СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Построение графиков в Excel"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе. Практическая работа по информатике "Построение графиков в Excel".  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Построение графиков в Excel"»

Урок: 9 класс

Тема урока: П.р. «Построение графиков функций в Excel»

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Цель урока: познакомить учащихся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel;

Задачи урока:

  • сформировать навык построения графиков в Excel;

  • развивать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление, навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно-познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном психологическом ритме;

  • способствовать формированию самооценки (саморефлексии);

  • воспитывать самостоятельно принимать решения в результате работы с учебными задачами по освоению приёмов построения графиков функции в Excel, ответственность за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы;

  • прививать навыки толерантных взаимоотношений;

  • создавать валеологические условия обучения (ситуацию успеха)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: практический, поисковый, словесный, наглядный, эврестический.

Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.

Технические и программные средства:

  • Персональные компьютеры;

  • Приложение Windows – электронные таблицы Excel 2003.

  • Мультимедиапроектор

Раздаточный материал:

  • Индивидуальные задания на карточках.

  • Тесты.

  • Презентация по теме «Построение графиков функций в Excel»

Тип урока – урок формирования новых знаний, умений.

Методы обучения - наглядно-иллюстративные, исследовательские.

Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.

План урока.

  1. Организационный момент – 1мин.

  2. Актуализация опорных понятий –5 мин.

  3. Получение новых знаний –30 мин.

    1. Подготовительный этап – 5 мин.

    2. Аналитический этап – 7 мин.

    3. Практический этап – 18 мин.

  4. Рефлексия – 2 мин.

  5. Домашнее задание – 1 мин.

  6. Итог урока – 1 мин.


Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, положительный настрой на урок.

  2. Актуализация опорных понятий.

На прошлом уроке мы изучили тему «Построение диаграмм в электронных таблицах». Гистограммы и круговые диаграммы мы рассмотрели. Частным случаем диаграмм является график. Прежде чем приступить к выполнению практической работы, сначала повторим основные параметры электронных таблиц и алгоритм работы с ними. (Дальнейшее формирование навыка работы с тестовыми заданиями при подготовке к ГИА и ЕГЭ)

Тест : Электронные таблицы Excel

Вариант I

  1. Основным элементом электронных таблиц является:

  1. Адрес

  2. Ячейка

  3. Рабочая книга

  4. Строка

  5. Столбец

  1. Документы, созданные программой Excel, имеют расширение:

  1. .xls

  2. .dbf

  3. .bmp

  4. .wri

  5. .doc

  1. В Excelс ячейками электронной таблицы нельзя производить следующие действия:

  1. Вводить и корректировать информацию

  2. Копировать и удалять информацию

  3. Изменять размер одной отдельно взятой клетки

  1. Укажите неправильную формулу:

  1. =О45*В2

  2. =К15*B$1

  3. =12А-В4

  4. =A123+$О$1

  1. Сколько ячеек содержит диапазон D1:Е4 в электронной таблице:

  1. 4

  2. 8

  3. 9

  4. 10

  1. В электронной таблице выделили группу из 8 ячеек. Это могут быть ячейки…

  1. А1:В8

  2. А1:С4

  3. А1:В4

  4. В2:С4

  5. А2:В4

  1. Что отображается в ячейке после записи формулы и нажатия клавиши Enter?

  1. Запись самой формулы, затем знак равенства и результат вычисления.

  2. Специальные символы, определяющие, что в данной ячейке не простые данные, а формула.

  3. Результат вычисления формулы на основе имеющихся данных.

  4. Ничего не отображается.

  1. Что означает символ $ в записи имени ячейки B$2?

  1. В адресе не будет меняться только номер столбца.

  2. В адресе не будет изменяться только номер строки.

  3. Имя ячейки останется неизменным.

  4. Это ссылка на диапазон ячеек, где начало диапазона строго зафиксировано и при копировании изменяться не будет.

  5. Этой ячейке присвоится произвольное имя.

  1. Как нужно записать формулу суммирования диапазона ячеек от В2 до В8?

  1. = сумм(В2,В8)

  2. = сумм (В2:В8)

  3. = сумм (В2-В8)

  4. = сумм (В2;В8)

  5. = сумм (В2+В8)

  1. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: =(А2*В1+С1). Какое значение появится в ячейке D2?

  1. 6

  2. 14

  3. 24

  4. 26

Вариант II

  1. Укажите правильный адрес ячейки:

  1. 12А

  2. В89К

  3. В12С

  4. О456

  1. В электронной таблице имя ячейки образуется:

  1. Из имени столбца

  2. Из имени строки

  3. Из имени столбца и строки

  4. произвольно

  1. Активная ячейка – это ячейка:

  1. Для записи команд;

  2. Содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

  3. Формула которая содержит ссылки на содержимое зависимой ячейки;

  4. В которой выполняется ввод данных.

  1. В ячейке А1 размещено значение напряжения U, а в ячейке В1 – значение сопротивления R. Какая формула должна быть внесена в ячейку С1 для вычисления значения силы тока Iпо формуле закона Ома (I=U/R)?

