СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индивидуализация обучения детей с разными образовательными потребностями на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Индивидуализация обучения детей с разными образовательными потребностями на уроках русского языка"»

Публицистический стиль   Урок русского языка в 7 классе.

Публицистический стиль

Урок русского языка в 7 классе.

Ход урока Организационный момент Беседа-опрос по теоретическому материалу Актуализация и диагностика знаний Творческое задание. Подведение итогов. Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент

Беседа-опрос по теоретическому материалу

Актуализация и диагностика знаний

Творческое задание.

Подведение итогов. Домашнее задание

Цели урока 1. Повторение изученного о стилях речи. 2. Закрепление умения определять и характеризовать тексты разных стилей. 3. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля. 4. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики. 5. Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.

Цели урока

1. Повторение изученного о стилях речи.

2. Закрепление умения определять и характеризовать тексты разных стилей.

3. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.

4. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.

5. Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.

 Какие стили речи вам известны? Стили речи разговорный книжный

Какие стили речи вам известны?

Стили речи

разговорный

книжный

Сравните тексты. Определите их стиль и тип I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии. … Проверка

Сравните тексты. Определите их стиль и тип

I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.

Проверка

II.  Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши  Что-то шепчут в прозрачной тиши,  Наклонись над озябшей гирляндою,  Не дыши, не дыши, не дыши… Словно перышко белое-белое  Уронили с небес облака.  Иль на травку, рукою умелою,  Гном нанизал белы жемчуга.

II.

Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши Что-то шепчут в прозрачной тиши, Наклонись над озябшей гирляндою, Не дыши, не дыши, не дыши…

Словно перышко белое-белое Уронили с небес облака. Иль на травку, рукою умелою, Гном нанизал белы жемчуга.

Весной в нашем городе создаются отряды дружинников для охраны ландышей. Члены таких отрядов – старшеклассники. По выходным они выезжают в лес, патрулируют, стараясь уберечь первоцвет от любителей легкой наживы. Кто откажется заработать на первых весенних цветах? А часто ли мы задумываемся над тем, что, сорвав эти цветы, наносим природе ущерб, может даже непоправимый?

Весной в нашем городе создаются отряды дружинников для охраны ландышей. Члены таких отрядов – старшеклассники. По выходным они выезжают в лес, патрулируют, стараясь уберечь первоцвет от любителей легкой наживы. Кто откажется заработать на первых весенних цветах? А часто ли мы задумываемся над тем, что, сорвав эти цветы, наносим природе ущерб, может даже непоправимый?

Проверь себя

В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины — семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше. (Энциклопедия «Жизнь растений», том 6)

Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательное, так как повествование эмоционально. (Стихотворение Галины Лапаевой)

Цель третьего (публицистического) текста — привлечь внимание к важной проблеме – сохранению редких растений. Данный текст можно использовать в СМИ. Особенность: ярко выраженная авторская позиция, использованиеметафор, эпитетов, сравнений, устойчивых оборотов. Автор ведёт разговор, спрашивает.Языковые приметы стиля: любители легкой наживы (устойчивый оборот), наносим природе ущерб; риторические вопросы.

Таблица: стиль научный 1.цель художественный 2.аудитория публицистический 3.особенности

Таблица:

стиль

научный

1.цель

художественный

2.аудитория

публицистический

3.особенности

 Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ). Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам.  Каковы языковые приметы этого стиля? Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики , сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений , употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений , повторов , обращений, риторических вопросов, цитат, пословиц, фразеологизмов, сатиры, юмора.  Назовите жанры публицистического стиля Заметка, репортаж, рецензия, отзыв……….

Что обозначает слово «публицистика»?

Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ).

Каково назначение публицистического стиля?

Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам.

Каковы языковые приметы этого стиля?

Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики , сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений , употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений , повторов , обращений, риторических вопросов, цитат, пословиц, фразеологизмов, сатиры, юмора.

Назовите жанры публицистического стиля

Заметка, репортаж, рецензия, отзыв……….

Охарактеризуйте речевую ситуацию  публицистического стиля 1-много Сообщение, воздействие Официальная обстановка Речевая ситуация

Охарактеризуйте речевую ситуацию

публицистического стиля

1-много

Сообщение,

воздействие

Официальная обстановка

Речевая ситуация

Выпиши проблемы, которые относятся к публицистическому стилю речи. Построение сложных предложений. Выборы президента. Решение линейных уравнений. Работа администрации города. Рейтинг исполнителей современной музыки. Использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой. Анализ текста, причины катастроф на железной дороге.

Выпиши проблемы, которые относятся к публицистическому стилю речи.

  • Построение сложных предложений.
  • Выборы президента.
  • Решение линейных уравнений.
  • Работа администрации города.
  • Рейтинг исполнителей современной музыки.
  • Использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой.
  • Анализ текста, причины катастроф на железной дороге.
Задание: прочитайте текст, определите его стиль Продюсерская компания «Независимый театральный проект» представляют спектакль «Госпиталь «Мулен Руж» по пьесе Дани Лоран. Эксцентричная, пронзительная пьеса Д. Лоран стала абсолютным сюрпризом французского театра в 2003 г. Парижский спектакль по этой пьесе стал победителем в пяти номинациях престижного театрального конкурса « Мольер»! В России пьеса ставится впервые. Постановщик спектакля- один из самых аншлаговых режиссёров Виктор Шамиров. Итак, блистательные российские актёры театра и кино – в неожиданных для себя ролях! В ролях: Людмила Артемьева, Татьяна Догилева, Георгий Дронов, Олеся Железняк и др. («Комсомольская правда» 2007. 11 – 18-октября. С. 51)

Задание: прочитайте текст, определите его стиль

Продюсерская компания «Независимый театральный проект» представляют спектакль «Госпиталь «Мулен Руж» по пьесе Дани Лоран.

Эксцентричная, пронзительная пьеса Д. Лоран стала абсолютным сюрпризом французского театра в 2003 г. Парижский спектакль по этой пьесе стал победителем в пяти номинациях престижного театрального конкурса « Мольер»!

В России пьеса ставится впервые. Постановщик спектакля- один из самых аншлаговых режиссёров Виктор Шамиров. Итак, блистательные российские актёры театра и кино – в неожиданных для себя ролях!

В ролях: Людмила Артемьева, Татьяна Догилева, Георгий Дронов, Олеся Железняк и др.

(«Комсомольская правда» 2007. 11 – 18-октября. С. 51)

  Заметка в газету .  Заметка в газету – краткое сообщение о каком-то важном и новом факте ( событии ), интересном для читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем и почему, выделяя основную мысль. Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий заголовок, краткость и точность изложения. В основе заметки лежит описание факта, случая .

Заметка в газету .

Заметка в газету – краткое сообщение о каком-то важном и новом факте ( событии ), интересном для читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем и почему, выделяя основную мысль. Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий заголовок, краткость и точность изложения. В основе заметки лежит описание факта, случая .

Домашнее задание  Примерные темы заметки. Поведение на перемене. Мой город. Взаимоотношения между «отцами и детьми». Экология. Здоровый образ жизни. «Плюсы и минусы» современного образования.

Домашнее задание Примерные темы заметки.

  • Поведение на перемене.
  • Мой город.
  • Взаимоотношения между «отцами и детьми».
  • Экология.
  • Здоровый образ жизни.
  • «Плюсы и минусы» современного образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!