Коммунальное государственное казённое предприятие
«Детская художественная школа»
ГУ «Отдел образования города Риддера»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по живописи
в 1м классе «ДХШ»
на тему «Эмоциональные свойства цвета.
Разбел и затемнение»
Выполнила: педагог дополнительного образования
Мартынова Анастасия Викторовна
г. Риддер
Декабрь, 2019 г.
План-конспект
открытого урока в ДХШ
1.Предмет: живопись.
Класс: 1-й.
2. Тема: «Эмоциональные свойства цвета. Разбел и затемнение».
3. Количество часов: 18 часов.
4. Тип занятий: комбинированный.
5. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
6. Цель: дать учащимся основные теоретические знания по основам цветоведения, дать понятие «разбел-затемнение», на практике уметь применять основные приёмы работы с цветом. Развивать творческое, абстрактное, неординарное мышление.
7. Задачи: 1. Воспитывающие: воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания. Воспитывать грамотное отношение к цвету, его эстетическому значению в жизни.
2. Развивающие: формировать у учащихся знания, умения и навыки цветового и тонального видения, грамотного владения цветом. Развивать колористическое видение, навыки работы гуашью, выявлять цвет.
3. Обучающие: формировать и отрабатывать умения, навыки работы с палитрой, представления о тёплой и холодной цветовой гамме, родственных и контрастных цветах, познакомиться с эмоциональными свойствами цвета, закрепить знания об основных и составных цветах. Закрепление понятий хроматических и ахроматических цветов. Продолжить на практике закреплять технику работы гуашью.
4. Креативные: развивать воображение, образное мышление. Развивать способность остро наблюдать, обобщать увиденное. Обучить выявлять характерное.
8. Задание: придумать образ сказочной (фантазийной) птицы, продумав и решив фон, выполнить композицию, используя приёмы «разбел-затемнение» и «светлое на тёмном» (либо «тёмное на светлом») в гуаши на формате А3.
9. Оборудование для учителя: наглядные пособия и таблицы по цветоведению; набор фотографий птиц, иллюстрации художников, готовые работы учащихся, слайд-шоу «Эмоциональные свойства цвета», интернет.
10. Оборудование для учащихся: бумага для фор-эскизов, ватман формат А3, карандаши НВ, В. Ластик, гуашь, банки под воду. Кисти: плоские, круглые синтетика, палитра, тряпочка.
11. Используемая литература:
А) Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве», - СПб: Питер, 2006
Б) Сурина М.О. «Эзотерические свойства цвета», - М, - Ростов на Дону: МарТ, 206.
В) Чиварди Дж. «Комбинация красок в живописи». – М.: ЭКСМО, 2006.
Г) Сурина М.О. « Цвет и символ в искусстве, дизайне, архитектуре». – М. – Ростов н/Д: МарТ, 2005.
Д) Негробов В.К. «Шкала цветовых тонов». – Воронеж: истоки, 2002.
12. План работы по занятиям:
1 занятие – 4 часа.
2 занятие – 3 часа.
3 занятие – 4 часа.
4 занятие – 4 часа.
5 занятие – 3 часа.
План занятия:
1) Организационный момент - 5 минут.
2) Беседа (ТБ). Объяснение материала – 10 - 30 минут.
3) Самостоятельная работа (практическая часть) – 90 - 70 минут.
4) Подведение итогов, анализ выполненной работы – 10 минут.
5) Уборка рабочего места (класса) – 5 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ № 1
I. Организационный момент
1. Приветствие, фиксация отсутствующих.
Нам с друзьями нравится
Радуга — красавица!
В ней одной — весь мир большой,
Потому, что он — цветной!
СИНИЙ — чистота небес,
А ЗЕЛЕНЫЙ — дивный лес!
ГОЛУБОЙ — это вода,
Без нее нам — никуда!
КРАСНЫЙ — то огонь и солнце,
Уже очень много лет
Дарят нам тепло и свет!
ЖЕЛТЫЙ — тучные поля —
Хлеб дает наша земля!
ОРАНЖЕВЫЙ на именины
Приглашает апельсины,
Тыкву, перец, мандарины!
А еще ГОЛУБОЙ —
Зимний месяц ледяной.
Цвет ЗЕЛЕНЫЙ —
Цвет весенний,
Цвет природы оживления!
КРАСНЫЙ — лето знойное,
Время неспокойное!
А ЗОЛОТАЯ осень —
Урожай приносит!
Ну, а ФИОЛЕТОВЫЙ —
Цвет необычайный,
Самый мой любимый цвет —
Новогодней Тайны!
Из космических глубин
Он приходит к нам один —
ФИОЛЕТОВЫМ мерцаньем
Ненаписанных картин!
Маша Лето
Учитель. Определите цели и задачи урока. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Ученики. О цвете.
