Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А. А. Макоева с. Чикола
ПЛАН
ОТКРЫТОГО УРОКА В 10 КЛАССЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф. И. ТЮТЧЕВА
«ПОЭЗИЯ СЕРДЦА»
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф. И. ТЮТЧЕВА
УЧИТЕЛЬ Кудзоева Ф.Ч.
2014-2015УЧ.Г.
Тема урока: « Поэзия сердца»
(любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Цели урока: Обучающая: Расширить знания учащихся о личной жизни поэта, показать роль женщин в творчестве Ф.И. Тютчева. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Развивающая: Приобщение учащихся к миру искусства.Развитие воображения, фантазии в процессе выразительного чтения стихотворений и их анализ.Развитее навыков устной речи, навыков общения, выразительного чтения. Воспитывающая: Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии. Интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.
Вид урока: урок получения новых знаний
Тип урока: урок-композиция с элементами анализа поэтического текста.
Эпиграф:
Жизни блаженство в одной лишь любви ... Ф.И. Тютчев
Оборудование: Сборники стихотворений Ф.И. Тютчева. Презентация «Ф.И.Тютчев. Поэзия сердца ... .»
Справочный материал на столах учащихся.
На доске:
• понятия (любовь, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, повтор)
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева.
Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней - Мы смотрим с трепетом тревожным на тихий
свет еѐ очей.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать.
... Ещё томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой
- И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой ....
Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда ...
Перед любови твоей Мне больно вспомнить о себе
Стою, молчу, благоговею И поклоняются тебе ...
Кто б ни был ты, но, встретись с ней,
Душою чистой иль греховной Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.
2. Беседа с учащимися:
Ребята, что объединяет эти стихотворения?
(Эти стихотворения объединяет тема любви, все они о любви)
Приѐм словесной ассоциации.
Ребята, а в вашем понимании, что такое ЛЮБОВЬ?
Подберите слова, которые отражают ваше мнение об этом прекрасном
чувстве.
Л
Ю
Б
О
В
Ь
(Заполняется учителем в ходе беседы с учащимися)
II. Сообщение темы, цели урока.
1. Сегодня мы продолжаем разговор о Фѐдоре Ивановиче Тютчеве.
Эпиграф урока: Жизни блаженство в одной лишь любви ...
Тютчеву в момент написания этой строки было 67 лет! И фраза эта в устах
человека, много пережившего, познавшего и радость, и горе звучит по
особенному.
Тема урока: Поэзия сердца.
Хочется надеяться, что наш урок приблизит вас к постижению любовной
лирики Тютчева. И хотелось бы, чтобы в конце урока каждый из вас смог
ответить на вопрос: «Какой предстаѐт любовь в лирике Ф.И. Тютчева?»,
«Чем она была для поэта?»
2. Запись темы, эпиграфа (Слайд №1)
Тютчев в своим сердце воздвиг великолепный поэтический храм своему
божеству - женщине. Кто же были они, эти Прекрасные Дамы, породившие
лирику необыкновенной силы и глубины. Перед вами копии портретов
женщин: А. Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены
Денисьевой (слайд №2). Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла
каждая из них, мы узнаем, если мысленно перенёсшемся в далёкий для нас 19
век...
Историческая справка (читают учащиеся).
Амалия Лерхенфельд (слайд №3)
Как же это было ...
(Читает ученик).
Бал. Мюнхен. (1823 год). Тютчев увидел девушку поразительной красоты и
почувствовал себя околдованным, влюблѐнным...
Звали еѐ Амалия. Тогда, в первую встречу с Тютчевым, Амалии было всего
...14 лет. Молодые люди понравились друг другу. «Я помню время золотое».
Шли годы... И вдруг новая встреча с Амалией, и снова - признание в стихах.
Свою любовь к ней Тютчев пронѐс через всю свою жизнь.
Поэт посвятил Амалии стихотворения: «Я знал еѐ ещѐ тогда...», «Я помню
время золотое ...», «Я встретил Вас ...».
Эту женщину обессмертило признание, обращѐнное к ней (10 лет после еѐ
смерти):
Твой милый образ незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда ...
Эти строчки посвящены Элеоноре Петерсон. (Читает ученик).
В 1826 году Фѐдор Иванович встречает Элеонору Петерсон, покорившую его
своей красотой, живостью ума и силой любви. И хотя она — вдова, у нее
четверо детей, но их роман свеж и страстен. Сказать, что Элеонора любила
Тютчева - ничего не сказать, она его боготворила.
На долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание - Элеонора пережила
пожар на корабле, где оказалась с 3 детьми. Стресс, пережитый во время
катастрофы, подорвал здоровье Элеоноры, и вскоре она умерла. Смерть
жены потрясла Тютчева.
Эрнестина Дернберг (Читает ученик) (слайд №4)
Причуды судьбы определили, что именно новое чувство и ответная любовь
Эрнестины помогла Тютчеву пережить боль утраты. Она стала нежной
матерью осиротевшим дочерям Фѐдора Ивановича и вскоре, как он сказал,
«моя коллекция барышень обогатилась ещѐ девочкой» - родилась дочь
Мария. А затем и сыновья - Дмитрий и Иван.
А эта женщина стала большой Любовью и Музой поэта. Елена
Александровна Денисьева. (слайд №5). Ей Тютчев посвятил целый цикл
стихотворений о любви, который так и был назван «Денисьевский цикл».
(Читает ученик).
Елена Денисьева принадлежала к старинному, но обедневшему
дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тѐтушки.
Лѐле Денисьевой было двадцать лет, Тютчеву - сорок семь, когда
поэт впервые увидел еѐ. Об их бурном романе вскоре заговорил весь
Петербург. Елена Александровна прекрасно понимала, что еѐ ждѐт
впереди. Она знала, что Фѐдор Иванович никогда не оставит жену, а ей не
сможет обеспечить достойное содержание. От неѐ отвернѐтся свет и
их дети будут незаконнорождѐнными. Но чувство оказалось сильнее
доводов разума...
Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные
стихи. С полным правом о каждой из них можно сказать: «Любила ты, и так
как ты любить, нет, никому ещѐ не удавалось».
3. Анализ стихотворений: «Я очи знал, - о, эти очи!», «Последняя
любовь», «Предопределение».
Какой представляется любовь в этих стихотворениях Тютчева?
«Последняя любовь»
Блаженство, нежность,
Горе, страсти глубина, безнадежность,
роковое страдание, волнение, вечерняя,
чудные мгновения, волшебная последняя любовь, заря
прощальный свет, суеверная,
страстная ночь
неравная двух сердец (Работа на доске)
В поэзии представить образ, понять чувство поэта помогают
изобразительные средства.
Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение
Найдите в тексте прочитанных стихотворений примеры эпитетов, метафор,
сравнения, олицетворения.
- Итак, что значит ЛЮБОВЬ по Тютчеву, какова формула любви в
стихотворениях поэта?
ЛЮБОВЬ = счастье +страдание =
Но эта формула не закончена. Назовите главное слово в названии темы
урока?
Сердце.
Что такое сердце?
-Это ЖИЗНЬ.
Жить по Тютчеву - ЛЮБИТЬ.
Итак, что отразила любовная лирика Тютчева? Что такое любовь впредставлении Тютчева? Чем она была для поэта?
ЛЮБОВЬ = счастье + страдание = ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ
(Это блаженство и безнадѐжность, это жизнь, радость, это счастье, нежность,
это страдание, слѐзы, скорбь).
А теперь составьте свою формулу любви.
Совпадает ли ваша формула любви с формулой Ф.И. Тютчева?
III. Подведение итогов урока.
Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого
чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несѐт ему и счастье, и страдание, это
роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и
побеждѐнный. Главное, что увидел и оценил Тютчев в женщине это - силу
чувства, еѐ способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу.
Конечно, можно по-разному относиться к роковым страданиям Тютчева к
разным женщинам. Но поэт вне осуждения. Оправдание для него служит
любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало
внутренних достоинств, чтобы быть любимым такими женщинами.
Созвучны ли мысли Тютчева с вашими мыслями ?
Могут быть разные точки зрения. Значение любовной поэзии неоднозначно.
А.С. Пушкин остался равнодушен к стихотворениям Тютчева, но
впоследствии напечатал их в «Современнике». Белинский же считал, что
без Тютчева «нельзя жить». Кто, по-вашему, прав? (слайд №6).
Почему нельзя жить без Тютчева?
(Размышления ребят).
Вывод учителя: Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить
противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несѐт ему и
счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это Борьба, в ней
есть победитель и побеждѐнный. Главное, что увидел и высоко оценил
Тютчев в женщине это - силу чувства, еѐ способность на подвиг, на
самопожертвование, на самоотдачу.
Я хотела, чтобы каждый из вас встретил в своей жизни человека,
которому, как и Тютчев вы могли бы сказать:
Я встретил вас - и всѐ былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло ...
Звучит романс: «Я встретил Вас ...»
Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть
на взаимоотношения с друзьями, задумать об истинном значении любви в
жизни человека.
Современны ли стихи Фѐдора Ивановича?
Домашнее задание. Ещѐ раз перечитайте любовную лирику Фѐдора
Ивановича. Из строк о любви поэта создайте венок Тютчеву-поэту и }
человеку. И первый цветок в ваш венок «вплетаю» я ....
Итог урока.
Мне дорог тот общенья миг,
Который радостно расцвечен,
Когда мой каждый ученик
Спешит открыться мне навстречу.
Когда стихов волшебный мир
Любую душу открывает
И слово, давний мой кумир,
Над всеми нами воспаряет.
Сегодня были вы со мной
Такое чуткое внимание.
И стал ваш класс совсем родной,
Я не прощаюсь. До свидания.
Вас за урок благодарю,
Вы все таланты, просто гении.
И я отныне вас люблю.
Спасибо вам за час общения.
Анализ
урока по русской литературе в 10 классе Тема: Поэзия сердца...(по
творчеству Ф.И.Тютчева)
Учитель: Кудзоева Ф.Ч..
Урок проведен на очень хорошем уровне. Дидактические цели урока
достигнуты. Общение с учениками было позитивно эмоционально окрашено.
Тип урока - введение нового материала. Все элементы урока были четко
выделены. Дозировка времени на каждый этап урока определена правильно,
и это оказало положительное воздействие на степень усваиваемости
материала. В данном уроке были отражены все требования школьной
программы по данной теме. Учащиеся были очень активны при
ознакомлении с новым материалом, задавали много вопросов по теме урока.
Методика изложения нового материала хорошо продумана, материал
излагается четко. Созаонова Л.С.обладает большим запасом знаний по
изучаемой теме, приводила примеры из разных областей знания,
демонстрировала эрудицию. После введения нового материала было
проведено первичное сопутствующее закрепление. На уроке имело место
дифференцированный подход к учащимся. Учитель вовлекал учеников в
следующие мыслительные операции: обобщение, систематизация. Было
организовано преодоление посильных трудностей. Было организовано
развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Широко использовались как внутри предметные так и меж предметные связи.
В качестве средств развития творческого потенциала использовались
элементы проблемности, творческие задания. На уроке было дано большое
количество информации для общего развития. Созаоновой Л.С.широко
применялись приемы для эстетического развития учащихся.
Воспитательные возможности урока были полностью использованы. Широко
использованы воспитательные возможности оценки знаний. Учителем
чувствовалась обратная связь от учеников, работа с классом велась хорошо.
Рассматривая деятельность учителя и учащихся с позиции основных
принципов обучения, можно сказать, что она реализована правильно.
На уроке в качестве метода обучения эффективно использовалась
самостоятельная работа. Объем самостоятельной работы - средний.
Привлекались необходимые технические средства обучения. Созаонова Л.С.
использовала мультимедийные средства обучения (презентация"Ф.И.Тютчев
"Жизни блаженство в одной лишь любви").
Демонстрации опорных материалов достигли цели, это повысило уровень
усвоения знаний учащимися. Методы применения полученных на уроке
знаний были разнообразными, учитель хорошо комбинировал различные
виды деятельности. В системе задач, предложенной на уроке имело место
нарастание уровня сложности и самостоятельности в выполнении заданий -от репродуктивного уровня к творческому.
Методы обучения, использованные на уроке были согласованы с общей
целевой направленностью, дидактической целью, спецификой учебного
материала, возрастом и
индивидуальными особенностями учащихся. К началу урока было
подготовлено все необходимое.
Учитель правильно пользовался доской для объяснения материала. Для
объяснения нового материала правильно использовалась техника.
Наблюдался баланс между организующей деятельностью учителя и
познавательной деятельностью учащихся.
На уроке учитель использовал следующие виды деятельности: речевая,
слушание, записывание. Преобладала речевая деятельность. Был достигнут
контакт как с классом, так и с отдельными учащимися.
В начале урока была проверена готовность учащихся к уроку. На уроке
ученики проявляли следующие виды деятельности: речевая, слушание,
записывание с доски. Обращалось внимание на культуру труда.
Проблем с дисциплиной на уроке не возникало. Приемы подержания
дисциплины, применяемые учителем, были правильными и достигали своей
цели. Отношение учеников к предмету было позитивным. Ученики хорошо
относились к учителю.
Освещенность кабинета достаточная, кабинет регулярно проветривается.
Столы в кабинете расставлены правильно, с учетом направления излучения
монитора. Мебель в классе соответствует возрасту учащихся. Учитель четко
распланировал время, и учащиеся не были задержаны на уроке после звонка.
Учителю необходимо чаще использовать способы проверки домашних
заданий.