СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый Урок " простые и сложные вещества. Кристаллические решетки"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок " простые и сложные вещества. Кристаллические решетки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»









Открытый урок по химии 7 класс

Тема:

« Простые и сложные вещества. Кристаллические решетки »











Подготовила:

учитель химии Симонова С.В.









г. Макеевка, 2019

Тема урока: « Простые и сложные вещества. Кристаллические решетки »

Цель урока: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; понятием о кристаллических решетках; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество»; вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах.

Предметная:

  • создать условия для ознакомление с простыми и сложными веществами;

  • способствовать осмыслению понятий «простое вещество», «сложное вещество»;

  • способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умение работать с таблицами, учебником.

Метапредметная:

  • способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;

  • искать пути и средства осуществления целей.

Личностная:

  • создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;

  • формирование навыков оценки и самооценки;

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; развивать умение логично излагать свою точку зрения; учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; развивать умение получать информацию.

Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Метод обучения: словесные, наглядные

Оборудование и реактивы: Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, коллекция металлов и неметаллов, сложные вещества, модели кристаллических решеток.

Планируемые результаты.

Метапредметные: 

1. Использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности.



Предметные:

1. Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

Личностные: 

1. Научаться управлять своей познавательной деятельностью, будут продолжать развивать в себе целеустремленность.

2. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

3. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Формируемые компетенции:

- учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом

- информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска учебной информации;

- коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр демонстрации), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью, работа с книгой), опережающее обучение.

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, активизация и обобщает ранее полученные знания, организует беседу по демонстрациям и опытам, анализирует и дополняет ответы детей.

Основные виды деятельности учащихся.

1. Уметь отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах.

2. Работа с книгой.

3. Анализ демонстрационных опытов

4. Выполнение самостоятельных заданий

Используемые технологии обучения: проблемное обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение, личностно – ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающая.






Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку; тетради, книги, ручки. Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующие на уроке.

2. Актуализация знаний

Задание 1. Химический диктант: учитель показывает карточки с химическими знаками, а учащиеся пишут знак, название, порядковый номер и относительную атомную массу элемента в тетради. Затем обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют баллы.

Задание2. Фронтальная беседа Дайте определения понятиям «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество»

Задание 3. Фронтальная беседа Определите состав: H2O, O2, CO2, Cl 2.

3. Изучение нового материала.

Только что вы сказали, что вещество состоит из атомов химических элементов. Цель сегодняшнего урока ознакомиться с простыми и сложными веществами как основными формами существования элементов в природе.

Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Ne, Ar, O2, Br2, I2, O3, P4, S8

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов; двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием химического элемента, атомами которых они образованы. Например, элементу кислороду, соответствует простое вещество – кислород. Различать, где идет речь об элементе, а где о веществе, необходимо научиться! Например, когда говорят, что кислород входит в состав воды – речь идет об элементе кислороде. Когда говорят, что кислород – это газ, необходимый для дыхания – здесь идет речь о простом веществе кислороде.

Сера состоит только из атомов химического элемента серы, а графит состоит из атомов химического элемента углерода. Нужно четко различать понятия «химический элемент» и «простое вещество». Например, алмаз и углерод – не одно и тоже. Углерод – химический элемент, а алмаз – простое вещество, образованное химическим элементов углеродом. В данном случае химический элемент (углерод) и простое вещество (алмаз) называются по-разному.

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью). К простым веществам, из числа известных вам веществ, относят: кислород, графит, серу, азот, все металлы: железо, медь, алюминий, золото и т.д.

Простые вещества химических элементов подразделяют на две группы – металлы и неметаллы.

Разобраться где периодической таблице Менделеева находятся металлы и неметаллы нам поможет диагональ амфотерных элементов, которая делит таблицу пополам на металлы и неметаллы. Это такие элементы как: берилий, алюминий, германий, сурьма и полоний.