Учитель. Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира. Почему же именно художника просит автор стихотворения рассказать о цветной планете?
Ученики. Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам раскрыть их красоту.
Учитель. Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни?
Ученики. Художники очень тонко передают цветовые ощущения на своих полотнах.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока
Учитель. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть (презентация).
Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.
Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
III. Изучение нового материала
1. Сведения о цветоведении.
Учитель. Цветоведение – наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.
2. Свойства цвета.
Учитель обращает внимание учащихся на методическое пособие «Цветовая Схема»:
- Что такое цвет, какова его природа?
- Что представляет собой окраска предметов?
- Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
- Оказывается, всему причиной является солнце, вернее световые лучи, которые озаряют все на своем пути. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - свет» волны, у нас возникает ощущение цвета.
Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на группы. Одну группу составляют ахроматические цвета: черный белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета. К другой группе относятся хроматические цвета - все цвета кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п. Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.
Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон - ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. И. Ньютон определил в спектре семь цветов. В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча видим все цвета радуги.до истощения!
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.
Крайние цвета цветового спектра - красный и фиолетовый - более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Посмотрите, как это красиво! В учебных целях очень удобно пользоваться таким цветовым кругом, мы с вами еще убедимся в этом много раз. Рассмотрите внимательно все оттенки этого цветового круга и попытайтесь их назвать. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым - желто-оранжевый и так далее между каждой пapoй цветов. Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.
Легко заметить, как за счет различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше. Самым близким кажется прямоугольник желтого цвета немного дальше - светло-бордового, еще дальше - темно-бордового цвета. К цветам, кажущимся ближе фактического расположения - выступающим, относятся главным oбразом теплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического положения на плоскости,- холодные цвета.
Художники используют это явление и создают впечатление глубин плоскости с помощью цвета.
Как вы помните ещё из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это - красный, желтый и синий цвета. О ни расположены в центре цветового круга и образуют треугольник.
Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.
Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.
Рассмотрите цветовой круг (ил.), состоящий из 24 цветов. Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светло-серый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.
Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.
Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.
- А теперь обратите ваше внимание на примеры формальных композиций. В них за основу взят один цвет и при помощи такого приёма как «разбел-затемнение» созданы следующие лаконичные варианты. Внизу каждой из которых представлены тональные растяжки (+белила и + чёрный).
-Надеюсь теория понятна. Переходим к практике.
IV. Практическая работа
Учащимся предлагается выполнить данное задание, соблюдая определённые этапы (демонстрация методического пособия «Этапы выполнения»).
Этап 1 – основные массы в композиции Этап 2 – линейный рисунок, идея+фон
Этап 3 – тональный рисунок эскиз-идеи Этап 4 – цветовое решение композиции
Рекомендации:
Внимательно изучите варианты фантазийных птиц на данных репродукциях.
При поиске формы птицы исходите прежде всего из основных составных частей: голова, туловище, крылья, хвост и лапы.
В процессе поиска композиционного решения отходите от реалистичных изображений. Приветствуются необычные, динамичные линии, формы.
Упрощайте силуэт при необходимости, в то же время раскрепостите свою фантазию.
Не стремитесь делать сначала детали, идите «от общего к частному», весь декор оставляем на завершающий этап в эскизе.
Фон подчиняйте центру композиции, его задумке, чтобы результат был целостным и органичным.
Продумайте композицию по тональным отношениям, следуя принципу «светлое на тёмном» либо «тёмное на светлом».
Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к поиску композиционного решения. Задача: создать несколько вариантов эскизов для возможности выбора. К концу данного занятия учащимся необходимо выполнить 2-3 этапа в зависимости от индивидуальных качеств учащихся. Каждый этап анализируется учащимися совместно с педагогом, делаются выводы.
Варианты законченных заданий:
Работа Пичугиной В. «Совушка»
Работа Таркаевой С. «Поскакушка»
По истечению каждого часа занятия проводим физкультминутки:
ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК:
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
В конце занятия проводится просмотр, обсуждение и анализ эскиз-идей учащихся, отмечаются положительные и отрицательные моменты в исполнении. Утверждается один для дальнейшей работы.
Рефлексия:
Учащимся предлагается заполнить анкету, которая на этапе подведения итогов даст возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, следующего характера:
На уроке я работал | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
За урок я | не устал/устал |
Моё настроение | стало лучше/стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен |
Критерии оценки на этапе «эскиз-идея»:
Композиционная идея – соответствие заявленной теме.
Компоновка листа.
Завершённость этапа.
Аккуратность.
Уборка рабочего места.
Самоанализ открытого урока
педагога Мартыновой А.В.
Группа: 1й класс (обеденная группа).
Тема занятия: «Эмоциональные свойства цвета. Разбел и затемнение» - живопись.
Тип занятия: комбинированный.
Группа немногочисленная – 5 учащихся, одновозрастная. Мои наблюдения позволили выделить следующее – дети эмоционально восприимчивые, легко увлекаются новой темой, особенно, если результат могут наблюдать воочию в процессе мастер-класса. Поэтому при планировании занятия предположила, что это будет интересным для всех учащихся.
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
1. Воспитывающие: воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания. Воспитывать грамотное отношение к цвету, его эстетическому значению в жизни.
2. Развивающие: формировать у учащихся знания, умения и навыки цветового и тонального видения, грамотного владения цветом. Развивать колористическое видение, навыки работы гуашью, выявлять цвет.
3. Обучающие: формировать и отрабатывать умения, навыки работы с палитрой, представления о тёплой и холодной цветовой гамме, родственных и контрастных цветах, познакомиться с эмоциональными свойствами цвета, закрепить знания об основных и составных цветах. Закрепление понятий хроматических и ахроматических цветов. Продолжить на практике закреплять технику работы гуашью.
4. Креативные: развивать воображение, образное мышление. Развивать способность остро наблюдать, обобщать увиденное. Обучить выявлять характерное.
Использовала на уроке презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
Используемые методы:
иллюстративно-наглядный;
словесный;
самоорганизация;
рефлексия.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
таблицы;
методические пособия.
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение).
Данный урок очередной по плану, в котором была поставлена цель, показать работу учителя, а именно показать какие методы можно использовать на уроке живописи, как используются информационно коммуникативные технологии.
Для подготовки данного урока мною был изучен и апробирован материал по данной теме (1 урок из 3х), где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).
Необходимость использования индивидуальной работы выразилась в анализе и оказанной помощи учащимся на этапе утверждения эскиз-идеи. Главный этап занятия – практическая часть (самостоятельная работа учащихся). Основываясь на результатах обучения, хочется сделать следующие выводы: учащиеся старались последовательно вести свою работу, согласно цепочке: беседа - работа с аналогами - поиск эскиз-идеи – утверждение экиз-идеи – завершение – анализ работ – оценки. На данном этапе необходимо было придумать несколько вариантов композиционных решений и выбрать один для его дальнейшей проработки. И, если по индивидуальным возможностям, то и выполнить эскиз в тоне. Результаты интересны по идейному содержанию, стремлению учащихся передать эмоциональное настроение образов через характер, форму и декор.
Время, отведённое на все этапы занятия, было распределено рационально, «связки» между этапами логичны. Беседа, обсуждение и работа с аналогами выступили подготовительными этапами, активная работа на которых помогла учащимся сориентироваться в выборе сюжета для композиции, развить интерес к последующей работе.
Дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия выбраны в соответствии с целями занятия. Особую ценность представляют готовые работы учащихся и художников.
Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.
Контроль усвоения ЗУН организован посредством промежуточных просмотров с целью анализа и определения ошибок и положительных моментов самими учащимися. Он осуществлялся на этапе утверждения эскиз-идеи. Учащимся было предложено проанализировать не только свою, но и работу своего одногруппника в группах, т.е. в этот процесс активно включались сами учащиеся, развивалось доброжелательное отношение к творчеству своих товарищей.
Психологическая атмосфера на занятии – ровная, спокойная, соответственно рабочему настроению, учащиеся и учитель активно и увлечённо включались в процесс творчества, эмоционально прошла беседа, работа с аналогами. Педагог и дети общались с чувством взаимопонимания, доброты и взаимоуважения.
Результаты занятия оцениваю, как положительные. «5» получили 4 учащихся, «4» - 1 учащаяся. Поставленные задачи занятия удалось реализовать в полной мере. В силу возрастных особенностей учащихся не во всех работах отмечена аккуратность и техника исполнения.
Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Эскизы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к композиционному решению.
Выполните упражнение 1 . Это упражнение на цветовую растяжку. Поделите лист на четыре части.
Сделаем две растяжки (в верхних прямоугольниках) используя гуашь, и две (в нижних) используя акварель, техника нанесения этих красок немного отличается. Начнем с гуаши. Выберите два цвета для первой растяжки. Я выбрала фиолетовый и белила, на их примере постараюсь все объяснить. Выкладываем на палитру немного фиолетовой краски и разводим водой до консистенции сметаны, рядом на палитру помещаем немного белил. Теперь набираем на кисть фиолетовую краску и проводим полосу вдоль края бумаги в первом маленьком прямоугольнике. После этого в фиолетовую краску на палитре добавляем совсем немного белил, смешиваем, получается цвет чуть-чуть светлее, чем был. Этим новым оттенком проводим следующую полосу, буквально на миллиметр захватывая предыдущую полоску. После этого опять добавляем в фиолетовую смесь еще белил, смешиваем и вновь проводим полосу. И так продолжайте, пока не закончится прямоугольник.
Должно получится примерно так (рис.)