СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по творчеству М. Горького "Поиски правды в пьесе М. Горького "На дне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке открытого урока используются современные педагогические технологии,урок заставил учащихся думать. размышлять. спорить, доказывать.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по творчеству М. Горького "Поиски правды в пьесе М. Горького "На дне"»

Поурочный план открытого урока по литературе.

Кабинет 408

Күні\Дата 12.12.2017

Топ\Группа 121

Пәні\Предмет «Русский язык и литература»

Сабақтың тақырыбы:

Тема урока:

«Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне».

«Что лучше: истина ли сострадание?»

Сабақтың мақсаты:/Цели урока:

Общедидактическая: создать условия для осмысления темы урока

Шолу/ Образовательная: выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова. Продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.

Дамыту/Развивающая: формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления.

Тәрбиелик/Воспитательная: содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".

Сабақтың түрі/ Тип урока: комбинированный урок.

Сабақ түрі/Вид урока: урок-дискуссия, урок-диспут.

Оқыту әдісі/ Методы обучения: методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, метод иллюстрации и демонстрации, учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации, составление кластера, мозговой штурм.

Пәнаралык байланыс/ Межпредметная связь: история, филисофия

Материалдық-техникалық жабдық/Материально-техническое обеспечение:

  • портрет М. Горького

  • изображения героев пьесы

  • Печатный конспект урока

  • Раздаточный материал для учащихся


Оқушылар білуі керек/Учащиеся должны знать:содержание пьесы «На дне», композицию пьесы, портретные характеристики героев, отношение героев к правде.

Оқушылар істей білуі керек/ Учащиеся должны уметь: давать характеристики героям, анализировать диалоги и поступки героев, высказывать свою точку зрения, вести спор.



ХОД УРОКА.


Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

(Беранже «Безумцы»)

I. Вводно-мотивационный этап.

(Объявление темы урока, постановка целей и задач урока. Создание положительного настроя.)

Учитель. Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества М. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально изучить и проанализировать пьесу М. Горького "На дне".

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".

Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения).

II. Вступительное слово учителя

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал.

III. Стадия ВЫЗОВА (актуализация знаний, актуализация учащихся, пробуждение интереса)

– Сегодняшний  наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано более сто пятнадцатилет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек

- Правда. Что такое правда? (Набрасываем кластер на доске).

(Правда  – это истина, справедливость, честность, правота, это то, что существует в действительности, это реальность, это то, это не ложь.)

Так вот, о правде и пойдет сегодня наш спор.

– Какова же будет цель урока?

На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, ответить, что же такое правда и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М.Горького “На дне”.

В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.

Проблемные вопросы:

1)Какова была основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?

2)На чём построена сюжетная линия произведения?

3) Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?

4) Дать характеристику героям пьесы?

5)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?

6)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?

7)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?

IV.Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (умение формулировать свои мысли, эмоциональное включение)

1)Какова была основная тема творчества М. Горького конца XIX – начала XX века?

(В начале XX века основной темой своего творчества М. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Пьеса “На дне” является протестом против социальных порядков и неукротимым призывом к другой справедливой и свободной жизни)

2)На чём построена сюжетная линия произведения?

(В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.)



3) Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?

-Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

4)Дать характеристику героям пьесы?

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения (работа с афишей, действующие лица).

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж заПепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

- Как относятся герои друг к другу?

(схематичное изображение взаимоотношения героев между собой)

Сатин





(работа с текстом пьесы «На дне»)

- Дайте описание ночлежки.

Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь. Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

5)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?

В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, “На дне”. Почему? “На дне” – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское – философское осмысление окружающего мира.

Мозговой штурм

- Как и почему герои Горького оказались в ночлежке?

Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах.

- Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?

- Перед каким выбором ставил автор своих героев?

Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.

Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни.

2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.

-М.Горький предлагает читателям два возможных ответа на этот вопрос:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей)

или

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это высказывать правду – правду о человеке!)

- Чего хотят от жизни герои Горького?

- Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе?

- Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?

- О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев)

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.

Чтение отрывков из пьесы: (речь о чести, совести, правде).

Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности.

Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность.

7)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?

- Как вы думаете, насколько обосновано появление Луки в ночлежке? Можно ли утверждать, что к этому моменту у этих людей сформировалась система взглядов?

- Какая сцена является завязкой конфликта в драме «На дне»?

Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по – моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают…так – то…Старику – где тепло, там и родина…» - и все развитие сюжета концентрируется на нём.

- Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

Лука быстро находит контакт с ночлежниками.

С Пеплом – разговор о песне, которую напевал Лука

С Алёшкой – сапожником - «…Эх, парень, запутался ты…»

С Василисой и Бубновым (Василиса приказывает навести порядок)– вмешивается в разговор Лука: «…обидно, значит, стало. Охо-хо! Сколько это разного народа на земле распоряжается….и всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни… и чистоты нет…»

С Настей – «…С чего же это ты, девица, пить хочешь? Давеча ты плакала, теперь вот говоришь – напьюсь!...Да от какой причины, скажи? Ведь так, без причины, и прыщ не вскочит…»

С Анной – жалеет ее, «… а разве можно человека эдак бросать?...»

«ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят…всяк по – своему жизнь терпит…»

С Медведевым – умело льстит: «…Верно господин ундер… М-да…хоть я …еще не совсем ундер…»    УНДЕР - Унтер или унтер-офицер, первый военный чин, после звания рядового или ефрейтора.

- Что мы знаем о Луке?

О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…»

- Каким образом Лука действует на ночлежников?

В каждом из ночлежников Лука видит Человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.

1) Оказывается девушка легкого поведения, Настя мечтает о чистой любви и плачет над бульварными романами.

2) Спившийся Актёр получает надежду на излечение от алкоголизма. Лука: «…Ну, чего? Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Иди….А чего? Человек – все может…лишь бы захотел…»

3) Вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином: «Я сказал - брошу воровство! Ей – богу - брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный…буду работать… Вот он говорит – в Сибирь – то по своей воле надо идти…Едем туда, ну?... Надо так жить,…чтобы самому себя можно мне было уважать…»

4) Анне Лука дает утешение: «…Ничего, милая! Ты - надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…Помрешь - отдохнешь, говорится…верно это, милая! Потому - где здесь отдохнуть человеку?...»

Лука открывает в каждом Человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.

- Врал ли ночлежникам Лука?

(На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. (ведь действительно существовали лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь - «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги.) Насчет загробной жизни, которой он манит Анн, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли веришь, была у тебя любовь настоящая…значит - была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

-Кто же действительно спорит с Лукой?

-По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, ИСТИНА или СОСТРАДАНИЕ?»

Действительно, что лучше — истина или сострадание? Что нужнее?

 – Так кто же из этих героев прав? Чья позиция вам ближе?

–  Я хочу предложить высказаться всем желающим, может быть, именно в ваших монологах мы услышим истину. Не забывайте: краткость – сестра таланта, высказывания должны быть лаконичными и строго по теме. Высказался сам, дай высказаться другому. Будьте тактичными и не перебивайте говорящего.


Высказывают своё мнение, аргументируют, оспаривают мнения друг друга.

Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: "Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" 

V. Ролевая игра 

– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала экзамен по русскому языку и литературе на «2». Помогите ей, исходя из образов наших героев, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).

Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому, быть может, и мы с вами в этом споре не ставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос.

VI.Рефлексия. Составление синквейна.

  - А какие нравственные уроки извлекли вы?

Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. "Человек — вот правда!" И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

– Какие ощущения остались после урока?

VII. Этап оценки знаний.

- Благодарю всех за урок. Хочу отметить работу следующих учащихся….

( выставление оценок за урок)



VIII. Домашнее задание.

Подготовиться к семестровой контрольной работе.