Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: Непроизводные и производные предлоги
Класс: 7
Дата: 25.02.2022г.
Цель урока: Знакомство учащихся с производными и непроизводными предлогами;
Задачи: выработать умение различать производные и непроизводные предлоги; научиться отличать производные предлоги от омонимичных им частей речи; научиться использовать производные и непроизводные предлоги в устной и письменной речи.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Методы и подходы: частично-поисковый; коммуникативно-деятельный, индивидуальный подход, личностно-ориентированный.
Ход урока
Организационный этап. 1-2 мин. Психологический настрой.
Здравствуйте, уважаемые гости.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Наш урок я хочу начать с таких замечательных строк:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь: у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Улыбнитесь друг другу.
Удачного урока!
Открываем тетради, записываем дату: двадцать пятое февраля, классная работа.
Актуализация знаний. Прежде чем начать новую тему, предлагаю повторить пройденный материал.(10 минут)
Начнем с проверки ударений. Один ученик доске идет и расставляет ударения в словах на доске.
Красивее
Кухонный
Баловать
Черпая
Средства
Жалюзи
Пока ученик работает, остальные вспоминают другое правило одна и две –н- в причастиях и прилагательных. Работаем в карточках, меняемся тетрадями и проверяем (слайд):
Ответы: СломаННая палка, укатаННая дорога, изъезжЕННая дорога, стираНое бельё, выстираННая скатерть, солёНый суп, кипячЕНое молоко, путаНый вопрос, копчЕНая колбаса.
Выставляем оценки карандашом. Работаем дальше.
Проверка домашнего задания.
Пока ребята работают, проверяем разборы из домашнего упражнения № 336.
У доски работают два ученика .
Уверенность ( морфемный разбор)
О своих достижениях (морфологический разбор)
Изучение новой темы.
Проблемная ситуация. Работа по группам. Класс делим на две группы.
Учитель: На столах у вас лежат слова, которые необходимо распределить по группам. На какие группы, сколько их будет, вы должны решить сами.
Со словами какой части речи вы работали?
Да, верно. Сегодня мы узнаем о происхождении предлогов.
Перед вами предлоги, но одни из них вам знакомы, а другие вызывают затруднения.
Верно. Предлоги, которые вам знакомы – непроизводные, а остальные произошли от других частей речи. Ребята, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Записываем тему урока
Непроизводные и производные предлоги.
Какую поставим цель сегодня на уроке? Познакомимся с производными и непроизводными предлогами.
Это будет цель нашего урока. А какие шаги нам необходимо пройти, чтобы достичь цели?
А какие задачи поставим, чтоб достичь поставленной цели? (На доске закрепить цели и задачи)
Объяснение нового материала. Учитель записывает примеры на доске.
Непроизводные предлоги всегда относились к этой части речи.
Я шла в школу и у ворот встретила товарища.
Подробнее мы остановимся именно на производных предлогах. Тк они часто вызывают трудности, а также встречаются в заданиях ЕГЭ.
Производные предлоги образовались от самостоятельных частей речи: наречий, глагольных форм, существительных.
При этом самостоятельные части речи теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.
Запишите, предлог в течение, происходит от существительного течение. Сравним:
В течение дня. Это предлог.
В течении реки (существительное с предлогом.)
! Запомните, что предлог в течениЕ пишется раздельно и оканчивается на Е
Наречие:
Ходят вокруг дома (предлог)
Всем вокруг весело (нар.)
Деепричастие:
Несмотря на дождь (вопреки)предлог
Не смотря под ноги (дееприч.)
Физминутка. Я называю предлоги. Если это непроизводный предлог, встают ребята, сидящие на 1 варианте. Если – производный предлог, встают те, кто сидит на 2 варианте. Будьте внимательны.
Вопреки, от, согласно, об, благодаря, в течение, под, ввиду, над, об, , вблизи, пред, вокруг, через, при, |
Самая главная наша задача: научиться отличать производные предлоги от других частей речи! (слайд 15)
А как отличать? Как вы думаете?
