Тема урока: Задачи урока:
Основные положения ТЭД
- Вещества по их способности проводить ток в растворах делят на ??????????? и ????????????? .
- В растворах электролиты ???????????? (распадаются) на ????????????? и ????????????? ???? .
электролиты и неэлектролиты
диссоциируют
положительные и отрицательные ионы
Основные положения ТЭД
- Причиной диссоциации ??????????? в водных растворах является его взаимодействие с молекулами ???? , т.е. его ??????????
- Под действием электрического тока положительные ионы ( ??????? ) движутся к катоду, а отрицательные ( ?????? ) - к аноду.
электролитов
воды
гидратация
катионы
анионы
Типы ионов
катионы
- По заряду: ??????? (положительные) и ?????? (отрицательные);
- По отношению к воде: Гидратированные и негидратированные ( в безводных средах)
- По составу: ??????? и ???????.
анионы
простые и сложные
5 баллов
Задание№1
Запишите, какие ионы входят в состав веществ?
1 вариант
2 вариант
CaCl 2 - хлорид кальция
K 2 SO 4 - сульфат калия
Na 2 СO 3 - карбонат натрия
NaOH - гидроксид натрия
Как называются положительно заряженные ионы?
Как называются отрицательно заряженные ионы?
Ca 2+ , Cl - , Na + , CO 3 2 -
K + , SO 4 2 - , Na + , OH -
АНИОНЫ
КАТИОНЫ
«Допиши определение…»
1 вариант
2 вариант
«Химические реакции, протекающие в растворе с участием свободных ионов, называют…»
«Запись уравнения химической реакции через ионы называют …»
«Допиши определение…»
1 вариант
2 вариант
«Химические реакции, протекающие в растворе с участием свободных ионов, называют ИОННЫМИ »
«Запись уравнения химической реакции через ионы называют УРАВНЕНИЕМ В ИОННОЙ ФОРМЕ/ ИОННЫМ УРАВНЕНИЕМ »
1) СаCO 3 + H 2 SO 4 →
2) K 2 SO 4 + BaCl 2 →
3) KOH + HNO 3 →
4) Н 2 S0 3 + ZnO→
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
Правила составления ионных уравнений.
1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов изображают в молекулярном виде.
2. С помощью знака ( ↑ - газ, ↑ - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).
3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.
4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.
5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.
6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.
Алгоритм составления ионных уравнений.
Алгоритм составления ионного уравнения реакции
Выполнение
1. Записать молекулярное уравнение реакции:
CuSO 4 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4
2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества:
P P H P
CuSO 4 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4
3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать:
CuSO 4 = Cu 2+ + SO 4 2-
NaOH = Na + + OH -
Na 2 SO 4 = 2 Na + + SO 4 2-
Cu(OH) 2 - малодиссоциирующее
4. Составить полное ионное уравнение (коэффициент перед молекулой = коэффициенты перед ионами):
Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + +2 OH - = Cu(OH) 2 ↓ +2 Na + +SO 4 2-
5.Найти одинаковые ионы и сократить их:
Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - = Cu(OH) 2 ↓ +2 Na + +SO 4 2-
6. Записать сокращенное ионное уравнение:
Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH) 2↓
Итог работы
CuSO 4 + NaOH
2
SO4
Na
Cu
Cu (OH) 2 + Na 2 SO 4
OH
уравнение реакции в молекулярном виде
2Na + +2OH -
Cu (OH) 2 +2Na + + SO 4 2-
+
Cu 2+ +SO 4 2- + -
полное ионное уравнение реакции
Cu (OH) 2
Cu 2+ +2OH -
сокращённое ионное уравнение реакции
7 , изменяют цвет индикаторов Общих ионов нет Отсутствуют общие свойства обусловленные наличием общих ионов" width="640"
Основные положения ТЭД
Практика. Свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ????? , которые они образуют при ??????????? .
ионов
диссоциации
Электролиты
Характерные общие ионы
Кислоты
H +
Основания
Характерные свойства
Значение рН среды
ОН -
рН
Соли
рН 7 , изменяют цвет индикаторов
Общих ионов нет
Отсутствуют общие свойства обусловленные наличием общих ионов
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Положительнозаряженный электрод - …
2. Отрицательнозаряженный электрод - ….
3. Направленное движение заряженных частиц - ….
4. Положительнозаряженные частицы -….
5. Отрицательнозаряженные частицы -….
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…
7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -….
8. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -….
9.Класс веществ ,образующий при диссоциации катион водорода - ….
10.Класс веществ , образующий в виде ониона гидроксид анион - …..
РЕФЛЕКСИЯ
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен