СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Природные зоны Евразии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Природные зоны Евразии"»

Конспект урока «Природные зоны Евразии»

Цель: знакомство с природными зонами Евразии

Задачи:

  1. Называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны

  2. Определять особенность размещения природных зон

  3. Описывать ГП природных зон

  4. Объяснять антропогенные изменения

Тип урока: урок-проект.

 Цель проекта: На основе исследования природных зон создать наглядное пособие для школьников по теме «Природные зоны Евразии»
 Задачи:
 Образовательные:

  1. Сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, почвах в природных зонах Евразии. 

  2. Обобщить и систематизировать материал по теме «Природные зоны Евразии»

 Развивающие:

  1. Развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение.

  2. Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

  3. Развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление.

Воспитательные:

  1.  Воспитать  коммуникативные навыки.

  2. Воспитать чувство сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

Роль проекта в учебном  процессе:

  1.  Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;

  2. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

  3. Формирование исследовательских навыков и умения планировать свою деятельность.

 Возраст учащихся: 7 класс.
 Время работы над проектом: 1 урок.
 Оборудование:

  • Источники информации для каждого ученика;

  • Справочная литература для учителя;

  • Маршрутный лист для каждого учащегося;

  • Проект групп.

  • Материально-техническое обеспечение:

- Учебник. География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

- Атласы 7 класса.

- Презентация

- Мультимедийное устройство.

- Компьютер.

- Карта «Природные зоны Евразии».

 Прогнозируемые результаты:
 Ученик будет знать:

  •  Климатические   особенности  природных зон России.

  • Растительный и животный мир природных зон.

 Ученик будет уметь:

  •  Работать с дополнительной литературой.

  • Работать в группе.

  • Оформлять результаты своей деятельности согласно плану и уметь их преподнести.

  • Создавать  учебно - методическое пособие по природным зонам.

Ученик будет воспитывать в себе:

  •  Любознательность

  • Самостоятельность.

  • Толерантность.

  • Организованность.

















Ход урока

  1. Орг.момент. Доброе утро! Меня зовут Ирина Николаевна.

  2. Основная часть урока. Изучение нового материала.

Мы начинаем наш урок.



Уч-ль: Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях и путешествиях, мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.


Сегодня мы отправимся в виртуальную научную экспедицию по природным зонам одного из материков нашей планеты. В состав нашей экспедиции войдут научные сотрудники – это вы ребята. Со своими должностями вы познакомитесь позже.


К экспедиции нужно подготовиться.


Уч-ль: С собой возьмем карту. Что это за карта? О чем она нам может рассказать?


Дети: Это карта природных зон.


Уч-ль: Вспомните, что такое «Природная зона»?


Дети: Природная зона - это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.


Уч-ль: Предположите, какая тема нашего урока, куда мы отправимся в путь? Предположите, на какой материк мы отправим экспедицию для изучения природных зон, если о данном материке известны следующие факты?


На этом материке:


- расположена высочайшая горная система мира;

- находятся крупнейшие вулканы;

- расположено самое глубокое озеро мира;

- расположены «цветные» моря;

- это самый большой континент, омываемый четырьмя океанами.


Дети: Тема нашего урока «Природные зоны Евразии»


Уч-ль: Какая цель нашего урока? Как дети скажут, потом открыть


Дети: Будем знакомиться с природными зонами Евразии, растениями, животными, почвами.


Уч-ль: (дополняет) будем работать с атласами, к/к, находить нужную нам информацию.



При помощи Атласа стр. определим, какие природные зоны располагаются на территории Евразии? (называем с севера на юг)



Характеристика природных зон Евразии

Если говорить об Арктических пустынях, то можно отметить, что………

Отличительными особенностями ПЗ…….. является










Уч-ль: Чем на суше обусловлено образование природных зон?


Дети: Обусловлено климатом - соотношением тепла и влаги, т.е высокая температура и много осадков.


По какому плану мы изучаем природные зоны?

  1. Название природной зоны

  2. ГП

  3. Климат

  4. Почвы

  5. Растительный мир

  6. Животный мир



Итак, коллеги, для дальнейшей работы мы определили, ПЗ какого материка нам необходимо изучить сегодня. План изучения перед вами (на доске). Отправляемся в путь!


Напоминаю, что вы научные сотрудники. Распределим должностные обязанности.


Руководителю – определение географического положения природной зоны. Руководить работой участников экспедиции.
Климатологу – описать особенности климата.
Почвоведу – изучить почвы природной зоны.
Ботанику – изучить растительный мир природной зоны.
Зоологу – изучить животный мир.



