Окружающий мир
Тема урока: Природные зоны России. Обобщение.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России».
- Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой природной зоны.
Метапредметные:
- осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта); дают характеристику понятия; составляют рассказ-описание;
- осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности;
- владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками;
- имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: карта природных зон России, кроссворд, карточки, рисунки с изображением животных и растений, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Давайте всем улыбнемся и пожелаем друг другу удачи (Желают друг другу удачи)
Актуализация знаний.
- Снова пришёл долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Из букв, которые вы видите на экране , составьте слова. Из данных слов сформулируйте тему урока.
РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС
(Природные зоны России)
- Правильно! Сегодня мы отправимся путешествовать по природным зонам России. Готовы? Тогда в путь! В дорогу с собой возьмем багаж знаний.
- Ребята, наше путешествие будет пролегать с севера на юг. Скажите, в какую природную зону мы попадем сначала?
(ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ)
Показать на карте, где она расположена. (Сев. Ледовитый океан с прилегающими морями и островами) Прикрепить к этой зоне её обитателя.
Каковы природные условия зоны Арктики зимой? (Зима- суровая, долгая, дуют сильные ветры, бушует пурга, наступает полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается- темнота! Иногда возникает полярное сияние, t до -60 градусов.
Каковы природные условия арктической зоны летом? (Наступет полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. t на несколько градусов выше нуля.)
Какие растения приспособились к условиям этой зоны? (На камнях лишайники, похожие на накипь, мхи, полярный мак)
Какие животные характерны для этой зоны? (Белый медведь, моржи, тюлени; птицы: гагарки, кайры, тупики, чайки. Птичьи базары – их шумные скопления.)
Какие экологические проблемы возникли в Арктике? (Неумеренная охота- белый медведь и морж внесены в Красную книгу ; рыболовство – исчезли некоторые виды рыб; мусор- загрязнение морей и берегов с судов, появились свалки)
Почему в Арктической зоне холоднее, чем у нас? ( Солнечные лучи в Арктике наклонно скользят , тепла мало)
Следующая природная зона, в которую лежит наш путь это ТУНДРА
Показать на карте, где она расположена. Прикрепить животное.
Работа по карточкам. (Исправь ошибки)
Зона тундры расположена севернее зоны Арктических пустынь. Зима в тундре до -20градусов. Лето долгое. Поверхность тундры оттаивает на большую глубину. Из-за слабого испарения образуются реки. Растения высокие, тянутся вверх. У них большие корни, широкие листья. Растут мхи, ягель, клубника, карликовая березка, морошка, брусника, голубика. Летом много пчёл. Животные: лось, с раздвоенными копытами, чтобы быстро бегать. Они живут поодиночке. Главное занятие населения – рыболовство.
Ведется добыча газа и известняка.
Проверка по слайду 3
Какие экологические проблемы возникли? ( Добыча нефти- загрязнение местности. От гусениц тракторов нарушается поверхность почвы, растения погибают. Из-за несвоевременного перегона оленей с одного пастбища на другое исчезает ягель; незаконная охота. Под охрану взяты редкие животные: белый журавль или стерх, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. )
ЛЕС
Чтение стихотворения:
З дравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
- Ребята, вы догадались, что речь пойдет….. о чем? (О лесе)
1. Скажите, сразу ли тундра сменяется лесной зоной? (Лесотундра)
2. Показать на карте лесную зону. На сколько частей она делится? Прикрепите рисунки.
Кроссворд
По вертикали:
В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мед потом будет самый душистый. (ЛИПА)
Животное, умеющее не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать на расстояние до 45-50 метров.( ЛЕТЯГА)
Что за дерево стоит? Ветра нет- оно дрожит. (ОСИНА)
Леса, в которых растут хвойные и лиственные деревья. (СМЕШАННЫЕ)
Это дерево с большими резными листьями. Бывает трех видов. (КЛЁН)
Экологическая проблема леса (ВЫРУБКА)
По горизонтали:
Это дерево считают символом России (БЕРЕЗА)
Хвойное дерево, на зиму сбрасывающее иголки (ЛИСТВЕННИЦА)
Зверёк, внешне похожий на белку, но с 5 темными полосками вдоль спины (БУРУНДУК)
Хвойный лес (ТАЙГА)
- Какая ещё экологическая проблема в зоне лесов, кроме вырубки? (браконьерство)
- Какую роль играют леса в природе и жизни людей? (Дом для растений, животных; защитник воздуха; источник древесины)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.
Руки в стороны, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
-Перемещаемся в следующую природную зону. СТЕПЬ
Чтение стихотворения:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
Показать на карте. Прикрепить рисунок.
Какая природная зона находится между лесной зоной и зоной степей? (Лесостепь- лес сменяется с безлесными участками, затем исчезает совсем)
Ребята, кто может рассказать о природе в степи? (Лето очень теплое, продолжительное, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры- суховеи, иногда переходят в пыльные бури. Дожди редки. Носят ливневый характер. Большая часть воды потоками стекает в низины и испаряется)
Основное занятие населения степи? (Земледелие- распашка земель, разведение скота, овец, свиней, коров)
ПУСТЫНИ
Чтение стихотворения:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток-
Льётся в пустыне на желтый песок.
В воздухе жёлтом и
Плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
О какой природной зоне идет речь? (Пустыня)
Показ на карте. Прикрепить обитателей.
Работа в парах по карточкам. Вставьте пропущенное слово или словосочетание.
Карточка 1.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
Пустыни бывают 2 видов: ____________и _______________. Поверхность равнинная с валами из песка , которые называются _____________. Они постоянно передвигаются с помощью ветра. Лето очень жаркое. Поверхность земли нагревается до ---------------- градусов, а температура воздуха в тени выше ------------- градусов. Ночью прохладно- песок быстро остывает. За лето может не быть ни одного дождя. Зима длится ---------месяца, температура до -------------градусов.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.
Одно из самых известных растений пустыни- верблюжья----------
Её корни проникают на глубину почти -------------метров и оттуда добывают воду. Растения --------------- и ----------------- корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.
Проверка по слайду 4
Карточка 2.
ЖИВОТНЫЙ МИР.
В пустыне встречаются крупные животные------------------- они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. Они могут бегать со скоростью _________ километров в час. Забавное животное ___________ передвигается прыжками. Они прыгают на расстояние до________ метров! ____________- корабль пустыни, до 2 х метров в высоту, в горбах – скопление ________. Питается _____________________.
ОСВОЕНИЕ ПУСТЫНЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Люди построили каналы, чтобы _____________________. На орошаемых землях появились ___________, __________, __________. Из домашних животных- _________, ___________.
Проверка по слайду 5.
СУБТРОПИЧЕСКАЯ ЗОНА.
Показать на карте.
- У каждого ученика на парте лежит листок. Я читаю утверждения, а вы ставите знак «+», если верно «-», если неверно утверждение.
| Мой ответ | Правильный ответ | Верно или неверно |
1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. | + | + | + |
2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. | - | - | - |
3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. | - | - | - |
4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. | + | + | + |
5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. | + | + | + |
6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. | - | - | - |
7.На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. | - | - | - |
8.В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир | + | + | + |
Итог урока:
Ребята, давайте скажем, в какой природной зоне мы живем? (Смешанных и широколиственных лесов)
Закрепление . Узнай природную зону по описанию и найди соответствующую картинку на слайде.
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктическая пустыня)
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Зона лесов)
- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. ( Субтропики)
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
Рефлексия:
-Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?
-На какой из станций Вам особенно было интересно?
Что удалось на уроке?
Что не получилось, над чем нужно поработать?
Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке...
Домашняя работа: Подготовить сообщение о экологической проблеме любой природной зоны