СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Поучение Владимира Мономаха. Заветы Древней Руси".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Поучение Владимира Мономаха. Заветы Древней Руси".»

Открытый урок по литературе в 7 классе



(по произведению Владимира Мономаха «Поучение Владимира Мономаха»)


Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией.

Содержательная: организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания значимости «Поучения» в наши дни (учащимися роли родительских наставлений в становлении человека)

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать умения пересказывать текст различными способами и анализировать отдельные его фрагменты.

2.Обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении;

научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

Воспитательные:

1.Подвести детей к выводу о том, как важны наставления старших в формировании личности человека

2.Помочь учащимся осознать эстетическую ценность произведений древнерусской литературы

Развивающие:

1.Развивать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью аргументов и фактов.

2.Развитие читательской грамотности у учащихся.

Форма урока: фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, презентация


Ход урока

Этап урока

Содержание урока

№ слайда

1.Оргмомент.









































Формулируем тему урока.

Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке литературы!

Дома вы должны были прочитать произведение древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха». Но прежде чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я бы хотела задать вам вопрос, ребята:


Проблемный вопрос

- Ежедневно каждый из вас слышит какие-то советы от родителей, бабушек и дедушек, учителей. Можете вы вспомнить, какие советы Вам дают родители, когда вы идете в школу?

(Хорошо веди себя»,

«Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.)

-Зачем же они дают вам такие советы?


-Подберите к слову «совет» синонимы (наставление, указание). Что обозначают эти слова?


(Научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему, правильно действовать, поступать.)


-Любое произведение состоит из слов, ребята, я предлагаю вам посмотреть на облако слов, есть ли здесь слова, которые вам незнакомы?

-Встречались ли вам эти слова? (Мы встречали эти слова в «Поучении Владимира Мономаха»)

- Какие слова встретили? Что же означает слово тИун? (управляющий хозяйством)

А слово Отрок, ребята, встретилось вам где-нибудь, что оно означает? (слуга)

Что означает слово орАтай (пахарь)

кЕлья(комната монаха в монастыре)

Евангелие (первая книга христианского мира)

мЫтари – сборщики податей в Древней Руси


-Слова которые вам незнакомы, встретятся нам при изучении последующих произведений

-Ребята, одно из слов выделено другим цветом, что оно обозначает? Это слово поможет нам сформулировать тему урока.


(Завет-завещание, наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям.)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Какова тема нашего урока?

(О «Поучении Владимира Мономаха». Тема урока ««Поучение Владимира Мономаха». Заветы Древней Руси.»)

















Слайд 1

Видео о девочке












Цель урока

































-Ребята, скажите пожалуйста, в каком веке было написано произведение?


-Произведение было написано в 12 веке, а мы его изучаем в 21 веке. Это вам о чём–нибудь говорит?


-Ребята, а какую цель мы можем поставить себе сегодня на уроке?

Формулируем цель: Для чего мы читаем в наши дни «Поучение Владимира Мономаха»?

Уповать, смерд, тленный, посадник, агнец, рядить, тиун, мытарь, оратай, келья, Евангелие, отрок, чело, ланиты, уста, рамена, око, выя, чело, персты, вежды, шуйца, десница, утроба






















Слайд №2




Слайд №3








Слайд №4

2.Актуализация знаний.













«Горячий стул»












































































Читающее кафе



















































- Ребята, я бы хотела вас поросить посмотреть в окно? Что вы видите? (Мы видим деревья, растения)

- Какого цвета у них листья ? (Листья у них разного цвета, жёлтые, красные, зелёные)

- А почему деревья и растения вырастают такими красивыми? ( Потому что их питают корни.)

- А ведь не будь крепких, питающих корней, уходящих своими корнями глубоко в землю, этой красоты бы не было. Так и всякий народ, душу народную питают спрятанные в глубине веков корни. Сегодня мы попытаемся заглянуть туда, вглубь народной истории, понять, как связаны мы со своими корнями, в этом нам поможет произведение, созданное во времена Древней Руси, «Поучение Владимира Мономаха».

-Ребята, вам было дано задание, подготовить рассказ о жизни великого русского князя Владимира Мономаха. Я предлагаю рассказать о нём необычным способом, представьте что вы, Владимир Мономах, расскажите о его жизни, представляя что вы это он, а все остальные должны дополнить ответ.



- Так каким человеком был Владимир Мономах?

(Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.)




Физкультминутка.

1 этап игры-физминутки: все встают, называю слово, нужно руками коснуться названной части тела.

- А сейчас, ребята, я попрошу вас встать, мы немного разомнёмся, вы помните значения древнерусских слов? Вот сейчас мы с вами это и проверим.

-Ребята, поднимите вверх десницу, перст на деснице поднимаем вверх.

-Поверните выю влево, теперь вправо.

-Коснитесь перстом на деснице чела, теперь правого ока, ланит, прикоснитесь перстом к устам.

-Поднимите вверх шуйцу, коснитесь ей рамЕн (раменА), теперь положите на утробу десницу и шуйцу, покачайтесь из стороны в сторону.



чело — это лоб,

выя — это шея,

очи — глаза,

уста — рот,

персты — пальцы,

рамена — плечи,

вежды — веки,

ланиты — щеки,

шуйца — левая рука,

десница — правая рука,

утроба — живот

и другие.

 



- Ребята, а теперь, по нашей традиции, я приглашаю вас в наше читающее кафе, в этом году мы добавим ещё одно блюдо в наше меню. У вас на столах лежит меню, в котором вместо блюд записаны те произведения, которые мы изучали в 5 и 6 классах. Помимо меню, лежит лист с ингредиентами для разработки рецепта нашего блюда, это задания, которые мы должны выполнить, чтобы приготовить блюдо для меню. Сначала выполняем задание 1. Итак приступаем к разработке рецептов. Времени на работу над рецептами не более 7 минут.

- Теперь развернитесь к одноклассникам, находящихся впереди вас или позади, вы образуете группу из 4 человек, разрабатываете рецепт 2, то есть 2 задание, которое предложено ниже.

-Ребята, скажите пожалуйста,

Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ.


(Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)

Учитель:



Почему этим советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? (Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня.

- Ребята, столько веков прошло, а актуальны ли советы Владимира Мономаха в наше время и почему?

Возвращаемся к слайду с целями.

Ребята,



VI. Домашнее задание.

  • Ребята, у вас есть выбор, можете составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав слова из поучения, либо родителям, мне или какому- либо другому учителю, а на следующий урок принесите своё поучение, я же проверю и выставлю вам за него оценку, учитывая ещё и вашу работу на уроке сегодня.


VII. Рефлексия.

Ребята поднимите десницу, если считаете, что в поучении Владимира Мономаха есть советы, которые будут актуальны и для последующих поколений.


Поднимите десницу, если считаете, что нам нужно и важно изучать древнерусскую литературу.


Поднимите шуйцу, если считаете, что качества, описанные в «Поучении» нужны каждому человеку.


Поднимите шуйцу, если считаете, что Мономах один из великих князей.


А теперь, если вам всё понравилось на уроке, всё было понятно и интересно, поаплодируйте.

Спасибо за работу! Все свободны.



Благодарю вас за активность.








































Слайд №5




Слайд №6


















Слайд №7

























Слайд №8










Слайд №9

Слайд №10












Слайд №11




















Слайд №12













Слайд № 13


Слайд №14

























Слайд №15












Слайд №16