Напоминаю, сегодня мы отправимся в экспедицию по природным зонам Евразии. Каждая экспедиция получает задания (Инструкцию). Приложение 1


Уважаемые руководители, у вас на столах лежат документы (материалы) для работы. Возьмите Инструкцию, распределите Задания между сотрудниками (задания у сотрудников на карточках). Отчет о проделанной работе по изучению ПЗ оформите на листе с контурной картой. Дополнительные материалы для отчета вы найдете в папке. Когда отчет будет готов, его вам нужно будет представить всему классу. Выберете в группе, кто будет выступать с отчетом. На практическую работу в группах вам отводится минут.





Работа в группах.

Группы выполняют задание на листе формата А3. Затем каждая экспедиция составляет отчёт, который озвучивается представителем от группы, всему классу. Отчёт идет по плану:

  1. Название природной зоны

  2. ГП

  3. Климат

  4. Почвы

  5. Растительный мир

  6. Животный мир



Усвоение новой темы.


Итак, давайте начнем с вами отчет ваших работ.

Выходят представители всех групп.


Группы сдают отчет, который озвучивается всему классу. В конце урока сдается учителю. Эти работы будут вывешиваться в кабинете географии и использоваться на уроках географии при изучении темы «Природные зоны Евразии» и «Природные зоны России».


Поблагодарить и посадить на место.


Итак, сегодня мы изучали (рассматривали) особенности следующих ПЗ: Арктическая пустыня, Тайга, Степи и лесостепи.

На следующем уроке вам предстоит изучить другие ПЗ материка Евразия.





3) Рефлексия:

А теперь давайте проверим, что осталось у нас в памяти?


Тест

1) Определите соответствие:

А) Арктические пустыни

Б) Тундра

В) Тайга

Г) Широколиственные леса

Д) Степи

Е) Пустыни и полупустыни

    1. Занимает самую большую область в Евразии

    2. Зона состоит из хвойных лесов

    3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук

    4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички

    5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки

    6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение саксаул

    7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи

2) Прочитайте утверждения. Ответьте рядом «да», если согласны или «нет», если не согласны.

- Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии.

- Зона тайги состоит из хвойных лесов.

- Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков.

- Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов.

- Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия.




У нас еще остались документы в папке – это Оценочный лист.


Оцените свою работу в группе. Приложение 2


- все ли цели достигнуты?

- все ли справились с работой?


- заполните оценочный лист.


Я ознакомлюсь с вашей оценкой позже, но хочу сказать, что я довольна работой и результатами экспедиции. Вы все заслуживаете хороших и отличных оценок!





4) П. 52, составить кроссворд в тетради по природным зонам Евразии, которые сегодня не были озвучены.
































ИНСТРУКЦИЯ

  1. Руководителю группы.

Определить географическое положение природной зоны.

(Заштриховать нужный участок на контуре материка Евразии)

  1. Климатологу.

Составить характеристику климата:

  1. В каком климатическом поясе расположена природная зона.

  2. С помощью условных знаков охарактеризуйте климат природной зоны:

жарко холодно тепло

Влажный климат достаточное увлажнение недостаточное

увлажнение

  1. Почвоведу.

Определить тип почвы в природной зоне.

(атлас )

  1. Ботанику.

Изучить растительный мир природной зоны.

(учебник § 52)

  1. Зоологу.

Изучить животный мир природной зоны.

(учебник § 52) (атлас)



  1. Выступающий (может быть любой представитель группы)

Выступающий должен рассказать об особенностях природной зоны и объяснить, почему на данной территории сформировалась определенная природная зона.





Оцени свою работу на уроке:

Группа: __________________________________



Состав группы

(Фамилия, Имя)

Самооценка

Оценка руководителя

группы

Твое настроение

(нарисуй подходящий смайлик)

1




2




3




4




5




6




7




8


































Тест

1) Определите соответствие:

А) Арктические пустыни

Б) Тундра

В) Тайга

Г) Широколиственные леса

Д) Степи

Е) Пустыни и полупустыни

    1. Занимает самую большую область в Евразии

    2. Зона состоит из хвойных лесов

    3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук

    4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички

    5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки

    6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение саксаул

    7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи

2) Прочитайте утверждения. Ответьте рядом «да», если согласны или «нет», если не согласны.

- Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии.

- Зона тайги состоит из хвойных лесов.

- Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков.

- Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов.

- Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия.

8