1.Оргмомент. Формулируем тему урока. | Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке литературы! Дома вы должны были прочитать произведение древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха». Но прежде чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я бы хотела задать вам вопрос, ребята: Проблемный вопрос - Ежедневно каждый из вас слышит какие-то советы от родителей, бабушек и дедушек, учителей. Можете вы вспомнить, какие советы Вам дают родители, когда вы идете в школу? (Хорошо веди себя», «Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.) -Зачем же они дают вам такие советы? -Подберите к слову «совет» синонимы (наставление, указание). Что обозначают эти слова? (Научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему, правильно действовать, поступать.) -Любое произведение состоит из слов, ребята, я предлагаю вам посмотреть на облако слов, есть ли здесь слова, которые вам незнакомы? -Встречались ли вам эти слова? (Мы встречали эти слова в «Поучении Владимира Мономаха») - Какие слова встретили? Что же означает слово тИун? (управляющий хозяйством) А слово Отрок, ребята, встретилось вам где-нибудь, что оно означает? (слуга) Что означает слово орАтай (пахарь) кЕлья(комната монаха в монастыре) Евангелие (первая книга христианского мира) мЫтари – сборщики податей в Древней Руси -Слова которые вам незнакомы, встретятся нам при изучении последующих произведений -Ребята, одно из слов выделено другим цветом, что оно обозначает? Это слово поможет нам сформулировать тему урока. (Завет-завещание, наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям.) - О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова тема нашего урока? (О «Поучении Владимира Мономаха». Тема урока ««Поучение Владимира Мономаха». Заветы Древней Руси.») | Слайд 1 Видео о девочке |
Цель урока | -Ребята, скажите пожалуйста, в каком веке было написано произведение? -Произведение было написано в 12 веке, а мы его изучаем в 21 веке. Это вам о чём–нибудь говорит? -Ребята, а какую цель мы можем поставить себе сегодня на уроке? Формулируем цель: Для чего мы читаем в наши дни «Поучение Владимира Мономаха»? Уповать, смерд, тленный, посадник, агнец, рядить, тиун, мытарь, оратай, келья, Евангелие, отрок, чело, ланиты, уста, рамена, око, выя, чело, персты, вежды, шуйца, десница, утроба | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 |
2.Актуализация знаний. «Горячий стул» Читающее кафе | - Ребята, я бы хотела вас поросить посмотреть в окно? Что вы видите? (Мы видим деревья, растения) - Какого цвета у них листья ? (Листья у них разного цвета, жёлтые, красные, зелёные) - А почему деревья и растения вырастают такими красивыми? ( Потому что их питают корни.) - А ведь не будь крепких, питающих корней, уходящих своими корнями глубоко в землю, этой красоты бы не было. Так и всякий народ, душу народную питают спрятанные в глубине веков корни. Сегодня мы попытаемся заглянуть туда, вглубь народной истории, понять, как связаны мы со своими корнями, в этом нам поможет произведение, созданное во времена Древней Руси, «Поучение Владимира Мономаха». -Ребята, вам было дано задание, подготовить рассказ о жизни великого русского князя Владимира Мономаха. Я предлагаю рассказать о нём необычным способом, представьте что вы, Владимир Мономах, расскажите о его жизни, представляя что вы это он, а все остальные должны дополнить ответ. - Так каким человеком был Владимир Мономах? (Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.) Физкультминутка. 1 этап игры-физминутки: все встают, называю слово, нужно руками коснуться названной части тела. - А сейчас, ребята, я попрошу вас встать, мы немного разомнёмся, вы помните значения древнерусских слов? Вот сейчас мы с вами это и проверим. -Ребята, поднимите вверх десницу, перст на деснице поднимаем вверх. -Поверните выю влево, теперь вправо. -Коснитесь перстом на деснице чела, теперь правого ока, ланит, прикоснитесь перстом к устам. -Поднимите вверх шуйцу, коснитесь ей рамЕн (раменА), теперь положите на утробу десницу и шуйцу, покачайтесь из стороны в сторону. чело — это лоб, выя — это шея, очи — глаза, уста — рот, персты — пальцы, рамена — плечи, вежды — веки, ланиты — щеки, шуйца — левая рука, десница — правая рука, утроба — живот и другие. - Ребята, а теперь, по нашей традиции, я приглашаю вас в наше читающее кафе, в этом году мы добавим ещё одно блюдо в наше меню. У вас на столах лежит меню, в котором вместо блюд записаны те произведения, которые мы изучали в 5 и 6 классах. Помимо меню, лежит лист с ингредиентами для разработки рецепта нашего блюда, это задания, которые мы должны выполнить, чтобы приготовить блюдо для меню. Сначала выполняем задание 1. Итак приступаем к разработке рецептов. Времени на работу над рецептами не более 7 минут. - Теперь развернитесь к одноклассникам, находящихся впереди вас или позади, вы образуете группу из 4 человек, разрабатываете рецепт 2, то есть 2 задание, которое предложено ниже. -Ребята, скажите пожалуйста, Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.) Учитель: Почему этим советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? (Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня. - Ребята, столько веков прошло, а актуальны ли советы Владимира Мономаха в наше время и почему? Возвращаемся к слайду с целями. Ребята, VI. Домашнее задание. Ребята, у вас есть выбор, можете составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав слова из поучения, либо родителям, мне или какому- либо другому учителю, а на следующий урок принесите своё поучение, я же проверю и выставлю вам за него оценку, учитывая ещё и вашу работу на уроке сегодня. VII. Рефлексия. Ребята поднимите десницу, если считаете, что в поучении Владимира Мономаха есть советы, которые будут актуальны и для последующих поколений. Поднимите десницу, если считаете, что нам нужно и важно изучать древнерусскую литературу. Поднимите шуйцу, если считаете, что качества, описанные в «Поучении» нужны каждому человеку. Поднимите шуйцу, если считаете, что Мономах один из великих князей. А теперь, если вам всё понравилось на уроке, всё было понятно и интересно, поаплодируйте. Спасибо за работу! Все свободны. Благодарю вас за активность. | Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд № 13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 |