Открытый урок по труду.
2 класс
Аппликация с применением различных техник:
«Вкусный компот».
Учитель Некрасова А.А.
Цели:
Учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки организации и планирования работы. Обогатить словарь детей по теме «фрукты».
Формировать устойчивые представления о величине, количестве цвете.
Уточнить знания о понятии «половина».
Упражнять в наклеивании, рисовании красками при помощи различных предметов.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный анализаторы.
Задачи: 1) - Закрепить обобщающее понятие «фрукты» и « овощи», названия различных фруктов и овощей, местом их выращивания. Развивать вербально- логическое мышление. («Познание»)
- Упражнять в счете, понятие половина; Развивать представление детей о геометрических фигурах (круг). («Познание»)
2) - Формировать умение рисовать красками с использованием различных приёмов « штамп» , промывать кисть перед использованием краски другого цвета. («Художественное творчество»)
- Развивать чувство композиции. («Художественное творчество»)
3) Активизировать речь детей.Развивать словарь, обогащая его названиями фруктов и овощей. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы. Формировать грамматический строй речи. («Коммуникация»)
6) Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. («Здоровье»)
8) Развивать умение внимательного слушания художественного текста. Способствовать пониманию детьми смысла сказки, стихотворений, выявить заключенную в ней мораль. («Чтение художественной литературы»)
Методы и приемы:
- практические: игровые ситуации, физминутка, творческие задания (рисование), (аппликация).
- наглядные: наблюдение, прослушивание, показ предметных картинок, образец учителя.
- словесные: беседа, художественное слово, объяснение учителя.
Материалы и оборудование: Образцы учителя, картинки с изображением фруктов и овощей, кастрюля нарисованная, банка нарисованная, муляжи фруктов, заготовка банки, клей; Заготовки половинок яблок; краски, кисточки, стаканчики для воды; иллюстрации к сказке Г.Юдина.
Логика образовательной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Организационный момент.
Повторение
Актуализация знаний
Физкультурная пауза | Проводит дидактическую игру: « Волшебный мешочек», «Куда что положить?» - указывая на изображение фруктов и овощей, предлагает разделить овощи и фрукты на группы. | Рассматривают картинку и делят: овощи в кастрюлю, фрукты в банку. Отвечают на вопросы. | Актуализирована заинтересованность детей. Созданы условия для закрепления знаний о фруктах и овощах. Закреплен навык ведения диалога. Закреплено умение логически мыслить. |
Предлагает вспомнить какой фрукт лепили на прошлом уроке. Предлагает описать яблоко. Восстановить последовательность деятельности опираясь на наглядное пособие. Выслушивает и уточняет ответы детей. | Яблоко. Называют его форму, цвет, вкус, где растет.
Вылепили, раскрасили, вырезали.
| Пополнен опыт составления описательного рассказа. Актуализирована заинтересованность детей. Закреплены знания детей о геометрических фигурах , понятия половина и целое. Закреплено понятие «фрукты». |
Предлагает вспомнить применение людьми фруктов и овощей, что можно приготовить из фруктов и овощей. -Для нашей композиции мы уже заготовили и банку и половинки яблок Кто может рассказать как мы изготовили яблоки? Из чего мы лепили?
| Рассматривают картинки вывешенные на доске .
Предлагают свои ответы. | Актуализирована заинтересованность детей. Созданы условия для закрепления знаний о фруктах и овощах. Закреплен навык ведения диалога. Закреплены знания детей о геометрических фигурах , понятия половина и целое. |
Предлагает выполнить комплекс упражнений «Яблоко»: Вот так яблоко! Оно – Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Ветер ветку стал качать, Трудно яблоко достать Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. | Выполняют движения по тексту: Встают. Руки в стороны, руки на пояс. Протягивают руки вперед. Поднимают руки вверх, качают руками. Подтягиваются. Подпрыгивают. Хлопают в ладоши над головой. Встают. Руки в стороны, руки на пояс. | Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Закреплено умение выполнять движения согласно тексту. Созданы условия для снятия статического напряжения. |
| | |
| | |
5. Практическая работа | Вспомнить правила личной гигиены. Аппликация «Вкусный компот». - Вы видели, как мама готовит компот? Что она делает вначале? Из каких фруктов варит мама компоты? Сегодня мы будем поворами и приготовим вкусный компот из яблок. Вывешивает слово «Компот» на доске. Назовите первую букву в слове компот. Предлагает рассмотреть образец вывешенный на доске. -Что нам понадобится для работы. Спрашивает, как сделать так, чтобы фруктов было поровну. (показывая целое яблоко). Вспомнить правила работы с кистью. Приклеить вылепленные из теста половинки яблок по образцу, обращая внимание, что детали расположены посередине банки. Рисование при помощи половинки яблока « штамп»  Какие инструменты применяют для рисования. Предлагает вспомнить где применяли. Как называется техника. Что нужно сделать чтобы получить необходимый цвет краски.
Дает указания.
| Перечисляют правила.
Отвечают на вопросы.
Называют букву.
Рассматривают предложенный образец Предлагают варианты ответов. Считают.
