Открытый урок по теме «Правописание приставок пре- и при-».
Цели урока:
создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
Орфография слова есть биография слова.
В.П.Шереметевский
1. Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.
-Хорошо, постараемся сохранить, а некоторым ещё приподнять.
-В начале нашего урока проведём игру «Составь предложение»
Это предложение послужит эпиграфом к нашему уроку.
Я вам читаю лексическое значение слова, а вы определяете название этого термина
· Наука, изучающая орфограммы, называется? (Орфография)
· Что составляет лексикон человека? (слова )
· Синоним слова кушать? (есть)
· Жизненный путь человека? (биография)
· В именительном падеже – (слово),
В родительном падеже - ? (слова)
- Давайте прочтем эпиграф урока.
- Как вы понимаете слова Владимира Петровича Шереметевского?
Основой обучения русскому языку он считал этимологию, то есть происхождение слова. Зная биографию слова, историю его жизни, мы научимся грамотно писать.
II. Стадия вызова
1. Разминка
эта приставка имеет значение «очень»;
эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый;
эта приставка имеет значение “пере-”;
эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный;
эта приставка имеет значение неполноты действия;
эта приставка пишется в слове приставить;
эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель;
эта приставка имеет значение присоединения;
эта приставка имеет значение “самый-самый”;
эта приставка пишется в словах приморский, прибрежный.
Вопрос. Какую орфограмму мы сегодня повторяем? Какова тема урока?
Тема: Гласные в приставках пре- и при-.
Какую цель мы поставим перед собой?
Записываем в тетради число и тему урока.
И какова же тема нашего урока?
«Гласные в приставках пре и при»»
А какова цель урока?
Закончите фразу: повторить…
3. Актуализация знаний
Ребята на слайде вы видите кластер, который мы составили на прошлых уроках, посмотрите в него и вспомните случаи написания приставок пре- и при-.
4. Стадия осмысления
Прочитайте предложения, записанные на доске.
А) Дубровский со своим кучером поймал двоих и пр..вел их связанных к себе во двор.(А.С.Пушкин «Дубровский»)
Б) Пр..шли они в город. Пр..вели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. (Сказание о Белгородском киселе )
Учитель: - Откуда эти строки? Что объединяет все выделенные слова?
Выписать выделенные слова, вставить гласные и объяснить: привел, пришли, привели.
(значение приближения)
Одним словом.
Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при.
2 человека у доски. (карточки у них по 5 слов)
Присоединить при помощи верёвки - привязать
Край при море - приморский
Чуть-чуть открыть окно - приоткрыть
Очень милый – премилый,
Приближение рыбы - приплыла
Участок при усадьбе - приусадебный
Очень неприятный - пренеприятный
Приближение круглого предмета - прикатился
Присоединить при помощи кнопки - приколоть
Не полностью сгорело – пригорело
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
«Лови ошибки» (рабочий лист)
Нам ребята с вами пришло письмо от Пети Ошибкина, он рассказывает нам сказку. Этот текст есть в ваших рабочих листах.
Давайте её прочтём. Может быть, вы что-то заметили? Найдите слова с ошибками и исправьте их. Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Проверяем по цепочке, по одному предложению, объясняем значение приставок.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
«Допиши словечко»
Ребята, следующее задание. Посмотрите на тексты. Прочтите их и скажите, кто автор этих строк? Уже во второй раз сегодня на уроке мы обращаемся к текстам великого поэта. Может быть, это не случайно?
Ребята, какая знаменательная дата в этом году связана с этим поэтом?
(6 июня 215 лет со дня рождения великого поэта 1799).
Задание: выписать слова с пропущенными орфограммами, вставив гласную и объяснив значение приставки. (2 человека у доски, у них карточки)
Работа по вариантам.
1 вариант
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила, да кусочек пр…кусила.
2 вариант
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Физкультминутка (проводит один из учеников). (Слайд )
Учитель: встречайте физкультминутку
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Творческий диктант
Ребята, обратимся к рабочему листу № 2. Выполните задания в этих листах.
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: привезти, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Итак, кто желает прочитать текст? Докажите, что это текст. Тип речи. Стиль.
Озаглавим текст.
Представление полученных текстов (по желанию)
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Работа в группах
Я предлагаю поработать в группах. Вам нужно сочинить продолжение сказки, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-.
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Домашнее задание
(на выбор по желанию)
Составить словарный диктант, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.
Сочинить продолжение сказки.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. У вас есть градусники. С их помощью мы попробуем определить, чем для вас стал сегодняшний урок, был ли он интересным, полезным, необходимым или вы к нему отнеслись безразлично, он показался вам сложным и бесполезным.
Рефлексия
Перед вами на столе градусники. Обведите в кружок свою температуру, которая определяется значением урока.
Шкала оценки следующая:
36,6 – интересно, полезно, необходимо
38 – сложно, неинтересно
34 – бесполезно, безразлично
Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы.
Мы заканчиваем урок стихотворением, которое прочитает___________
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!