Тема урока: «Рост и развитие растений»
Цель урока:
Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы « Рост и развитие растений»
Задачи:
1.Развивающие:
а) развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас,
б) отрабатывать умение работать с текстом,
в) выделять главное, анализировать,
г) формирование умения изображать биологические объекты.
д) отрабатывать навыки определения понятий.
2.Воспитательные:
а) организовать воспитательное влияние на личность через систему отношений,
б) формировать доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам.
3. Образовательные:
а) познакомить обучающихся с этапами роста и развития растений, условиями прорастания семян,
б) развивать умение закладывать опыты.
У. У. Д.
1.Личностные:
а) умение работать в группах,
б) осознавать потребность и готовность к самообразованию.
2. Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.
3. Регулятивные:
а) оценивать правильность выполнения действий,
б) сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать их самостоятельно.
4. Познавательные:
а) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты о росте и развитии растений,
б) давать определения понятиям, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
а) усвоение знаний о росте и развитии растений,
б) умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии,
в) умение использовать текст учебника.
2.Личностные:
а) умение понимать смысл поставленной задачи, четко и ясно излагать свои мысли в устной речи,
б) осознание границ применяемого нового знания.
3.Метапредметные:
а) регулятивные – самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,
б) познавательные – добывать новые знания, извлекать и обрабатывать полученную информацию,
в) коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ресурсы:
Основные. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.
Дополнительные. Компьютер, мультипроектор, экран или интерактивная доска, шкатулка, семена фасоли, инструктивные карточки, стаканы с почвой, вода, Бумага, маркеры, магниты для оформления проектного листа.
Форма урока. Изучение нового материала.
Методы обучения. Диалог учитель - обучающийся, наглядные, проблемного изложения, работы в группах, работа по обработке представленной информации, закладка опыта.
Ход урока:
План урока:
I. Условия прорастания семян.
II. Прорастание семян.
III. Индивидуальное развитие семян.
В ходе урока учащиеся должны узнать:
какие условия необходимы для прорастания семян;
какую роль играет вода, тепло и кислород в прорастании семян;
что такое проросток, типы прорастания;
что называется индивидуальным развитием;
из каких этапов состоит индивидуальное развитие растений.
Учащиеся должны уметь:
определять и называть этапы прорастания семян;
уметь применять знания условий прорастания семян на практике;
определять типы прорастания семян;
определять этапы онтогенеза растений.
Урок проводится в форме сказки, включает в себя работу по инструктивным карточкам, закладку лабораторного опыта.
Организационный момент:
Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о чуде. О чем пойдет речь, нам подскажет эта таинственная шкатулка (учитель демонстрирует шкатулку, в которой находятся семена фасоли). Для того чтобы угадать, что находится в шкатулке, нужно послушать сказку.
Сказка.
Жил-был зародыш. Жил он в тесном помещении, в котором было сухо и очень темно. Впрочем, зародыш об этом не знал, ведь он все время спал. Запаса питательных веществ ему вполне хватало. Его дом был защищен надежными стенами. Ребята, ответьте на вопрос: в чем находился зародыш? (в семени).
Так что же находится в шкатулке? Ответ: семена.
Учитель демонстрирует семена.
Верно, в шкатулке хорошо известные вам семена фасоли. Мы их уже проращивали и видели, как из семян развиваются зародыши. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Ответ: росту и развитию зародыша.
Тема урока записывается на доску - «Рост и развитие растений». (слайд №1)
Опрос по теме «Половое размножение растений»
Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо вспомнить, из каких частей цветка формируется семя, и каким образом происходит образование зародыша в результате двойного оплодотворения.



завязь плод



семязачаток семя
зародышевый зародыш
мешок
Ребята, давайте вспомним, из каких частей цветка образуется плод (работа со схемой, слайд №2).
Иногда зародыш просыпался и задавал себе вопрос: «Как я появился на свет?»
Учитель: «Ребята, помогите зародышу узнать историю своего рождения, заполните схему». Озаглавьте ее. (Двойное оплодотворение) (слайд №3)
________________________________
♀
яйцеклетка с_ _ _ _ _ й ♂ (спермий)
З_ _ _ _а

З_ _ _ _ _ш (зародыш)
Ц
ентральная клетка с_ _ _ _ _й (спермий)
э_ _ _ _ _ _ _м
семя

I. Условия прорастания семян.
Зародыш так бы и спал долго, если бы однажды дети не посадили семя в почву. Как вы думаете, что случится с зародышем? Правильно, он прорастет. Давайте подумаем, какие же условия необходимы для прорастания семян.
1. Наличие воды.
2. Наличие тепла (определенная температура).
3. Наличие кислорода.
О роли воды поговорим более подробно. Найдите в учебнике и зачитайте, в чем заключается роль воды в прорастании семян (работа с текстом учебника).
Не менее важно значение температуры почвы. Давайте определим, на сколько градусов должна прогреться почва для того, чтобы проросли те или иные семена (работа с рисунком учебника).
Как вы думаете, для чего зародышу необходим кислород (работа с текстом учебника)
(слайд №4)






























