Открытый урок по спецыальности «аккордеон» с ученицей 1 –го года обучения
Савасичевой Вероника
Выполнила:Слюсарева Ирина Георгиевна
Преподаватель по классу аккордеона
МКУДО Петропавловская ДШИ
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».
Цель урока: освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.
Задачи:
Образовательная: на примере разнохарактерных пьес и упражнений изучить разнообразные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамические оттенки и т.д).
Развивающая: сформировать творческий подход к использованию выразительных средств в музыке.
Воспитательная: развить эмоционально-образное восприятие.
Здоровьесберегающая:
- через развитие мышц пальцев происходит развитие мелкой моторики, оказывающее положительное влияние на память. Ребенок – музыкант более организован;
- рациональная организация урока: включение игровых моментов, физкультминутка, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений, повторение выученных пьес).
Тип урока: комбинированный.
Используемые методы: сравнения, игры, наглядный метод, наблюдение и прослушивание, аналитический.
Структура урока
I. Начало урока
1. Организационный этап
а) приветствие
б) сообщение цели и хода работы на уроке
II. Основная часть урока
Теоретическая часть
Работа над пьеса
III. Заключительный этап
1. Оценка
2. Домашнее задание
3. Конец урока
Организационный урок:Приветствие,диалог об успеваемости ученика.На открытом уроке принимает участие ученица 1 класса Савасичева Вера.Тема нашего урока «Средства музыкальной выразительности на начальном периуде обучения».
Ход урока:Вера ,сегодня мы продолжим закреплять знания о тех помощниках,которые помогают нам ,чтобы музыка звучала интересно и выразительно.Давай еще раз вспомним все срадства выразительности ,которые ты знаешь.(К средствам музыкальной выразительности относятся:мелодия,темп,ритм,тембр,лад,штрихи,динамика.)
А сейчас мы посмотрим презинтацию и еще раз повторим .
Первое задание-сыграть упражнение сначала по характеру ласковое и нежное,а второй вариант озорное и веселое.Предлагаю сравнить эти два варианта(чем они отличаются)
-Темп,громкость звука,разное нажатие клавиш.Делаем вывод ,что играя одни и теже звуки мы можем создать совершенно различные образы.
Средства музыкальной выразительности-это как краски для художника,применяя их художник может рисовать картины,музыкант прменяя их может рисовать звуками.
Предлагаю исполнить три легкие пьески-«Медведь», «Два кота», «На лодочке» и раскрыть конкретный образ применяя средства музыкальной выразительности.
«Медведь»-какой он: большой,косолапый,добродушный,который идет периваливаясь с ноги на ногу.Нужно играть мягким звуком и тяжелой рукой.
«Два кота»- образ этой пьеки ;два избалованных котенка. Мы исполним ее штрихом на стаккато,четко и только окончание будет на легато.
«На лодочке»-эта пьеска отличается характером от предшествующих ей,играть ее нужно мягким и протяжным звуком ,изображая маленькую лодочку ,которая плывет по спокойной глади реки.
Сейчас я предлагаю исполнить «Мишка с куклой танцует полечку»,а после мы поговорим о произведении
Какое настроение у произведения?(веселое,радостное)
Давай подробнее рассмотрим.какими красками ,т.е.какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.
Далее делаем анализ произведения:определяем лад, темп, динамику, штрихи.Предлагаю поиграть отдельно каждой рукой,соблюдая все нюансы и штрихи и ритмически точно выдерживать длительности нот.
«Коровушка» - эта пьеска написана для ансамбля.Уже в названии заложен смысл,характер,образ.Это хороводная песня,она наполнена теплотой добрых чувств человека к животному.А теперь мы с тобой ее исполним выполняя такие задачи:работа над штрихами-добиться в партии правой руки связной, плавной игры.а в партии левой руки-четкости аккомпанимента.
Закрепление пройденного материала :
Я предлагаю исполнить выученные пьесы -Филиппенко «Цыплята» и Шаинского «В траве сидел кузнечик» и рассказать какие средста музыкальной выразительности ты приминила ,чтобы раскрыть характер произведений
Сегодня мы повторили и закрепили знания о средствах музыкальной выразительности,надеюсь,что в дальнейшем ты будешь пользоваться этими средствами в своей творческой деятельности.
Мы продолжим наш урок и сейчас я предлагаю исполнить детскую шуточную песенку «Два веселых гуся».первую партию нам исполнит Вера на аккордеоне, вторую партию Маша –на металлофоне.
Вывод:
Разнообразие средств музыкальной выразительности делает каждое музыкальное произведение особенным, неповторимым, ярким и выразительным.