Урок русского языка( 1 класс)
Подготовила и провела учитель начальных классов Пилюгина Галина Викторовна
Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цели:1. Обобщить и закрепить знания детей о произношении и правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формировать навык правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формировать орфографическую зоркость.
2. Упражнять в правописании слов с этими сочетаниями, способствовать развитию логического мышления, внимания , самостоятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать развитию интереса учащихся к урокам русского языка, аккуратности, способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Планируемые результаты (предметные): закрепят правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Познавательные УУД:
Обучение работе с разными видами информации
а) формирование умения поиска информации и применения её на практике
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Универсальные логические действия.
а) Подведение под понятие;
б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.
Личностные УУД:
Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
Контроль процесса и результатов деятельности.
Оборудование табличка с жи-ши, ча-ща, чу –щу, карточки с заданиями , Незнайка, карточки со словами: внимательность, аккуратность, умение считать наблюдательность, умение решать примеры, маршрутные листы,; картинки ; слайды со словами, текстами, заданиями, , карточки со словами; компьютер, проектор, экран . Ход урока
1.Организационный момент.
Заливается звонок,
Начинается урок.
Книжки , ручки и тетрадки
Посмотри, они в порядке?
Проверили ? Садитесь.
Старательно трудитесь!
-Сегодня в классе у нас гости. Поздоровайтесь. Теперь внимание только на меня. Мы начинаем урок русского языка. Ребята, к нам на урок пришла гостья. Кто она? Она решил стать настоящим грамотеем. Чтобы стать грамотным ему предстоит выполнить много трудных заданий. Поможем ребята? Научим его всему тому, что сами знаете?
_ Как вы думаете какие качества понадобятся Маше и нам в путешествии?(
На доске написаны карточки : внимательность, наблюдательность, аккуратность, старание , умение решать задачи , знание правил, умение считать)
Дети выбирают качества ( внимательность, наблюдательность, аккуратность, )
- Будьте внимательными , наблюдательными, аккуратными. А чтобы вам в конце урока было проще вспомнить ваше настроение, предлагаю по мере продвижения делать отметку в маршрутных листах.(Выдаются маршрутные листы)
- И так, чтобы отправиться в путешествие на нашем весёлом паровозике, нужно привести в движение колёса. Если я подниму правую руку, то хлопайте в ладоши , а если подниму левую руку, то топайте . А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!»
Гимнастика для рук(слайд с картинками)
2 Минутка чистописания.
На доске: жи,ча,щу
-Посмотрите на буквы. Что можете сказать о звуках , которые обозначают буквы ж, ч, щ . Какие ещё всегда твердые звуки знаете? Какие всегда мягкие звуки знаете?
Открываем мы тетрадь
Начинаем все писать!
Прописываем вместе со мной с комментарием
- Покажите Маше как вы хорошо все написали!
- Молодцы. Все справились, а значит Маша продолжает своё путешествие.
4 . Актуализация опорных знаний.
- Объясните смысл этой пословицы
3. Станция «Шипящие» (слайд №8)
Игра «Угадайка»
- Угадайте и запишите слово
- Первое слово пишем с большой буквы, затем с маленькой через запятую
(слайды №9, 10, 11)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
По полям бегут ручьи,
На дороге - … (лужи)
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… !(часы)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(щука)
-Какими правилами вы воспользовались, чтобы правильно записать слова?
-Назовите тему урока.
-Слова с сочетаниями
жи - ши, ча - ща, чу - щу
-Каковы задачи нашего урока?
4. Станция «Помогай-ка»
-Помогите Маше правильно выполнить задания на карточках.
5. Станция «Здоровье» Физкультминутка: гимнастика для глаз (слайд №12)
Крепко зажмурить глаза, (считать до трёх), открыть и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз. Будь внимателен!
6. Станция «Художественная». Диктант по картинкам. (слайды №13, 14)
- Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках
(шишка, карандаши, снежинка, чашка, часы, машина, свеча, щука.)
Работа по учебнику.
- Изученные сочетания подчеркните
7. Станция «Почтовая». (слайд №15)
(Работа в группе.)
Нам пришло письмо от Маши. Давайте его прочитаем.
Летом я Мишкой была на рыбалке. Он поймал щюку и два лещя. А я вытащила старый чяйник. Пришёл рыжый, пушыстый кот и унёс лещя.
Маша в своём письме допустила ошибки. Давайте поможем ей найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы она больше не допускала ошибок.
Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните. Скажите, почему Маша допустила много ошибок? Зачем надо на уроке быть внимательным?
Вывод: (слайд №16)
8. Станция «Итоговая» (слайд №17)
В сочетаниях жи – ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу.
Сочетания чу – щу
Пишем только с буквой у
Домашнее задание:
Составить 2 предложения с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Нарисовать предметы, в которых есть эти сочетания и подписать рисунки.
7.Рефлексия и оценивание.
-Чему мы учились на уроке?
-Какие задания показались вам трудными?
-Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?
- Что запомнили: сочетанья жи и ши с буквой и всегда пиши
Сочетанья чаи ща пишем только с буквой а
Сочетанья чу и щу пишем только с буквой у
- Как вы думаете хорошо мы поработали на уроке?
-Особенно хотелось бы отметить моих самых активных помощников
За работу на уроке я вам Маша приготовила сюрприз…
-Возьмите маршрутные листы и оцените своё настроение от урока.
Задание для группы___________________________________________________________________
Прочитайте . Найдите и исправьте ошибки.
У нас за рекой берёзовая рощя. Я чясто гуляю в роще со своей собакой булькой. Звонко поют чижы. Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти цветы. Не рвите их.
Задание для группы______________________________________________________________________
Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
Задание для группы___________________________________________________________________
Прочитайте . Найдите и исправьте ошибки.
У нас за рекой берёзовая рощя. Я чясто гуляю в роще со своей собакой булькой. Звонко поют чижы. Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти цветы. Не рвите их.
Задание для группы______________________________________________________________________
Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.