Открытый урок русского языка
4класс
МБОУ Ташкирменская ООШ
Учитель Корчагина Евгения Руслановна
Аннотация:
УМК "Школа России", учебник « Русский язык » Т.Г, Рамзаева.
Раздел: Глагол
Тема: Правописание -ться и -тся в глаголах
Цель: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
Задачи урока:
обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение правила написания ться и тся в глаголах.
актуализировать знания о глаголах;
воспитывающие: – способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
развивающие: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные УУД:
уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы
Формы работы: групповая работа, фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с текстом.
Ведущие технологии: технология формирования правильной познавательной деятельности, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Основные понятия: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, словесный; наглядный; практический;
работа с книгой.
Ресурсы: основные: учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой , методическое пособие для учителя Я.Ш. Гараевой, проектор, компьютер, экран , толковые словари
При подготовке к уроку я распределила материал , выделила главное, и нашла формы работы, их сочетание. При подготовке я старалась войти в состояние учеников, мысленно ощутить их действия по отношению к теме, познакомилась с учебником, методической литературой, выделила проблемы, отобрала материал, средства, методы и формы деятельности учеников. Поставила цель урока: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |
I. Организация начала урока вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята, Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность начать учебную деятельность | Фронтальный. Наблюдение учителя | |
II. Актуализация опорных знаний Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия; 3.Работа по теме урока. контроль, оценка, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, игра Организация учащихся на исследование проблемной ситуации | Какую часть речи мы изучаем? (глагол) Проверим ,что мы еще знаем о глаголе: Я начинаю фразу, вы заканчиваете: Глагол – это …(часть речи) Глагол отвечает на вопросы … Не с глаголом пишется … (раздельно) У глагола нет … (предлогов) В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?) У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный) Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь) У глаголов на –ишь и –ешь … (мягкий знак не съешь) - Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение: Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится, Чистой водицы синица напьется – Славно сегодня звенится – поется. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться – Для супа не годится - Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи - Проверьте - Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда ться. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова. | Учащиеся настраиваются на работу. Отвечают на вопросы выписывают - сверяют с доской -На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться. | Планировать свое действие в соответствии с поставленными задачами. Прогнозировать содержание урока планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками логические – анализ объектов с целью выделения признаков | Фронтальный. Игровые моменты, устные ответы | |
4.Построение проекта выхода из затруднения Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия | Фронтальная. Словесный. Беседа | Ребята, посмотрите на правописание глаголов, что заметили? - Догадались о чем сегодня на уроке пойдет речь? Тема урока появляется на экране Посмотрите на первую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму. - Посмотрите на вторую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму. - Посмотрите на третью группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму - Какой вывод можете сделать? В коком случае будем писать ться , а в каком тся? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки - глагол гордиться в одном случае написан с мягким знаком, а в другом без ться и тся - о правописании ться и тся в глаголах Что делать? - начальная форма глагола - Что делает? – 3-е лицо, ед.число. - Что делают? – 3-е лицо, мн.число. - Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся. - зачитывают правило. - Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет , то и в глаголе мягкого знака нет. | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя | Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание [ца]? -Назовите имена существительные. -Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в группах. -Что можно сказать о других словах. Назовите их. -Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся? Сформулируйте правило. Озвучьте его. -Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают? -Еще раз сформулируйте правило. | -Если это имя существительное слышу ца, пишу ца Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся. - Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. -Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся. | | Фронтальный. Наблюдение учителя | |
Работа по учебнику: | Организация деятельности по применению новых знаний | Упр. 3 с.101 учебник выполняется письменно в парах, с проверкой | | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Фронтальный. Чтение, устные ответы | |
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ по картинке, беседа | | | | |
5.Физминутка | | Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И немного отдыхать!
| | | Фронтальный. |
V. Закрепление знаний и способов действий. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; | Работа в парах | топ Учестр.102 упр.6 Заменить транскрипцию буквенной записью. Ребята первого варианта выписывают глаголы, в которых не надо писать мягкий знак. Те, кто сидит на втором варианте, выписывают глаголы с мягким знаком. Затем проведите взаимопроверку. | | Слушают товарища, Оценивают Оказывают взаимопомощь друг другу | Наблюдение учителя |
| Коллективная. Словесный, практический. Игра | - Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся. | | | игра |
Продолжение работы по теме | | Предлагаю вам работу по выбору: Карточка на «5» - соединить две части пословицы, правильно вставить -тся или –ться; Карточка на «4» - вставить пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделить орфограмму; Карточка на «3» - списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться. | | Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память | Наблюдение учителя |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За огонь соревнованья, Обеспечивший успех! В заключении я предлагаю продолжить любое предложение: сегодня я узнал… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я понял, что… я научился… я попробую…
| | Анализируют и оценивают работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс: 4
Тема урока: Правописание -ться и -тся в глаголах
Тип урока и его структура: Урок усвоения новых знаний.
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Раздел: Глагол.
Данный урок тесно связан с темой предыдущего урока: « Неопределенная форма глагола», и конечно будет работать на последующих уроках связанных обшей темой «Глагол». Образовательный объект- это правописание глаголов с –тся и –ться, что явилось главной проблемой урока.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
В классе 4 ученика, сильных учеников нет. На уроке учитывались все особенности слабоуспевающих детей. На уроке были использованы следующие формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, фронтальная. Урок проходил в среднем темпе (учитывается особенности детей в данном классе). План урока был выполнен полностью. Используемые методы: универсальные учебные действия: анализ, группировка, доказательство, контроль, самоконтроль. Знания я не давала в готовом виде, а преподносила, как проблемную ситуацию, которая трансформировалась в учебную. Такой подход мыслительной деятельности – развивающий.
3.Какие УУД формировались в процессе урока?
Универсальные УУД:
-установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
-умение определить границы знания и незнания;
- выстраивание алгоритма действий;
-построение логической цепи рассуждений;
-построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
-участие в диалоге;
-аргументация своего мнения;
-учет разных мнений;
-контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
4.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Игровые моменты, презентация , рефлексия
5.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Индивидуальная работа, работа в парах, работа с учебником, работа с текстом, с иллюстрациями, групповая работа,
самостоятельная работа. Применялись игровые технологии , информационно-коммуникативные технологии, технология правильной читательской деятельности. Считаю, что главный этап урока – это Усвоение новых знаний и способов действий.
6 Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
Время на все этапы урока было распределено рационально, один этап урока логически следовал за другим этапом.
Орг. момент, актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания, рефлексия-все эти этапы урока работали на главный этап: Усвоение новых знаний и способов действий.
7.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
Презентация соответствовала целям урока
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Выслушивались все ответы детей, на этапе закрепления работали в парах, применялась игра, наводящие вопросы, полные ответы, ненавязчиво и корректно исправлялись ошибки.
9.Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Думаю, что все поставленные задачи удалось реализовать
Памятка для учащихся
Глагол
-
тся -ться
Поставь вопрос

Е
сли
что (с) делать? что делает? , что сделает?,

что делают? , что сделают?
неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч
в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,
то пиши -ться то пиши -тся