0.°С
а) б) в)
Ребята, как вы думаете, какие ошибки допустили ученики, замачивая семена гороха? Ответы:
а) Налили слишком много воды. Зародыши не получают кислорода.
б) Не налили воды. Набухание семян не происходит.
в) Воды налита норма, зародыши дышат, но температура для прорастания слишком низкая.
Закладка лабораторного опыта:
Давайте мы посадим семена правильно, соблюдая все условия. У каждого из вас на столе есть стаканчик с землей, семена. Мы их посадим на нужную глубину. Если мы посадим семена слишком глубоко, ростки могут не пробиться на поверхность. Если же мы посадим их на слишком маленькую глубину, растения плохо укоренятся. Если мы их не польем, семена не набухнут и не прорастут. Семена нужно посадить на глубину, равную 2-3 их диаметрам.
Дети сажают семена, подписывают стаканчики и ставят их на подоконник.
II. Прорастание семян.
Зародыш почувствовал происходящие в себе изменения. У него появились силы. Ему стало тесно в семени, он стал расти.
Ребята, какая часть зародыша прорастает первой? Ответ: корешок. Почему? Ответ: он закрепляет семя в почве. Затем развивается зародышевый побег.
И вот наступил удивительный момент: зародышевый побег появился на свет. Впрочем, это уже был не зародыш, а проросток.
Ребята, найдите в книге такое предложение, из которого можно выделить определение, что такое проросток (работа с текстом учебника). А теперь давайте познакомимся с типами прорастания семян. (слайд №5)
Т
ипы прорастания
подземное надземное
семядоли остаются семядоли выносятся
под землей на поверхность
(пшеница) (томаты)
Проросток был очень слаб и беспомощен. Объяснение этого факта дети находят в учебнике (работа с текстом учебника).
III. Индивидуальное развитие семян.
Вот и кончилась наша история о жизни зародыша.
Давайте еще раз проследим этапы развития цветкового растения и обозначим их на горизонтальной линии.
1. С чего начинается жизнь растения? - с зиготы.
2. Как называется следующий этап жизни растения? – зародыш.
3. Как называется следующий этап после прорастания зародыша? – проросток.
4. Последний этап называется - Взрослое растение. (слайд №6)
Индивидуальное развитие растения (онтогенез)
зигота зародыш проросток взрослое растение конец жизни






Вы видите, что с организмом в течение жизни происходят различные изменения. Это называется индивидуальным развитием, или онтогенезом.
Ученики в тексте учебника находят предложение, на основе которого составляют определение онтогенеза. Определение и схему записывают в тетрадь.
Учитель: «Вот и вся история. А в чем же заключается чудо? Вся эта история началась с одной клетки – зиготы. Одна единственная клетка, а в ней заложена вся информация о том, каким должен стать живой организм!».
Закрепление. (слайд №7)
1. Объясните явление: посеяв в почву семена, огородник Лопухин так и не дождался всходов. Предложите как можно больше причин, объясняющих это явление.
а) не полил
б) почва не прогрелась
в) зародыш был мертв
Если дети не могут назвать третью причину, им следует предложить прорастить жареные семечки. Ребята легче сообразят, что для прорастания семян необходим живой зародыш.
2. Для прорастания семян необходима вода, определенная температура и здоровый, сформированный зародыш. Почему перед посевом семена необходимо поместить в стакан с водой, подкрашенный марганцем? Ответ: семена с неразвитым зародышем всплывут на поверхность, так как они легче, марганцем обеззараживают семена. (слайд №8)
3. Учительница биологии попросила учащихся собрать и принести семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они решили отдать семена учителю. И каково же было их удивление, когда они увидели почерневшие влажные семена. Что же произошло с семенами? Объясните, какую ошибку допустили ученики. Ответ: семена календулы интенсивно дышали, выделяя тепло и пары воды. Под их воздействием семена «сгорели» в пакете. Их нужно было поместить в бумажный пакет и просушить. Такие семена для посева не годятся. (слайд №9)
Оформление проектного листа. На нем должны быть отражены основные этапы урока. (Групповое задание.)
Защита проектных листов.
Домашнее задание: стр. 145-149. Приготовить сообщение на темы «Способы распространения семян», «Сроки хранения семян различных растений».
Выставление оценок, полученных учащимися на уроке.
Обобщение.
Учитель: «Ребята, сегодня вы узнали много нового, интересного из жизни растений. Мы всегда должны помнить о том, что мы должны любить живую природу и бережно к ней относиться. Красоту калмыцкой степи воспевали поэты и писатели. Д.Н. Кугультинов очень любил свою родину, свою степь и посвятил ей лучшие строки: (слайд №10)
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух и простор,
И колокольчик - жаворонка трели!..
Ты - музыка, чьи звуки с давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
Как счастлив я, что голос твой пойму,
Что человек я, что душе все чаще
Доступна радость красоты щемящей...
Иль человек я только потому,
Что внемлет скрытой музыке душа?..
О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!..
Азербайджанский поэт Самед Вургун написал замечательные строки: (слайд №11)
Давай пройдемся медленно по лугу.
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!».
Рефлексия.
Учитель: «Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и надеюсь, что он вам понравился. Вы очень хорошо поработали. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд №12)
Сегодня на уроке мне удалось узнать……………………………………………….
Особенно меня удивило……………………………………………………………..
Хочу похвалить себя за………………………………………………………………
Я испытывал трудности при…………………………………………………………
Я могу справиться с трудностями если……………………………………………..
Урок окончен! Спасибо всем за отличную работу и приятное общение!
Литература и интернет-ресурсы.
1. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.
2. http://www.kalmyk.info/index.php/ru/poetry/19-kugultinov/191-2012-03-24-15-51-22 Стихи Д.Н. Кугультинова.
3. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-genadevna-borodina/podborka-stihotvorenii-o-rastenijah-luga-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html. Стихи С. Вургуна.