Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | - Ребята, вспомните, о чем вы говорили на прошлом уроке? - Какие полезные ископаемые вы знаете? Приём « Верно, неверно» Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют полезные ископаемые; К полезным ископаемым относится ножницы, ложки, вилки; Люди, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе называются геологи; Каменный уголь, природный газ служат топливом; Металлолом собирают, чтобы сохранить запасы руды; - Скажите, над какой большой темой мы работаем уже не первый урок? - Для чего нужна экономика? - Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из отраслей экономики, а какой вы догадаетесь сами. | Полезные ископаемые. Гранит, железная руда, известняк, нефть, глина. Ученики показывают «светофорчиками», если правильное высказывание - зелёного цвета, неправильное - красного цвета. Экономика. Чтобы удовлетворять потребности людей. (товары, услуги) |
Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке нашими помощниками будут Мудрая Черепаха и Муравей-Вопросик. - А что же принесла нам сегодня на урок Мудрая Черепаха? Что она держит в руках? (конверт на слайде, муравей вопросик тоже на слайде) Давайте прочитаем, что она нам пишет. Учитель читает письмо. «Здравствуйте дорогие ребята. Я прислал вам задание, как только выполните задание, то узнаете тему нашего урока. Желаю удачи. Муравей Вопросик ». - Что это за предметы? - В чем различия? -Что общего? -Какие это растения? Какие растения являются культурными? - Как называется отрасль, которая занимается выращиванием культурных растений. - Ребята, сельское хозяйство – это составная часть, или отрасль, экономики. Частью сельского хоз-ва является растениеводство– выращивание культурных растений. - Слово растениеводство - простое или сложное слово? - От каких слов образовано слово «растениеводство»? -Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? - Какие цели мы поставим на урок? | Муравей Вопросик и Мудрая черепаха Конверт, письмо. Собирают пазлы: картинки (фрукты, овощи, пшеница) ( Фрукты растут на деревьях, а овощи - на грядках, пшеница -в поле). Человек употребляет их в пищу, и они являются растениями. - Культурные растения. Люди выращивают растения, чтобы получать от них пользу. Сложное. От слов «растение» и «водить», т.е. разводить. «Растениеводство» Узнать, что такое растениеводство; какие культурные растения выращивает человек; узнать как, для чего выращивают культурные растения. |
Первичное усвоение новых знаний. | Мудрая Черепаха приготовила загадки для Муравья. Давайте поможем их отгадать. «Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка, он с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека». - Правильно, ребята. Это хлеб, (открываю накрытые салфеткой хлебобулочные изделия) - Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не ‑ выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. - Из чего делают хлеб? - А что такое мука, из чего её получают? - Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Показ гербария пшеницы и ржи. В чем отличия пшеницы от ржи? Зерно у ржи более тонкие и вытянутые, и отличается по цвету, пшеничное зерно с закругленными краями и более желтое, хлеб из ржи получается темным, а из пшеницы - белым. - Для чего люди занимаются растениеводством? Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры – пшеницу, рожь. - А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают пшеницу и рожь? - Правильно. Много людей - хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. - А что еще пекут из муки кроме хлеба? - А как все эти продукты называются одним словом? Мудрая Черепаха приготовила для вас загадки. 1. Даёт молоко нам, хотя не корова, Шерстью своею делиться готова. Она непоседа и егоза… Как называем её мы? … Кто по коврику лугов Сделал триста пять шагов? И теперь моя рука Держит кружку молока… Хвост крючком, Нос пятачком. - Какие это животные? Почему их называют домашними? Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры. Показываю картинка люцерна, клевер, свёкла. А чем кормят домашних животных? Что выращивают? Где выращивают? - Ребята посмотрите, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная разноцветная одежда. - Из чего сшита одежда? - Для того, чтобы мы могли покупать себе одежду, люди выращивают прядильные культуры – хлопчатник лён. Показываю материл прядильную культуру. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани. Несмотря на то, что обе материи изготавливаются из натуральных волокон, они имеют различный состав, плотность и внешний вид. Льняной текстиль имеет жесткую фактуру и хорошо держит форму, а хлопок намного мягче и эластичнее. А те, кто занимается выращиванием хлопка - это хлопкоробы. В народе иногда хлопок называют "белым золотом", это хлопковая вата. | Из муки. Из зерен пшеницы и ржи. Получать продукты питания. Хлеборобы Булочки, печенье, торты, пироги, сухари. Хлебобулочные изделия. Домашние животные. Живут рядом с человеком, человек строит им жилище, поддерживает чистоту в жилище, кормит птиц и животных Из ткани |
Первичное закрепление | В растениеводстве есть потребность в самых разных профессиях. Игра «Профессии людей в растениеводстве» - садоводы, овощеводы, хлопкоробы – картинки: корзины, овощи, фрукты, хлопок. -Рассмотрите картинки и определите к какой профессии необходимы изображенные на ней предметы. Создаем ментальную карту – парная работа. - Прочитайте, какой вопрос вам задает друг Муравьишка? (Он захотел узнать «Что такое растениеводство?») - знаем ли мы ответ на этот вопрос? Расскажем ему об этом? - А как мы ему можем рассказать об этом? (варианты ответов) - А давайте мы ему напишем письмо. - Возьмите свои листочки, положите их горизонтально, о чём будем писать в письме? В центре большими буквами запишите слово «растениеводство». Обведите, чтобы Муравьишка догадался, о чем пойдёт речь. - Сколько культур у нас получилось? - Нарисуйте 3 веточки разного цвета. Давайте их подпишем (подписываются веточки). - Далее дорисовывается карта. Ну а чтобы Муравьишка вопросик не запутался, давайте обведём каждую группу растений. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Итак, наше письмо готово. Давайте его ещё раз перечитаем (рассказ «Какие бывают растения» по нарисованной интеллект-карте). - Осталось только отправить Ваши письма нашему герою. Сложите их в этот большой конверт, а я отнесу их на почту. | |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | -Какая тема урока была? - Так для чего же люди занимаются растениеводством? - Приведите примеры зерновых культур? - Кормовых культур? - Прядильных культур? - Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания? - Какие растения выращивают на корм скоту, а какие – для получения волокна? Рефлексия – «Дерево успеха» Ребята, украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета: Зеленый - урок очень интересный, всё получилось. Желтый – Получилось не сразу Красный - нужна помощь. Спасибо за урок! | Чтобы получить продукты питания и корм для скота, изготовление волокна. Пшеница, рожь Кормовая свёкла, морковь.. Хлопчатник, лён |