ВЕЩЕСТВА



простые сложные



металлы неметаллы органические неорганические




Fe,Au, Al, Cu H2 , O2 , N2 , Cl2 СН4 , C6H12O6 H2O, CO2, H2SO4


Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H2O, C6H12O6, NaCl, KMnO4, CO2, CO

(вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

Сложные вещества необходимо отличать от смесей, которые тоже состоят из разных элементов. Количественное соотношение компонентов смеси может быть переменным, а химические соединения имеют постоянный состав.

Например, в стакан чая вы можете внести одну ложку сахара, или несколько, а молекулы сахарозы С12Н22О11 содержит точно 12 атомов углерода, 22 атома водорода и 11 атомов кислорода.

Таким образом, состав соединений можно описать одной химической формулой, а состав смеси – нет.

Компоненты смеси сохраняют свои физические и химические свойства. Например, если смешать железный порошок с серой, то образуется смесь двух веществ. И сера, и железо в этой смеси сохраняют свои свойства: железо притягивается магнитом, а сера не смачивается водой и плавает по ее поверхности.

Если же сера и железо прореагируют друг с другом, образуется новое соединение с формулой FeS, не имеющее свойств ни железа, ни серы, но обладающее набором собственных свойств. В соединении FeS железо и сера связаны друг с другом, и разделить их методами, которыми разделяют смеси, нельзя.

Таким образом, вещества можно классифицировать по нескольким параметрам:


4.Физкультминутка: Учащиеся смотрят на периодическую таблицу Менделеева.

Периоды – это горизонтальные линии (поворачивают головы влево и вправо)

Группы – это вертикальные столбцы (поднимают голову и опускают)

Сколько периодов в таблице? (наклоняют головы влево и вправо 7 раз)

Сколько групп в таблице (кивают головой 8 раз)

В состав вещества могут входить различные структурные частицы такие как молекулы, атомы или ионы. Следовательно, существует три типа веществ: вещества с молекулярной, атомной и ионной кристаллической решеткой. Вещества различного типа строения будут иметь различные свойства.

Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла


4. Систематизация новых знаний. Итог урока.

Раздаточный материал. ( Приложение 1)

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2 K, Cu, N2, O2 , Cl2 , Al2O3 , H 2 , Br2 , NaCl, MgSO4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI, KF, Cr2О7 , SO3

Результат оформите в форме таблицы:


ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА


K, Cu, N2, O2 , Cl2 , H2 , Br2 , Fe, Au, Ag,

SO2 Al2O3 , NaCl, MgSO4 , KOH, ZnO, LiI KF, SO3, Cr2О7

Выполняют задания в виде самостоятельной работы.


5. Рефлексия

При ответе да на данные вопросы поднимите руку.

  • Урок мне был полезен, интересен (да, нет)

  • Я успешно справился с большинством заданий на уроке.

  • На уроке я себя чувствовал комфортно.

  • Какие вопросы вызвали затруднение?

6. Домашнее задание. Прочитать § 12, упр. 12.9-12.10



























Вариант 1 Вариант 2

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2, K, Cu, N2, O2, Cl2 , Al2O3, H2, Br2, NaCl, MgSO4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI, KF, Cr2О7 , SO3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА





------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 3 Вариант 4

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO3, K2О, CuО, N2, O2, F2 , Al, H2, Br2, NaCl, Mg, KOH, Fe, Au, Ag, MgO, LiF, KBr, Cr2О5 , SO2

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА





-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 1 Вариант 2

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2, K, Cu, N2, O2, Cl2 , Al2O3, H2, Br2, NaCl, MgSO4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI, KF, Cr2О7 , SO3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА





---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 3 Вариант 4

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO3, K2О, CuО, N2, O2, F2 , Al, H2, Br2, NaCl, Mg, KOH, Fe, Au, Ag, MgO, LiF, KBr, Cr2О5 , SO2

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА





------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 1 Вариант 2

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2, K, Cu, N2, O2, Cl2 , Al2O3, H2, Br2, NaCl, MgSO4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI, KF, Cr2О7 , SO3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА





----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 3 Вариант 4

Задание: ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO3, K2О, CuО, N2, O2, F2 , Al, H2, Br2, NaCl, Mg, KOH, Fe, Au, Ag, MgO, LiF, KBr, Cr2О5 , SO2

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА