Урок: 9 класс
Тема урока: П.р. «Построение графиков функций в Excel»
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Цель урока: познакомить учащихся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel;
Задачи урока:
сформировать навык построения графиков в Excel;
развивать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление, навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно-познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном психологическом ритме;
способствовать формированию самооценки (саморефлексии);
воспитывать самостоятельно принимать решения в результате работы с учебными задачами по освоению приёмов построения графиков функции в Excel, ответственность за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы;
прививать навыки толерантных взаимоотношений;
создавать валеологические условия обучения (ситуацию успеха)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: практический, поисковый, словесный, наглядный, эврестический.
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
Технические и программные средства:
Раздаточный материал:
Тип урока – урок формирования новых знаний, умений.
Методы обучения - наглядно-иллюстративные, исследовательские.
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
План урока.
Организационный момент – 1мин.
Актуализация опорных понятий –5 мин.
Получение новых знаний –30 мин.
Подготовительный этап – 5 мин.
Аналитический этап – 7 мин.
Практический этап – 18 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Итог урока – 1 мин.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся, положительный настрой на урок.
Актуализация опорных понятий.
На прошлом уроке мы изучили тему «Построение диаграмм в электронных таблицах». Гистограммы и круговые диаграммы мы рассмотрели. Частным случаем диаграмм является график. Прежде чем приступить к выполнению практической работы, сначала повторим основные параметры электронных таблиц и алгоритм работы с ними. (Дальнейшее формирование навыка работы с тестовыми заданиями при подготовке к ГИА и ЕГЭ)
Тест : Электронные таблицы Excel
Вариант I
Основным элементом электронных таблиц является:
Адрес
Ячейка
Рабочая книга
Строка
Столбец
Документы, созданные программой Excel, имеют расширение:
.xls
.dbf
.bmp
.wri
.doc
В Excelс ячейками электронной таблицы нельзя производить следующие действия:
Вводить и корректировать информацию
Копировать и удалять информацию
Изменять размер одной отдельно взятой клетки
Укажите неправильную формулу:
=О45*В2
=К15*B$1
=12А-В4
=A123+$О$1
Сколько ячеек содержит диапазон D1:Е4 в электронной таблице:
4
8
9
10
В электронной таблице выделили группу из 8 ячеек. Это могут быть ячейки…
А1:В8
А1:С4
А1:В4
В2:С4
А2:В4
Что отображается в ячейке после записи формулы и нажатия клавиши Enter?
Запись самой формулы, затем знак равенства и результат вычисления.
Специальные символы, определяющие, что в данной ячейке не простые данные, а формула.
Результат вычисления формулы на основе имеющихся данных.
Ничего не отображается.
Что означает символ $ в записи имени ячейки B$2?
В адресе не будет меняться только номер столбца.
В адресе не будет изменяться только номер строки.
Имя ячейки останется неизменным.
Это ссылка на диапазон ячеек, где начало диапазона строго зафиксировано и при копировании изменяться не будет.
Этой ячейке присвоится произвольное имя.
Как нужно записать формулу суммирования диапазона ячеек от В2 до В8?
= сумм(В2,В8)
= сумм (В2:В8)
= сумм (В2-В8)
= сумм (В2;В8)
= сумм (В2+В8)
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: =(А2*В1+С1). Какое значение появится в ячейке D2?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_1.png)
6
14
24
26
Вариант II
Укажите правильный адрес ячейки:
12А
В89К
В12С
О456
В электронной таблице имя ячейки образуется:
Из имени столбца
Из имени строки
Из имени столбца и строки
произвольно
Активная ячейка – это ячейка:
Для записи команд;
Содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
Формула которая содержит ссылки на содержимое зависимой ячейки;
В которой выполняется ввод данных.
В ячейке А1 размещено значение напряжения U, а в ячейке В1 – значение сопротивления R. Какая формула должна быть внесена в ячейку С1 для вычисления значения силы тока Iпо формуле закона Ома (I=U/R)?
I=U/R
C1=A1/B1
=U/R
=A1/B1
C1=B1/A1
В электронных таблицах выделен диапазон ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?
3
4
5
6
12
Результатом вычислений в ячейке С1 будет:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_2.png)
5
10
15
20
Электронная таблица предназначена для:
обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;
упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
визуализация структурных связей между данными, представленными в таблицах;
редактирования графических представлений больших объемов информации.
Выберите ссылку, которая не является смешанной:
F$15
$B4
$A$1
$C12
Как нужно записать формулу нахождения среднего арифметического диапазона ячеек от В1 до В6?
= срзнач (В1,В6)
= срзнач (В1:В6)
= срзнач (В1;В6)
= срзнач (В1+В6)
= срзнач (В1-В6)
Дана электронная таблица. В ячейку В2 введена формула: =2*$А1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку В2 скопируют в ячейку С2?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_3.png)
=2*$В1
=2*$А2
=3*$А1
=2*$А1
(взаимопроверка. Ответы на экране.)
Получение новых знаний.
3.1 этап. Подготовительный (поисковый, используются элементы проблемного обучения).
Пробуждение познавательной активности у учащихся к теме урока.
На экране демонстрируются графики различных функций на плоскости.
Какие линии изображены на экране?
Какие необходимы условия для их построения?
Какие изменения и дополнения мы должны внести в ранее изученную тему о диаграммах, чтобы построить графики функций?
(Учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель записывает правильные ответы на доске, постепенно проявляется алгоритм построения графиков в Excel. Учитель осуществляет педагогическую поддержку, создаёт ситуацию успеха).
Алгоритм построения графиков в Excel.
Ввести в таблицу данные.
Выделить необходимый диапазон данных.
Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания:
Выбрать тип диаграммы (точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров или с маркерами)
Выбрать отображение данных (в строках или в столбцах). На вкладке ряд ввести подпись оси ОХ
Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных)
Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или на имеющемся.)
С помощью контекстного меню отформатировать элементы диаграммы.
Инструктаж перед выполнением практической работы по ТБ.
В процессе выполнения практического задания учащиеся должны показать:
Умение грамотно формулировать задачи задания.
Умение грамотно интерпретировать результаты поставленных задач и применять эти результаты в практической деятельности.
Умение анализировать информацию и делать выводы.
2 этап. Планирование (аналитический этап).
Учитель помогает учащимся составить план работы по решению задачи практикума и рекомендует источники получения информации.
Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах.
Учащиеся самостоятельно намечают план решения поставленной задачи.
Задание1. (работа в микрогруппах)
В электронных таблицахпостройте на листе с данными график функции
на отрезке [-4;4]с шагом 0,5.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_5.png)
Измените функцию
на
, что изменилось?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_8.png)
Физкультминутка для глаз.
3 этап. Исследование (практический этап).
Учащиеся намечают индивидуальный план работы по выполнению задания. Учитель наблюдает и консультирует. Создается электронная книга, в которой будет сохраняться и уточняться данные в процессе работы. В электронной книге определяется количество листов, назначение каждого из них; основные объекты, которые должны быть размещены на листах.
Выполнение практической работы.
Дети выполняют практическую работу самостоятельно. Заносят выводы в листы электронной книги после выполнения заданий.
Карточка1.
Постройте график функции (каждый на отдельном листе Excel):
у= -3х+1, х0
у=
, -4
8
Найдите наименьшее и наибольшее значения функции:
, ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_12.png)
Дана функция
, где ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_14.png)
Найдите: f(-3); f(0); f(5).
Карточка 2.
Постройте график функции (каждый на отдельном листе Excel):
у= -2х+5, 0
х![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_16.png)
у=
, 4
8
Найдите наименьшее и наибольшее значения функции:
, ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_20.png)
Дана функция
, где ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/30/s_5abde94f486c2/873165_22.png)
Найдите: f(0); f(2); f(3);f(4); f(5).
Рефлексия.
Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока. Если вы материал освоили, научились строить графики, то сделайте графики в зелёных тонах, если что-то не поняли, и нужно еще поработать, то – в жёлтых, а если ни в чем не разобрались, то в красных. Подпишите свои работы и отправьте их учителю по локальной сети.
Домашнее задание
А.Г.Мордкович Алгебра 9 класс, задачник стр 89, 90 по вариантам №6, 8а, 10 (выбор задания по уровню сложности выполнения)
Итог урока
Сегодня мы научились решать практические задачи с использованием электронных таблиц, и убедились, что используя прикладные программы, пользователь экономит свое время на достижение результата. Оценивание работы учащихся на уроке.