  1. I=U/R

  2. C1=A1/B1

  3. =U/R

  4. =A1/B1

  5. C1=B1/A1

  1. В электронных таблицах выделен диапазон ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?

  1. 3

  2. 4

  3. 5

  4. 6

  5. 12

  1. Результатом вычислений в ячейке С1 будет:

  1. 5

  2. 10

  3. 15

  4. 20

  1. Электронная таблица предназначена для:

    1. обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

  1. упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;

  2. визуализация структурных связей между данными, представленными в таблицах;

  3. редактирования графических представлений больших объемов информации.

  1. Выберите ссылку, которая не является смешанной:

  1. F$15

  2. $B4

  3. $A$1

  4. $C12

  1. Как нужно записать формулу нахождения среднего арифметического диапазона ячеек от В1 до В6?

  1. = срзнач (В1,В6)

  2. = срзнач (В1:В6)

  3. = срзнач (В1;В6)

  4. = срзнач (В1+В6)

  5. = срзнач (В1-В6)

  1. Дана электронная таблица. В ячейку В2 введена формула: =2*$А1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку В2 скопируют в ячейку С2?

  1. =2*$В1

  2. =2*$А2

  3. =3*$А1

  4. =2*$А1


(взаимопроверка. Ответы на экране.)

  1. Получение новых знаний.

3.1 этап. Подготовительный (поисковый, используются элементы проблемного обучения).

Пробуждение познавательной активности у учащихся к теме урока.

На экране демонстрируются графики различных функций на плоскости.

  • Какие линии изображены на экране?

  • Какие необходимы условия для их построения?

  • Какие изменения и дополнения мы должны внести в ранее изученную тему о диаграммах, чтобы построить графики функций?

(Учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель записывает правильные ответы на доске, постепенно проявляется алгоритм построения графиков в Excel. Учитель осуществляет педагогическую поддержку, создаёт ситуацию успеха).


  • Запишите составленный вами алгоритм построения графиков в тетради. (Запись алгоритма детьми в тетрадь)

Алгоритм построения графиков в Excel.

  1. Ввести в таблицу данные.

  2. Выделить необходимый диапазон данных.

  3. Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания:

  • Выбрать тип диаграммы (точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров или с маркерами)

  • Выбрать отображение данных (в строках или в столбцах). На вкладке ряд ввести подпись оси ОХ

  • Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных)

  • Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или на имеющемся.)

  1. С помощью контекстного меню отформатировать элементы диаграммы.

Инструктаж перед выполнением практической работы по ТБ.

В процессе выполнения практического задания учащиеся должны показать:

Умение грамотно формулировать задачи задания.

Умение грамотно интерпретировать результаты поставленных задач и применять эти результаты в практической деятельности.

Умение анализировать информацию и делать выводы.


2 этап. Планирование (аналитический этап).

  • Учитель помогает учащимся составить план работы по решению задачи практикума и рекомендует источники получения информации.

  • Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах.

  • Учащиеся самостоятельно намечают план решения поставленной задачи.

Задание1. (работа в микрогруппах)

В электронных таблицахпостройте на листе с данными график функции  на отрезке [-4;4]с шагом 0,5.

Измените функцию  на  , что изменилось?


Физкультминутка для глаз.


3 этап. Исследование (практический этап).

Учащиеся намечают индивидуальный план работы по выполнению задания. Учитель наблюдает и консультирует. Создается электронная книга, в которой будет сохраняться и уточняться данные в процессе работы. В электронной книге определяется количество листов, назначение каждого из них; основные объекты, которые должны быть размещены на листах.


Выполнение практической работы.

Дети выполняют практическую работу самостоятельно. Заносят выводы в листы электронной книги после выполнения заданий.

Карточка1.

Постройте график функции (каждый на отдельном листе Excel):

  1. у= -3х+1, х0

  2. у= , -48

  3. Найдите наименьшее и наибольшее значения функции: , 

  4. Дана функция , где 

Найдите: f(-3); f(0); f(5).


Карточка 2.

Постройте график функции (каждый на отдельном листе Excel):

  1. у= -2х+5, 0 х

  2. у= , 48

  3. Найдите наименьшее и наибольшее значения функции: , 

  4. Дана функция , где 

Найдите: f(0); f(2); f(3);f(4); f(5).

  1. Рефлексия.

Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока. Если вы материал освоили, научились строить графики, то сделайте графики в зелёных тонах, если что-то не поняли, и нужно еще поработать, то – в жёлтых, а если ни в чем не разобрались, то в красных. Подпишите свои работы и отправьте их учителю по локальной сети.

  1. Домашнее задание

А.Г.Мордкович Алгебра 9 класс, задачник стр 89, 90 по вариантам №6, 8а, 10 (выбор задания по уровню сложности выполнения)

  1. Итог урока

Сегодня мы научились решать практические задачи с использованием электронных таблиц, и убедились, что используя прикладные программы, пользователь экономит свое время на достижение результата. Оценивание работы учащихся на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!