Наклеивают на лист в форме банки заготовки из солёного теста.
Перечисляют инструменты. Называют технику рисования. Рассказывают как смешивать краски. Смешивают, раскрашивают половинку яблока, штампуют. Выполняют самостоятельно работу. | Закрепление ТБР. Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено понятие «фрукты».
Созданы условия для развития творческих способностей. Закрепление навыков работы с клеем и красками. Продукт детской деятельности. |
5. Итог занятия | Читает сказку Г.Юдина «Как варить компот?». Задает вопросы по тексту: - Какие звери жили на одном дворе? - Что предложил кот? - Что принесли звери для компота? - Почему звери принесли эти предметы? - Почему компот оказался невкусным? - Из чего нужно варить компот? | Слушают. Рассуждают. Отвечают на вопросы. | Актуализирована заинтересованность детей. Закреплен навык ведения диалога. |
Логика образовательной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Организационный момент.
Повторение
Актуализация знаний
Практическая работа
5. Физкультурная пауза
| Проверяет готовность. Вспомнить правила личной гигиены. Работай на подкладной доске. Следи за чистотой рук, руки не вытирай об одежду. Применяй салфетки. После работы убери рабочее место, вымой инструмент и руки. |
Перечисляют правила. Отвечают на вопросы. | Созданы условия для работы. Закреплен навык ведения диалога. Закреплены знания правил личной гигиены. |
Предлагает вспомнить, какой фрукт лепили на прошлом уроке. Предлагает описать яблоко . (Вывешивается картинка яблока, форма, цвет ) | Яблоко. Называют его форму, цвет, вкус, где растет.
| Пополнен опыт составления описательного рассказа. Закреплены знания детей о геометрических фигурах. Закреплено понятие «фрукты». |
Предлагает вспомнить применение людьми фруктов: -Что можно приготовить из фруктов? - Сегодня мы будем поворами и приготовим вкусный компот из яблок. Вывешивает слово «Компот» на доске. -Для нашей композиции мы уже заготовили и банку с вкусным сиропом и половинки яблок. Осталось заполнить банку яблоками. Для этого необходимо приклеить заготовленные половинки яблок на банку. Обращает внимание на расположение яблок ( посередине) Вспомнить правила работы с кистью и клеем: Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности. Движением от середины к краям нанеси клей тонким слоем. Выдержи 1-2 мин. Наложи предмет смазанной поверхностью вниз. |
Предлагают свои ответы.
Перечисляют правила. | Актуализирована заинтересованность детей. Созданы условия для закрепления знаний о фруктах . Закреплен навык ведения диалога.
Закрепление навыков работы с клеем. Продукт детской деятельности. |
Предлагает выполнить комплекс упражнений «Яблоко»: Вот так яблоко! Оно – Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Ветер ветку стал качать, Трудно яблоко достать Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. | Выполняют движения по тексту: Встают. Руки в стороны, руки на пояс. Протягивают руки вперед. Поднимают руки вверх, качают руками. Подтягиваются. Подпрыгивают. Хлопают в ладоши над головой. Встают. Руки в стороны, руки на пояс. | Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Закреплено умение выполнять движения согласно тексту. Созданы условия для снятия статического напряжения. |
| | |
| | |
Практическая работа (продолжение) | Предлагает рассмотреть образец вывешенный на доске. -Как вы думаете при помощи чего нарисованы яблоки? -Что нам понадобится для работы. Рисование при помощи половинки яблока называется « штамп»(вывесить на доске)  Спрашивает, как сделать так, чтобы фруктов было поровну. (показывая целое яблоко). Педагог напоминает детям, как нужно работать с краской, водой, кистью, как правильно держать кисть, обмакивать в краску, лишнюю краску снимать о край баночки, промывать кисть в воде и осушать о салфетку (налить половину баночки воды для промывания кисти, не размахивать кистью, обязательно завернуть рукава, не оставлять кисть в баночке с водой). -Возьмите, ребята, кисточки правильно, так, чтобы было удобно и вам, и кисточкам. -Что нужно сделать чтобы получить необходимый цвет краски? Дает указания. | Рассматривают предложенный образец Отвечают на вопросы.
Предлагают варианты ответов. Считают.
Перечисляют правила.
Рассказывают, как смешивать краски. Смешивают, раскрашивают половинку яблока, штампуют. Выполняют самостоятельно работу. | Закрепление ТБР. Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено понятие «фрукты».
Закрепление ТБР.
Созданы условия для развития творческих способностей. Закрепление навыков работы с красками. Продукт детской деятельности. |
6. Итог занятия | Читает сказку Г.Юдина «Как варить компот?». Задает вопросы по тексту: - Какие звери жили на одном дворе? - Что предложил кот? - Что принесли звери для компота? - Почему звери принесли эти предметы? - Почему компот оказался невкусным? - Из чего нужно варить компот? | Слушают. Рассуждают. Отвечают на вопросы. | Актуализирована заинтересованность детей. Закреплен навык ведения диалога. |
Правила работы кистью:
Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности.
Движениями от середины к краям нанеси клей тонким слоем.
Выдержи 1-2 минуты.
Наложи деталь на смазанную клеем поверхность.
Протирай чистой тряпочкой от середины к кроям.
Правила личной гигиены:
Работай на подкладной доске, если она бумажная, меняй по мере загрязнения.
Следи за чистотой рук.
После работы убери рабочее место, вымой кисть, руки.
Мы повторили правила работы с инструментами. Давайте, немножко, разомнёмся и приступим к практической работе.
Ход:
1.
Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
- Сегодня «Чудесный мешочек» нам подскажет, о чем же будет наше занятие. Опускайте руку в мешочек, доставайте один предмет и называйте, что вам попалось и кладите по назначению или в кастрюлю или в банку.
После игры педагог обращает внимание детей на то, что можно приготовить из овощей и фруктов
2. Актуализация знаний.
1. Ты любишь пить компот? Первый звук в слове «компот»
А ты знаешь, как варить компот?
2. Послушай сказку Г. Юдина «Как варить компот».
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
-Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
-Ну и как же его варить?
-Принесите каждый все самое-самое вкусное, а остальное за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик-клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик.
-Готово! Кушайте на здоровье.
Пробовали друзья, плюются:
Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
Как вы ответите на вопрос кота?
Физминутка. комплекс упражнений «Яблоко»:
Вот так яблоко! Оно –
Соку сладкого полно. Встают. Руки в стороны, руки на пояс.
Руку протяните, Яблоко сорвите. Протягивают руки вперед.
Ветер ветку стал качать, Поднимают руки вверх, качают руками.
Трудно яблоко достать Подтягиваются.
Подпрыгну, руку протяну Подпрыгивают. Хлопают в ладоши над головой.
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко! Оно- Встают. Руки в стороны, руки на пояс.
Соку сладкого полно.
Выполняют движения по тексту:
Сегодня мы будем поворами ( Где в школе мы можем увидеть повара?0 В нашей столовой, будем заготавливать на зиму запасы.
Гимнастика для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и поседеть спокойно, медленно считая до 5.
На счёт 5 открыть глаза.
При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей, напоминает, как нужно работать со стекой (правила работы со стекой).
Пальчиковая гимнастика:
3. Практическая работа
(Инструкции воспитателя)
Педагог предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить
(Выполнение работы детьми)
4. Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться, для того, чтобы на следующем занятии раскрасит изделия.
Раскрасить картонную заготовку в форме банки в нужный цвет (цвет сиропа). Этот пункт можно пропустить, если вырезать заготовку из картона светло-желтого или светло-розового цвета)
Сделать на этой заготовке отпечатки половинками фруктов.
Вырезать из картона заготовку в форме банки по шаблону они тоже уже смогут самостоятельно (за малышей это делают взрослые).
Штамп – половинку яблока можно можно макать в блюдечко с краской или наносить краску с помощью кисточки (таким образом можно сделать двухцветные отпечатки, например, одна половина яблока желтая, а другая – оранжевая и т.д.)

Плохо отпечатавшиеся места Рита зарисовывала кисточкой краской того же цвета. После того, как краска высохла, она фломастером дорисовала яблокам косточки.
Крышку для банок мы вырезали из фольги с бумажной основой (от шоколада), чтобы было больше похоже на настоящую банку с компотом.

Крышку баночки варенья мы украсили с помощью белой салфетки
Оборудование:
Чудесный мешочек с муляжами фруктов.
Картинка-заготовка силуэтная «банка», клей.
досточки для лепки, яблочные косточки.
Силуэтные картинки «фрукты», вырезанные из плотного картона,
Ход занятия:
Упражнение «Разрежь фрукт на две половинки»
Детям предлагается игрушечным ножом разрезать на две половины фрукт-игрушку, скрепленные вместе липучкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что половинок две.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин.
(Пальцы рук полусогнуты, словно в руке апельсин)
Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки)
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
(Ладони сжаты в кулак.Начиная с большого пальца, дети разжимают кулаки, на каждую фразу по пальцу)
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово)
Аппликация «Компот»
- Сложите в банку фрукты - будем варить компот.
Далее педагог спрашивает, как дети будут вырезать банку. После ответов детей уточняет способ вырезания из бумаги, сложенной пополам, и показывает разные варианты формы банок.
- Чтобы приступить к выполнению работы нужно вспомнить технику безопасности и правила работы с инструментами.
- Какие правила мы должны помнить при работе с ножницами?
Техника безопасности:
Ножницы – острый инструмент.
Передавать ножницы кольцами вперёд.
Хранить ножницы в определённом месте в закрытом виде.
Резать сидя, не размахивая ножницами, не роняя их, следить за пальцами.
Без разрешения не брать инструменты.
Резание бумаги ножницам:
По прямой: резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии.
По кривой: смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой рукой материал.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели и за дело.

Сказка Г. Юдина «Как варить компот».
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
-Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
-Ну и как же его варить?
-Принесите каждый все самое-самое вкусное, а остальное за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик-клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик.
-Готово! Кушайте на здоровье.
Пробовали друзья, плюются:
Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.