СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Пустыни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный урок по окружающему миру. Дети увлекательно рассказывают материал.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Пустыни"»


Тема урока: "Пустыни"

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Технологии: деятельностного метода.

Цели:

сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;

развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;

воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.

Оборудование: Учебник карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).

– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?

– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.

(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.

Жёлтая птица неслышно плывёт.

– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

– Природу пустыни будем исследовать по плану:

Границы зоны.

Поверхность в пустыне.

Климат.

Растения.

Животные.

4. Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

– Есть ли в пустыне зима?

– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.

– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

– Какую зону сменяет пустыня?

– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?

– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.

– Что такое бархан? А такыр?

– О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…

(Рассказ готовится одним из учеников заранее).

– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.

– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха!

– Что вы о ней знаете?

–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?

– Охарактеризуйте данные образцы по плану:

1. Древесное или травянистое растение.

1. Величина животного.

2. Высота от поверхности земли.

2. Покровительственная окраска.

3. Форма листьев.

3. Дневной или ночной образ жизни.

4. Особенности корня.

4. Востребовательность к пище и воде.

(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:

1. Корни глубоко ищут влагу.

1. Защитная окраска.

2. Листья мелкие, меньше испарения.

2. Нетребовательны к пище, быстро бегают.

3. Колючки.

3. Могут впадать в спячку.)

– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.

Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

Зона пустынь сменяет зону степей. (+)

Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)

Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)

Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

6. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.

7. Дом. задание.

с. 125, с. 129 прочитать, с. 130 проверь себя.