Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Владикавказский торгово-экономический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по теме: «Производство песочного полуфабриката и изделий из него»
ПМ.08. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий
Разработал: мастер п/о Танделова Л.М.
Владикавказ – 2015
Применение информационных технологий в процессе подготовки студентов по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Современное образование не может идти в разрез с достижениями в науке и информационных технологиях. Интернет все больше и больше захватывает все аспекты жизни современного человека и в первую очередь, студента. Мы уже не мыслим себя без современных смартфонов, планшетов и конечно регулярно доступного интернета. Такая ситуация диктует и современный подход к образовательному процессу. Сегодня ни один урок не проводится без презентаций и информационно - образовательных ресурсов. Учебные заведения оборудованы интерактивными досками, проекторами, компьютерами и этот подход диктует нам стандарт нового поколения. Самое главное это использование компетентностного подхода в обучении. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается личность.
Использование на уроках информационных технологий в ближайшее время может изменить не только формы и содержание образования, но и дать новое направление его развитию. Важно научить студентов самостоятельно мыслить, работать с информацией, дополняющей и уточняющей учебники.
В этой связи дидактические возможности Интернета на уроках специальных дисциплин можно обозначить следующим образом:
создание проблемной ситуации на уроке, ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему;
поиск необходимой информации для выполнения проектных, исследовательских работ, докладов, рефератов;
организация телекоммуникационных викторин, олимпиад, телеконференций;
проведение тестирования, получение электронных сертификатов;
дистанционное обучение, ликвидация пробелов;
возможность общения между удаленными друг от друга образовательными центрами;
повышение мотивации и улучшение отношения к обучению путем индивидуального подхода к каждому пользователю.
Для себя я определила следующие достоинства компьютерных технологий, которые имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения:
использование данной технологии на уроках позволяет мне усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, и к выбранной специальности, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес студента поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождают желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности любого студента;
использование информационных технологий помогает в моей работе расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;
использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый студент работает с оптимальной для него нагрузкой.
Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания педагогов. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим возможность применения информационных технологий в процессе подготовки студентов по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
Тема урока: «Производство песочного полуфабриката и изделий из него» (ПМ.08. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий)
Цели урока:
формирование понятия технологического процесса производства песочного полуфабриката и изделий из него;
формирование навыков профессионального мышления, внимания и памяти;
формирование ответственности за выполняемую работу.
Задачи урока:
организовать и целенаправленно направить познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению нового материала;
научить обучающихся формировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения;
познакомить обучающихся с технологической схемой производства песочного полуфабриката и изделий из него, и убедиться в понимании изученного;
разъяснить методику выполнения домашнего задания;
оценить деятельность обучающихся; аргументировать отметки, полученные на уроке;
позитивно настроить студентов на следующее занятие.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – лекция, самостоятельная и практическая работа на ПК.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая, индивидуальная.
Средства обучения: конспект урока, слайд-шоу, ресурсы ФЦИОР.
Метод контроля: устный, письменный (работа на ПК).
Межпредметные связи: ОП.01.,ОП. 02, ОП 03, учебная практика.
Формируемые знания и компетенции в процессе изучения темы:
План изучения темы «Производство песочного полуфабриката и изделий из него» | Формируемые знания | Формируемые компетенции |
профессиональные |
1. Ассортимент изделий из песочного теста | | ПК 3.1. Контролировать соблюдение требований к качеству сырья при производстве кондитерских изделий; ПК 3.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства мучных кондитерских изделий; |
2. Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него | технология приготовления песочного полуфабриката; требования к качеству песочного полуфабриката; виды дефектов и меры по их устранению; виды брака и способы по его устранению; |
3. Технологическая схема приготовления тортов и пирожных на основе песочного полуфабриката | |
4. Технологическая схема производства песочного печенья и кексов. | технология приготовления песочного печенья; кексов; требования к качеству песочного печенья, кексов; виды дефектов и меры по их устранению; виды брака и способы по его устранению. | |
В процессе подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала целесообразно применить слайд-шоу с информацией об ассортименте изделий из песочного теста, технологической последовательности производства песочного полуфабриката и изделий из него, технологической схемы приготовления тортов и пирожных на основе песочного полуфабриката, технологической схемы производства.
Формируя ориентировочные основы знаний студентов, следует помнить, что в последнее время отмечается падение интереса студентов к изучению дисциплин. И это печально. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы:
в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки;
на этапе рефлексии можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.
Кроме того, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит студентов перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов.
Итак, одним из способов повышения интереса к дисциплинам, углубления знаний по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность студента по поиску новых знаний. ИКТ позволяют организовать работу студента так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний. За последнее время разработаны и выпущены различные программы: обучающие, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники. На уроке, указанной выше темы, можно использовать ресурсы, предложенные Федеральным центром образовательных технологий (ФЦИОР)на сайте http://fcior.edu.ru/ (лекция по теме «Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него. Классическое песочное тесто. Песочное тесто для кекса»: информационный ресурс № 260506_4.5.2_I1_pesoch_testo.oms; практика по теме «Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него. Кекс «Столичный», печенье песочное»: информационные ресурсы №№ 260506_4.5.2_P1_pesoch_keks.oms, 260506_4.5.2_P2_pesoch_pechen.oms; контроль по теме «Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него»: информационные ресурсы №№ 260506_4.5.2_K1_pesoch_testo.oms, 260506_4.5.2_K2_pesoch_testo.oms). Данные ресурсы разработаны как для самостоятельного изучения студентами предлагаемого материала, так и на этапе контроля.
Применение информационных технологий в процессе подготовки студентов по профессии 19.01.17 Повар, кондитер позволяет корректировать познавательную сферу студентов. На данный момент мной наиболее активно используется несколько компьютерных технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе:
технология компьютерных презентаций. Основным достоинством этой технологии является то, что она может вписаться в любой урок и эффективно помочь преподавателю и студенту;
лабораторно-компьютерный практикум. Эта технология более трудоёмка для преподавателя и требует специальной подготовки. Данная технология предусматривает активную роль студента и эффективна для его творческого развития;
компьютерное тестирование. Это практически традиционное тестирование, только использование компьютеров и современных программ обработки результатов тестов делает его технологичным.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и студента.
Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Уроки специальных дисциплин отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках специальных дисциплин актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Студенты с образным мышлением тяжело усваивают технологию производства потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. А студенты с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения специальных дисциплин.
Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённых знаний студентам, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.
Интерес к дисциплине формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать обучающимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения повышается.
Таким образом, информационные технологии позволяют:
построить открытую систему образования;
изменить организацию процесса обучения студентов;
рационально организовать познавательную деятельность студентов;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.
Библиографические ссылки на электронные ресурсы
Каталог электронных образовательных ресурсов. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства Образования и Науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ru/.
Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии [Электронный ресурс]. URL: http://fit-herzen-conf.ru/statii/165_gulyaeva.php.