Открытый урок по технологии (мальчики) с применением игровых технологий.
Тема урока: «Ручная обработка древесины».
Тип урока: Комбинированный с элементами игровых технологий.
Цель:
• обобщить и закрепить знания, полученные на уроках технологии;
Задачи:
Образовательная:
-сформировать у учащихся умение и навыки: работы в команде; умение применить свои знания и умения на практике;
- содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата;
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость и дисциплину на уроке
-способствовать развитию самостоятельности мышления по применению знаний
-воспитывать организованность, уверенность себе, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде;
- воспитывать эстетический вкус, ответственность перед коллективом, критическое отношение к достигнутому результату.
Развивающая:
- развивать у учащихся сообразительность, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; расширить кругозор;
-развивать у учащихся способность применять полученные знания, технологическое мышление и память;
- развить познавательный интерес к теоретическим знаниям, предмету.
При проведении данного урока применяются следующие методы обучения: игровые, метод решения творческих задач.
В зависимости от конкретного этапа урока (согласно разработанного плана) используются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, анаграммы, листы белой бумаги, столярные и разметочные инструменты, верстак и ножовка.
Ход урока:
1.Организационный этап. (подготовка к уроку, отметка отсутствующих в журнале).
- Здравствуйте, ребята.
Посмотрите внимательно на образцы готовых изделий и скажите, они вам понравились? Чем понравились? Почему? Как вы думаете, сложно ли самим выполнить такие изделия?
- Можно ли их изготовить ручным способом?
- Как вы думаете, как называется наша тема урока сегодня?
И сегодня мы проведем необычный, но очень интересный урок. Наш урок будет проходить в форме игры-соревнования, в ходе игры вы должны будете показать, как хорошо знаете материал по предмету технология, и какими навыками работы с инструментами уже обладаете.
Сейчас вы разделитесь на 2 команды. (Название команды самостоятельно придумывают имеющее отношение к предмету технология)
Правила и условия игры:
Жюри оценивает каждый конкурс отдельно, затем выводит общий итог.
Победителем считается команда, набравшая максимальное количество очков за игру.
* На обдумывание ответа командам отводится 1 минута. Если команда готова, капитан поднимает руку.
* При неправильном ответе одной команды отвечает другая.
Учитель: Команды, вы выбрали своих капитанов? Представьте их!
- Капитаны! Вы умные, смелые и сильные люди. Вы должны быть примером и гордостью своей команды.
Наша игра будет проходить в несколько этапов:
Конкурс «Всезнайка»
Команды отвечают на 6 вопросов. За каждый правильный ответ 1 очко.
(После конкурса жюри подводит первые итоги.)
В случае подсказок, нарушения дисциплины, выкрикивания ответов команды будет штрафоваться вычетом баллов. Команды могут совещаться в течении 20 с. отвечает на вопрос капитан команды.
Вопросы для команды №1
Назови пять разметочных инструментов? (линейка, карандаш, циркуль, угольник, рейсмус)
Перечисли физические свойства древесины? (цвет, запах, плотность, влажность)
Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе молотком? (проверить исправность).
От чего зависит сила удара молотком? (от длины ручки и размаха руки).
Назови элементы доски? (пласть, торец, кромка, ребро).
Масштаб 1:4 указывает, что чертеж выполнен с уменьшением или увеличением?
(с уменьшением в 4 раза.)
Вопросы для команды №2
Назови основные части рубанка? (колодка, нож, клин, ручка).
Перечисли механические свойства древесины? (прочность, твердость, упругость)
Что позволяет пиле легко продвигаться в распиле? (развод зубьев)
Какие виды пиломатериалов ты знаешь?
(доски, брус, брусок, горбыль, пластина, четвертина, шпалы).
(шерхебелем выполняют первичное, грубое строгание, а фуганок для получения ровных, плоских поверхностей)
Трещины, косослой, смоляные кармашки, грибные поражения и т.д. все это - … (пороки древесины)
Как наклонены зубья пилки в ручном лобзике? (в сторону ручки)
Конкурс «Самый точный» (высшая оценка 5 баллов)
Учитель: Ловкость рук и меткость глаз
Нужны каждому из вас.
Докажите, что у вас самый точный глаз!
Участвуют по одному представителю от команды. Участники должны распилить брусок на 2 равные части. Разметку делаем измерительными инструментами. Оценивается быстрота и точность разметки, соблюдение техники безопасности, ровность отпиленных торцов. Итоговая оценка за конкурс выводится из суммы всех баллов. 1+1+1=3 балла
(Повторяем правила безопасности при пилении ножовкой письменно в командах)
Надежно закреплять заготовку на верстаке.
Пилить только хорошо наточенной и налаженной пилой.
Обязательно использовать направляющий брусок.
Не допускать перекоса пилы при пилении. Не делать резких движений пилой.
Не держать левую руку близко к полотну пилы.
Не проверять на ощупь качество пиления.
Класть пилу на верстак зубьями от себя.
Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться щеткой.
Конкурс «Прочитайте анаграммы»
Составьте слова, путем перестановки по определенному признаку входящих в них букв.
1 команда 2 команда
1) АЗОГОТКВА (заготовка) 1) НИЛКЕАЙ (линейка)
2) ИЕЕЛДЗИ (изделие) 2) КОНБАУР (рубанок)
3)ПАНИКИНЛЬ (напильник) 3) ОНБЛША (шаблон)
4) ИПЛА (пила) 4) ТАСКРЕВ (верстак)
5) УРАБОНК (рубанок) 5) ОМОЛОТК (молоток)
За каждое угаданное слово – 1 балл
4.Творческий конкурс
Рисунок с закрытыми глазами (инструмент) или образ «Мастер на все руки», каждый участник рисует по 1 элементу.
- Вот и закончились все конкурсы, пока жюри подсчитывают баллы проведем этап рефлексии. Все вы сегодня хорошо поработали. Можно задать несколько вопросов от том, что было интересно детям, понравилась ли им такая форма урока, что нового узнали, насколько по их мнению они знают материал. И в конце урока перед уходом домашнее задание кроссворд.
Заключительное слово учителя.
Недаром говорится, что дело мастера боится. Труду следует учиться всю жизнь. Я думаю, вы хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает все лучшее на свете.
И закончим наш урок словами Р. Рождественского:
Пока в пространстве кружится планета,
На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,
Чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда.