СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме «Производство песочного полуфабриката и изделий из него» (ПМ.08. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование не может идти в разрез с достижениями в науке и информационных технологиях. Интернет все больше и больше захватывает все аспекты жизни современного человека и в первую очередь, студента. Мы уже не мыслим себя без современных смартфонов, планшетов и конечно регулярно доступного интернета. Такая ситуация диктует и современный подход к образовательному процессу. Сегодня ни один урок не проводится без презентаций и информационно - образовательных ресурсов. Учебные заведения оборудованы интерактивными досками, проекторами, компьютерами и этот подход диктует нам стандарт нового поколения. Самое главное это использование компетентностного подхода в обучении. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается личность.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «Производство песочного полуфабриката и изделий из него» (ПМ.08. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Владикавказский торгово-экономический техникум»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по теме: «Производство песочного полуфабриката и изделий из него»

ПМ.08. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий






Разработал: мастер п/о Танделова Л.М.









Владикавказ – 2015

Применение информационных технологий в процессе подготовки студентов по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Современное образование не может идти в разрез с достижениями в науке и информационных технологиях. Интернет все больше и больше захватывает все аспекты жизни современного человека и в первую очередь, студента. Мы уже не мыслим себя без современных смартфонов, планшетов и конечно регулярно доступного интернета. Такая ситуация диктует и современный подход к образовательному процессу. Сегодня ни один урок не проводится без презентаций и информационно - образовательных ресурсов. Учебные заведения оборудованы интерактивными досками, проекторами, компьютерами и этот подход диктует нам стандарт нового поколения. Самое главное это использование компетентностного подхода в обучении. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается личность.

Использование на уроках информационных технологий в ближайшее время может изменить не только формы и содержание образования, но и дать новое направление его развитию. Важно научить студентов самостоятельно мыслить, работать с информацией, дополняющей и уточняющей учебники.

В этой связи дидактические возможности Интернета на уроках специальных дисциплин можно обозначить следующим образом:

  • создание проблемной ситуации на уроке, ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему;

  • поиск необходимой информации для выполнения проектных, исследовательских работ, докладов, рефератов; 

  • организация телекоммуникационных викторин, олимпиад, телеконференций; 

  • проведение тестирования, получение электронных сертификатов; 

  • дистанционное обучение, ликвидация пробелов; 

  • возможность общения между удаленными друг от друга образовательными центрами; 

  • повышение мотивации и улучшение отношения к обучению путем индивидуального подхода к каждому пользователю.

Для себя я определила следующие достоинства компьютерных технологий, которые имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения:

  • использование данной технологии на уроках позволяет мне усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, и к выбранной специальности, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес студента поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождают желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности любого студента;

  • использование информационных технологий помогает в моей работе расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;

  • использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый студент работает с оптимальной для него нагрузкой. 

Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания педагогов. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим возможность применения информационных технологий в процессе подготовки студентов по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.


Тема урока: «Производство песочного полуфабриката и изделий из него» (ПМ.08. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий)

Цели урока:

  • формирование понятия технологического процесса производства песочного полуфабриката и изделий из него;

  • формирование навыков профессионального мышления, внимания и памяти;

  • формирование ответственности за выполняемую работу.

Задачи урока:

  • организовать и целенаправленно направить познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению нового материала;

  • научить обучающихся формировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения;

  • познакомить обучающихся с технологической схемой производства песочного полуфабриката и изделий из него, и убедиться в понимании изученного;

  • разъяснить методику выполнения домашнего задания;

  • оценить деятельность обучающихся; аргументировать отметки, полученные на уроке;

  • позитивно настроить студентов на следующее занятие.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – лекция, самостоятельная и практическая работа на ПК.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая, индивидуальная.

Средства обучения: конспект урока, слайд-шоу, ресурсы ФЦИОР.

Метод контроля: устный, письменный (работа на ПК).

Межпредметные связи: ОП.01.,ОП. 02, ОП 03, учебная практика.

