Публицистический стиль
Урок русского языка в 7 классе.
Ход урока
Организационный момент
Беседа-опрос по теоретическому материалу
Актуализация и диагностика знаний
Творческое задание.
Подведение итогов. Домашнее задание
Цели урока
1. Повторение изученного о стилях речи.
2. Закрепление умения определять и характеризовать тексты разных стилей.
3. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.
4. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.
5. Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.
Какие стили речи вам известны?
Стили речи
разговорный
книжный
Сравните тексты. Определите их стиль и тип
I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
…
Проверка
II.
Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши Что-то шепчут в прозрачной тиши, Наклонись над озябшей гирляндою, Не дыши, не дыши, не дыши…
Словно перышко белое-белое Уронили с небес облака. Иль на травку, рукою умелою, Гном нанизал белы жемчуга.
Весной в нашем городе создаются отряды дружинников для охраны ландышей. Члены таких отрядов – старшеклассники. По выходным они выезжают в лес, патрулируют, стараясь уберечь первоцвет от любителей легкой наживы. Кто откажется заработать на первых весенних цветах? А часто ли мы задумываемся над тем, что, сорвав эти цветы, наносим природе ущерб, может даже непоправимый?
Проверь себя
В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины — семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше. (Энциклопедия «Жизнь растений», том 6)
Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательное, так как повествование эмоционально. (Стихотворение Галины Лапаевой)
Цель третьего (публицистического) текста — привлечь внимание к важной проблеме – сохранению редких растений. Данный текст можно использовать в СМИ. Особенность: ярко выраженная авторская позиция, использованиеметафор, эпитетов, сравнений, устойчивых оборотов. Автор ведёт разговор, спрашивает.Языковые приметы стиля: любители легкой наживы (устойчивый оборот), наносим природе ущерб; риторические вопросы.
Таблица:
стиль
научный
1.цель
художественный
2.аудитория
публицистический
3.особенности
Что обозначает слово «публицистика»?
Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ).
Каково назначение публицистического стиля?
Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам.
Каковы языковые приметы этого стиля?
Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики , сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений , употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений , повторов , обращений, риторических вопросов, цитат, пословиц, фразеологизмов, сатиры, юмора.
Назовите жанры публицистического стиля
Заметка, репортаж, рецензия, отзыв……….
Охарактеризуйте речевую ситуацию
публицистического стиля
1-много
Сообщение,
воздействие
Официальная обстановка
Речевая ситуация
Выпиши проблемы, которые относятся к публицистическому стилю речи.
- Построение сложных предложений.
- Выборы президента.
- Решение линейных уравнений.
- Работа администрации города.
- Рейтинг исполнителей современной музыки.
- Использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой.
- Анализ текста, причины катастроф на железной дороге.
Задание: прочитайте текст, определите его стиль
Продюсерская компания «Независимый театральный проект» представляют спектакль «Госпиталь «Мулен Руж» по пьесе Дани Лоран.
Эксцентричная, пронзительная пьеса Д. Лоран стала абсолютным сюрпризом французского театра в 2003 г. Парижский спектакль по этой пьесе стал победителем в пяти номинациях престижного театрального конкурса « Мольер»!
В России пьеса ставится впервые. Постановщик спектакля- один из самых аншлаговых режиссёров Виктор Шамиров. Итак, блистательные российские актёры театра и кино – в неожиданных для себя ролях!
В ролях: Людмила Артемьева, Татьяна Догилева, Георгий Дронов, Олеся Железняк и др.
(«Комсомольская правда» 2007. 11 – 18-октября. С. 51)
Заметка в газету .
Заметка в газету – краткое сообщение о каком-то важном и новом факте ( событии ), интересном для читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем и почему, выделяя основную мысль. Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий заголовок, краткость и точность изложения. В основе заметки лежит описание факта, случая .
Домашнее задание Примерные темы заметки.
- Поведение на перемене.
- Мой город.
- Взаимоотношения между «отцами и детьми».
- Экология.
- Здоровый образ жизни.
- «Плюсы и минусы» современного образования.