Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать и уточнять(упражнять) знания обучающихся о правописание слов с сочетаниями жи-ши»;
- формировать умение образовывать из слогов слова с сочетаниями жи-ши»;
- обобщить знания обучающихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши»;
Коррекционные:
- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений, узнавании, различении;
- корригировать и развивать связную устную и письменную речь обучающихся в процессе ответов на вопросы.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память, мелкую и артикуляционную моторику
Воспитательные:
- формировать навыки учебной деятельности;
- воспитывать самостоятельность, внимательность, аккуратность, чувство удовлетворения от выполненной работы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приемы, способы: беседа, самостоятельная работа, пальчиковая гимнастика.
Формы организации деятельности: индивидуально-дифференцированная.
Оборудование: презентация, доска, тетрадь, карточки, предметные картинки, игра «Пазлы», игра «Слоговое колесико»
Ход урока
Орг. момент
- Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся! Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!
Постановка цели.
- Урок русского языка. Сегодня на уроке учимся грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши.
Психологический настрой учащихся на работу.
Наши уши будут слушать(массаж)
Наши глаза будут внимательно смотреть, (направо-налево, наверх-вниз, по кругу.)
Наши голову будут хорошо думать.
К работе готовы? (Да) Начинаем.
Правило рабочего место ученика
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Анализ домашнего задания.
Посмотрите свои оценки за домашнюю работу. Встаньте у кого оценка «5». Стараемся выполнять работу в тетради на « отлично».
Пальчиковая гимнастика.
Для того, чтобы красиво писать в тетради, сначала разомнем и помассируем пальчики.
Погрейте ладони!
Помассируйте каждый пальчик.
“Замок”
На двери висит замок
Кто его открыть не смог?
Мы замочком покрутили
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,
И замочек мы открыли.
-Взяли ручки, запишите число, работа в классе.
Артикуляционная гимнастика
-Ребята, посмотрите и назовите изображенный предмет.
Лопнул шар – какой издает звук? Ш-ш-ш дайте характеристику звуку-согл, шип. гл.парн..
Как жужжит жук? Ж-ж-ж- проговорим хором (звуко-буквенный анализ).- согл, шип. зв...парн..
Согласные звуки ш-ж всегда твердые и шипящие.
III. Минутка чистописания.
Звуки мы произносим, а буквы пишем. -Внимание на экран, что будем писать на минутке чистописания. Оля, скажет буквы ш- ж (комментирование учителем). Дети пишут. Подчеркните самые красивые соединения.
Работа с загадками.
-А сейчас интересная работа, где вы должны внимательно слушать и думать какая отгадка?
1. Животное с длинной шеей. (жираф)
В слове жираф какой слог выделен? «ЖИ»
Какой первый звук в слоге жи?
После шипящего звука, какая гласная? «И»
Следующая загадка.
2. Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
В слове машина, какой слог выделен?» ШИ»
Какой первый звук в слоге ши?
После шипящего звука, какая гласная? «и» Какую орфограмму вы здесь видите? (жи- ши пиши с буквой и!)
Работа с картинками.
- Внимание, перед вами картинки. А под картинками нужно вставить в слово нужный слог Жи или Ши.
Ма…на, лы…, мы…,гру…(дети выходят к доске)
Запишите слова в тетрадь через запятую. Какое правило применяется в словах? (Жи-Ши пиши с буквой и).
Физминутка. (Муз. «Вальс снежинок»)
- Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали. У нас даже физминутка с нашим правилом.
Ой, летят-летят снежинки, (Поочередно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка-зима (Поворачиваются вправо, вытягивая руки в стороны)
Рукавами повела, (Кружатся, руки в стороны)
Все снежинки закружила (Приседают)
И на землю опустила
- Сели за парты, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, улыбнитесь им, подуйте на снежинки(вата). Какие слова встретились на правило жи-ши.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Работа с учебником.стр.98 упр.1.
-Открыли по закладке учебник.Упр.1
-Прочитайте задание глазами, подумайте. Громко прочитает Даша.
-Что должны сделать в этом упражнении?
-Кому, что не понятно, поднимите руки.
-Выполняем самостоятельно.
-Проверяем.
-В каких словах есть орфограммы с ЖИ-ШИ?
-С какой гласной буквой пишется Жи-Ши?
Словарная работа.
- Какое слово для вас показалось более трудным? (Карандаши)
Произнесите слово по слогам.
Произнесите с ударением.
Произнесите шепотом.
Спросите это слово (?)
Порадуйтесь слову (!)
Выполним зв.-букв. Разбор (работа у доски)
Карандаши-9б, 9зв, 4гл., 5согл, 4 сл.
Работа с предложением.
-Составьте по схеме предложение со словом карандаши. (Оля составит). К доске выйдет Даша и напишет предложение с комментированием. (У Даши карандаши.) Начало предложения пишется с красной строки с заглавной буквы, имена людей пишутся с большой буквы, в конце предложения ставится точка, а остальные ребята в тетради пишем (с доски) Выдели все орфограммы. Начертите схему предложения.
-Какая гласная пишется после шипящих? (и)
-Почему гласную букву в орфограмме Жи-Ши надо запомнить? ( При произношении в словах в сочетаниях жи-ши мы слышим звук « ы» ,а писать надо «и»).
Игра «Слоговое колесико или собери слово»
-Мы должны образовать из слогов слова. Будьте внимательны!
-Проверяем - картинки открываю, правильно ли составили слова?
-С какими орфограммами составляли слова?
-Как нужно писать орфограммы жи-ши?
(Знаем твердо: жи-ши, пишем только с буквой И.)
Молодцы!
Домашнее задание.
Работа по карточкам. Составленные слова записать в тетрадь.
Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Чтобы правильно написать слова ,какое надо знать правило? (Жи-Ши пиши с буквой и.) Чему учились на уроке? Согласные звуки Ж-Ш всегда твердые.
Оценивание обучающихся.