Конспект урока «Природные зоны Евразии»
Цель: знакомство с природными зонами Евразии
Задачи:
Называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны
Определять особенность размещения природных зон
Описывать ГП природных зон
Объяснять антропогенные изменения
Тип урока: урок-проект.
Цель проекта: На основе исследования природных зон создать наглядное пособие для школьников по теме «Природные зоны Евразии»
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, почвах в природных зонах Евразии.
Обобщить и систематизировать материал по теме «Природные зоны Евразии»
Развивающие:
Развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение.
Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
Развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление.
Воспитательные:
Воспитать коммуникативные навыки.
Воспитать чувство сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.
Роль проекта в учебном процессе:
Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;
Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
Формирование исследовательских навыков и умения планировать свою деятельность.
Возраст учащихся: 7 класс.
Время работы над проектом: 1 урок.
Оборудование:
Источники информации для каждого ученика;
Справочная литература для учителя;
Маршрутный лист для каждого учащегося;
Проект групп.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник. География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
- Атласы 7 класса.
- Презентация
- Мультимедийное устройство.
- Компьютер.
- Карта «Природные зоны Евразии».
Прогнозируемые результаты:
Ученик будет знать:
Климатические особенности природных зон России.
Растительный и животный мир природных зон.
Ученик будет уметь:
Работать с дополнительной литературой.
Работать в группе.
Оформлять результаты своей деятельности согласно плану и уметь их преподнести.
Создавать учебно - методическое пособие по природным зонам.
Ученик будет воспитывать в себе:
Любознательность
Самостоятельность.
Толерантность.
Организованность.
Ход урока
Орг.момент. Доброе утро! Меня зовут Ирина Николаевна. Основная часть урока. Изучение нового материала. Мы начинаем наш урок. | | |
Уч-ль: Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях и путешествиях, мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой. Сегодня мы отправимся в виртуальную научную экспедицию по природным зонам одного из материков нашей планеты. В состав нашей экспедиции войдут научные сотрудники – это вы ребята. Со своими должностями вы познакомитесь позже. К экспедиции нужно подготовиться. Уч-ль: С собой возьмем карту. Что это за карта? О чем она нам может рассказать? Дети: Это карта природных зон. Уч-ль: Вспомните, что такое «Природная зона»? Дети: Природная зона - это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира. Уч-ль: Предположите, какая тема нашего урока, куда мы отправимся в путь? Предположите, на какой материк мы отправим экспедицию для изучения природных зон, если о данном материке известны следующие факты? На этом материке: - расположена высочайшая горная система мира; - находятся крупнейшие вулканы; - расположено самое глубокое озеро мира; - расположены «цветные» моря; - это самый большой континент, омываемый четырьмя океанами. Дети: Тема нашего урока «Природные зоны Евразии» Уч-ль: Какая цель нашего урока? Как дети скажут, потом открыть Дети: Будем знакомиться с природными зонами Евразии, растениями, животными, почвами. Уч-ль: (дополняет) будем работать с атласами, к/к, находить нужную нам информацию. | | |
При помощи Атласа стр. определим, какие природные зоны располагаются на территории Евразии? (называем с севера на юг) | | |
Характеристика природных зон Евразии Если говорить об Арктических пустынях, то можно отметить, что……… Отличительными особенностями ПЗ…….. является | | |
Уч-ль: Чем на суше обусловлено образование природных зон? Дети: Обусловлено климатом - соотношением тепла и влаги, т.е высокая температура и много осадков. По какому плану мы изучаем природные зоны? Название природной зоны ГП Климат Почвы Растительный мир Животный мир | | |
Итак, коллеги, для дальнейшей работы мы определили, ПЗ какого материка нам необходимо изучить сегодня. План изучения перед вами (на доске). Отправляемся в путь! Напоминаю, что вы научные сотрудники. Распределим должностные обязанности. Руководителю – определение географического положения природной зоны. Руководить работой участников экспедиции. Климатологу – описать особенности климата. Почвоведу – изучить почвы природной зоны. Ботанику – изучить растительный мир природной зоны. Зоологу – изучить животный мир. | | |
Напоминаю, сегодня мы отправимся в экспедицию по природным зонам Евразии. Каждая экспедиция получает задания (Инструкцию). Приложение 1 Уважаемые руководители, у вас на столах лежат документы (материалы) для работы. Возьмите Инструкцию, распределите Задания между сотрудниками (задания у сотрудников на карточках). Отчет о проделанной работе по изучению ПЗ оформите на листе с контурной картой. Дополнительные материалы для отчета вы найдете в папке. Когда отчет будет готов, его вам нужно будет представить всему классу. Выберете в группе, кто будет выступать с отчетом. На практическую работу в группах вам отводится минут. | | |
Работа в группах. Группы выполняют задание на листе формата А3. Затем каждая экспедиция составляет отчёт, который озвучивается представителем от группы, всему классу. Отчёт идет по плану: Название природной зоны ГП Климат Почвы Растительный мир Животный мир | | |
Усвоение новой темы. Итак, давайте начнем с вами отчет ваших работ. Выходят представители всех групп. Группы сдают отчет, который озвучивается всему классу. В конце урока сдается учителю. Эти работы будут вывешиваться в кабинете географии и использоваться на уроках географии при изучении темы «Природные зоны Евразии» и «Природные зоны России». Поблагодарить и посадить на место. Итак, сегодня мы изучали (рассматривали) особенности следующих ПЗ: Арктическая пустыня, Тайга, Степи и лесостепи. На следующем уроке вам предстоит изучить другие ПЗ материка Евразия. | | |
3) Рефлексия: А теперь давайте проверим, что осталось у нас в памяти? Тест 1) Определите соответствие: А) Арктические пустыни Б) Тундра В) Тайга Г) Широколиственные леса Д) Степи Е) Пустыни и полупустыни Занимает самую большую область в Евразии Зона состоит из хвойных лесов На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение саксаул Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи 2) Прочитайте утверждения. Ответьте рядом «да», если согласны или «нет», если не согласны. - Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии. - Зона тайги состоит из хвойных лесов. - Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков. - Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов. - Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия. | | |
У нас еще остались документы в папке – это Оценочный лист. Оцените свою работу в группе. Приложение 2 - все ли цели достигнуты? - все ли справились с работой? - заполните оценочный лист. Я ознакомлюсь с вашей оценкой позже, но хочу сказать, что я довольна работой и результатами экспедиции. Вы все заслуживаете хороших и отличных оценок! | | |
4) П. 52, составить кроссворд в тетради по природным зонам Евразии, которые сегодня не были озвучены. | | |
ИНСТРУКЦИЯ
Руководителю группы.
Определить географическое положение природной зоны.
(Заштриховать нужный участок на контуре материка Евразии)
Климатологу.
Составить характеристику климата:
В каком климатическом поясе расположена природная зона.
С помощью условных знаков охарактеризуйте климат природной зоны:
жарко холодно тепло
Влажный климат достаточное увлажнение недостаточное
увлажнение
Почвоведу.
Определить тип почвы в природной зоне.
(атлас )
Ботанику.
Изучить растительный мир природной зоны.
(учебник § 52)
Зоологу.
Изучить животный мир природной зоны.
(учебник § 52) (атлас)
Выступающий (может быть любой представитель группы)
Выступающий должен рассказать об особенностях природной зоны и объяснить, почему на данной территории сформировалась определенная природная зона.
Оцени свою работу на уроке:
Группа: __________________________________
Состав группы (Фамилия, Имя) | Самооценка | Оценка руководителя группы | Твое настроение (нарисуй подходящий смайлик) |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
Тест
1) Определите соответствие:
А) Арктические пустыни
Б) Тундра
В) Тайга
Г) Широколиственные леса
Д) Степи
Е) Пустыни и полупустыни
Занимает самую большую область в Евразии
Зона состоит из хвойных лесов
На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук
Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички
Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки
Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение саксаул
Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи
2) Прочитайте утверждения. Ответьте рядом «да», если согласны или «нет», если не согласны.
- Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии.
- Зона тайги состоит из хвойных лесов.
- Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков.
- Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов.
- Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия.
8