Формируемые знания и компетенции в процессе изучения темы:


План изучения темы «Производство песочного полуфабриката и изделий из него»

Формируемые знания

Формируемые компетенции

профессиональные

1. Ассортимент изделий из песочного теста

  • классификация и ассортимент изделий из песочного теста;

ПК 3.1. Контролировать соблюдение требований к качеству сырья при производстве кондитерских изделий;

ПК 3.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства мучных кондитерских изделий;


2. Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него


  • технология приготовления песочного полуфабриката;

  • требования к качеству песочного полуфабриката;

  • виды дефектов и меры по их устранению;

  • виды брака и способы по его устранению;

3. Технологическая схема приготовления тортов и пирожных на основе песочного полуфабриката

  • технология приготовления тортов и пирожных на основе песочного полуфабриката;

  • требования к качеству изделий на основе песочного полуфабриката;

4. Технологическая схема производства песочного печенья и кексов.


  • технология приготовления песочного печенья; кексов;

  • требования к качеству песочного печенья, кексов;

  • виды дефектов и меры по их устранению;

  • виды брака и способы по его устранению.



В процессе подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала целесообразно применить слайд-шоу с информацией об ассортименте изделий из песочного теста, технологической последовательности производства песочного полуфабриката и изделий из него, технологической схемы приготовления тортов и пирожных на основе песочного полуфабриката, технологической схемы производства.

Формируя ориентировочные основы знаний студентов, следует помнить, что в последнее время отмечается падение интереса студентов к изучению дисциплин. И это печально. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы:

  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию; 

  • на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки; 

  • на этапе рефлексии можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ. 

Кроме того, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит студентов перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов. 

Итак, одним из способов повышения интереса к дисциплинам, углубления знаний по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность студента по поиску новых знаний. ИКТ позволяют организовать работу студента так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний. За последнее время разработаны и выпущены различные программы: обучающие, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники. На уроке, указанной выше темы, можно использовать ресурсы, предложенные Федеральным центром образовательных технологий (ФЦИОР)на сайте http://fcior.edu.ru/ (лекция по теме «Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него. Классическое песочное тесто. Песочное тесто для кекса»: информационный ресурс № 260506_4.5.2_I1_pesoch_testo.oms; практика по теме «Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него. Кекс «Столичный», печенье песочное»: информационные ресурсы №№ 260506_4.5.2_P1_pesoch_keks.oms, 260506_4.5.2_P2_pesoch_pechen.oms; контроль по теме «Технологическая последовательность производства песочного полуфабриката и изделий из него»: информационные ресурсы №№ 260506_4.5.2_K1_pesoch_testo.oms, 260506_4.5.2_K2_pesoch_testo.oms). Данные ресурсы разработаны как для самостоятельного изучения студентами предлагаемого материала, так и на этапе контроля.

Применение информационных технологий в процессе подготовки студентов по профессии 19.01.17 Повар, кондитер позволяет корректировать познавательную сферу студентов. На данный момент мной наиболее активно используется несколько компьютерных технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе:

  • технология компьютерных презентаций. Основным достоинством этой технологии является то, что она может вписаться в любой урок и эффективно помочь преподавателю и студенту;

  • лабораторно-компьютерный практикум. Эта технология более трудоёмка для преподавателя и требует специальной подготовки. Данная технология предусматривает активную роль студента и эффективна для его творческого развития;

  • компьютерное тестирование. Это практически традиционное тестирование, только использование компьютеров и современных программ обработки результатов тестов делает его технологичным. 

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и студента. 

Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя. 

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки специальных дисциплин отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках специальных дисциплин актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. 

Студенты с образным мышлением тяжело усваивают технологию производства потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. А студенты с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения специальных дисциплин.

Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённых знаний студентам, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

Интерес к дисциплине формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать обучающимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения повышается.

Таким образом, информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования;

  • изменить организацию процесса обучения студентов;

  • рационально организовать познавательную деятельность студентов;

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

Библиографические ссылки на электронные ресурсы

  1. Каталог электронных образовательных ресурсов. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства Образования и Науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ru/.

  2. Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии [Электронный ресурс]. URL: http://fit-herzen-conf.ru/statii/165_gulyaeva.php.