карточками, 3-я группа делится своими мыслями с аудиторией.
Карточки, выбранные 2-мя первыми группами, вывешиваются на магнитную доску. Обсуждаются неверные ответы(рассматриваются карточки, которые дети не выбрали).
IV.Первичное закрепление нового знания.
- А только ли на войне можно совершать героические подвиги? Можно ли их совершать в мирное время?
Сейчас мы посмотрим с вами шуточный мультфильм «Смешарики», который нам поможет разобраться в заданном вопросе.(Демонстрация мультфильма).
-Какие маленькие подвиги совершили мультипликационные герои?
V. Включение в систему знаний и умений.
А сейчас мы рассмотрим несколько жизненных примеров героических поступков в наши дни.
1). Сергей Сотников. Начальник вертолётной площадки. Раньше на этом месте был аэропорт. Но авиакомпания обанкротилась, аэропорт закрыли, потому что дорого стало содержать самолёты, ремонтировать взлётно-посадочные полосы. Решили оставить небольшую вертолётную площадку. Но бывший начальник аэропорта, а теперь уже начальник вертолётной площадки ежедневно расчищал старые взлётно-посадочные полосы в течение нескольких лет. Убирал мусор и арматуру, срубал прораставшие деревья. Однажды, на самолёте ТУ – 154 отказала электроника. Нужна была экстренная посадка. Кругом тайга. И вдруг пилоты увидели тот самый аэродром, превращённый в вертолётную площадку…И спаслись… Благодаря простому кропотливому и незаметному подвигу начальника вертолётной площадки. Представляете, что было бы, если бы старые полосы были бы завалены мусором и на них выросли деревья…
2). У великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского в романе «Братья Карамазовы» есть одно любопытное выражение – «Долгий подвиг».Это любовь деятельная, это забота и выдержка.
В этом смысле настоящий подвиг совершают те, кто просто долгие годы тихо и незаметно для окружающих ухаживает за своими тяжелобольными родственниками.
3). Мать, которая в-одиночку растит своего ребёнка-инвалида, пожертвовав для него карьерой и личной жизнью, каждый день, тратя на него все свои силы и всё своё время. Разве она не совершает подвиг?
4).Или те, кто усыновляет чужих, порой даже больных детей.
5). Или врач-хирург, который в течение 12 часов стоит, не разгибая спины, у операционного стола.
6).Те, кто опять же тихо и незаметно, регулярно помогают вообще незнакомым людям, попавшим в беду, не требуя себе вознаграждения и славы.
Вывод: вот на таких вещах и держится мир.
В современной терминологии – герой, а в традиционной – подвижник. От слова подвиг, движение. Что-то такое двигает. Но что именно? Движение чего и куда?
Ответ: двигать от себя. То есть что-то сдвигать в своей душе. С трудом, усилием, с кровью и потом, но ради того, чтобы в максимальной степени приобрести 2 главных качества – любовь и смирение.
Христианский аскет или подвижник проходит сложнейший и тяжелейший путь борьбы с собственными страстями, чтобы подняться по духовной лестнице, подняться к Богу. Победить свой грех. Христианский подвижник вступил в схватку с самим собой. А это самая тяжёлая битва на свете. В Библии сказано, что долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Труднее овладеть собой, чем захватить целый город потому, что тут война идёт не с видимым врагом, собственными грехами.
При этом, любой христианин восходит к самому главному подвигу на протяжении всей человеческой истории, и прошлой, и будущей, к подвигу Иисуса Христа. Он добровольно пошёл на мучительную смерть. Любой христианский подвиг в уменьшенном масштабе воспроизводит этот подвиг Спасителя.
VI.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
На этом уроке мы конечно не можем рассказать о всех героях нашей страны, особенно если речь идёт о масштабных событиях, когда тысячи людей совершают подвиги. Увы, это всего лишь урок, и наше время ограничено.Но на примерах отдельных судеб мы постарались раскрыть самые разные грани человеческого подвига в христианском его понимании.
- Ребята, что особенно вам сегодня запомнилось?
А сейчас вы покажете звёздочку-индикатор. Оцените вашу работу на уроке.
Зелёный цвет – мне было интересно;
Жёлтый – было интересно, но кое что осталось непонятно;
Красный – я с этим не согласен;
Серый – было скучно.
VII.Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на листочках: « От каких эгоистических привычек я хотел бы отказаться».
Урок окончен. Спаси всех Господь!
http://lerschool2.ru/орксэ/городской-семинар-на-базе-мбоу-сош-2-при.html