Чтобы отличить предлог от другой чр с предлогом, нужно задать вопрос от предлога к слову. Предлог всегда включается в падежный вопрос!
Знаменосцы шли впереди. (Где?) наречие
Знаменосцы шли впереди отряда. (Впереди чего?) предлог
поставить между ними подходящее по смыслу слово.
В (бурном) течении реки
В (?)течение каникул (нельзя подставить слово)
! Между предлогом и словом всегда можно поставить другое слово.
А также производный предлог можно заменить другим производным или непроизводным предлогом (Слайд 16)
Вследствие болезни (из-за)
Ввиду непогоды (из-за)
Навстречу приключениям (к)
Вместо меня ( за)
Насчет работы (о)
Около леса (у)
Поперек реки (через)
Закрепление материала.
Выполняем упражнение (слайд 17)
Найдите среди выделенных слов производные предлоги.
1. В море при штиле плывут (на)встречу друг другу мальчик и лодка. П
2.(На)встречу с детьми приехали певцы, танцоры, клоуны и адресовщики.
3. Пустырь оказался позади дома. П
4.Половина первого президентского срока осталось позади. НАРЕЧИЕ
5. После занятий мы отправились в спортзал. П
6.Мы поговорим после. НАРЕЧИЕ
7. Исключая из текста повторяющиеся слова, вводя вместо них синонимы, вы можете отредактировать свое изложение.
8. Звери в целом умнее птиц, а птицы в целом умнее остальных животных, исключая головоногих моллюсков. П кроме
Работаем с места по цепочке.
! Непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, а производные только с одним падежом. Благодаря чему? Только с Дательным падежом.
8. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, какие предлоги называются производными?
- Как отличить производный предлог от других частей речи?
- Достигли ли мы цели нашего урока?
9. Рефлексия. Заполните лист самооценки.
Я начала свой урок со стихотворения про улыбки, и теперь с помощью сигнальных карточек в виде смайликов, покажите, сохранили ли вы свое настроение до конца урока?
Грустные и веселые смайлики
- Понравился ли вам урок? Если да, то показываем веселый смайлик.
-Поняли ли новую тему?
-Научился ли отличать производные предлоги от других частей речи?
Как вы оцениваете урок?
- как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание. П. 54, с.139, упр. 343.
Спасибо за урок! До свидания.
Приложение к уроку
Карточка Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слома…ая палка, уката…ая дорога, изъезж…ая дорога, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, кипяч…ое молоко, пута…ый вопрос, копч…ая колбаса. |
Карточка Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слома…ая палка, уката…ая дорога, изъезж…ая дорога, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, кипяч…ое молоко, пута…ый вопрос, копч…ая колбаса. |
Карточка Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слома…ая палка, уката…ая дорога, изъезж…ая дорога, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, кипяч…ое молоко, пута…ый вопрос, копч…ая колбаса. |
Карточка Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слома…ая палка, уката…ая дорога, изъезж…ая дорога, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, кипяч…ое молоко, пута…ый вопрос, копч…ая колбаса. |
Карточка Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слома…ая палка, уката…ая дорога, изъезж…ая дорога, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, кипяч…ое молоко, пута…ый вопрос, копч…ая колбаса. |
Карточка Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слома…ая палка, уката…ая дорога, изъезж…ая дорога, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, кипяч…ое молоко, пута…ый вопрос, копч…ая колбаса. |
Приложение 2
Лист самооценки Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
Ф.И. ученика _____________________________________ Класс ______
Критерии: | Да + нет - |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. | |
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение | |
Я решил без ошибок в тетради примеры и упражнения | |
На уроке работал активно, результатом доволен. | |
| |
Работал не в полную силу, хочу улучшить результат. | |
Лист самооценки Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
Ф.И. ученика _____________________________________ Класс ______
Критерии: | Да + нет - |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. | |
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение | |
Я решил без ошибок в тетради примеры и упражнения | |
На уроке работал активно, результатом доволен. | |
| |
Работал не в полную силу, хочу улучшить результат. | |
Лист самооценки Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
Ф.И. ученика _____________________________________ Класс ______
Сигнальные карточки.