МБОУ Калитвенская СОШ
Открытый урок в 4 классе
Тема урока: Права ребёнка
Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровой урок.
Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
В нашей стране сущёствуют ещё основные правила, законы по которым мы живём и записаны эти законы в документе, который называется Конституция.
Конституция по которой мы сейчас с вами живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
2.Викторина «Права»
На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.
«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
«Красная шапочка»
3. Игра «Разрешается - запрещается».
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это…( разрешается.)
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)
4.Закрепление
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие.(Выставка рисунков.)
Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
Злой не верит, что есть добрые люди.
Зла за зло не воздай.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)
Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.
- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:
-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)
5. Подведение итогов
Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
умейте признавать, что были не правы;
помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
говорите всегда только правду;
радуйтесь успеху товарища;
дал слово - держи его, дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению.
Помните правило:
Классный руководитель Недвига Е.В.