Открытый урок русского языка в 4 классе.
Учитель: Карпова Е.П.
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Цель урока: закрепление, коррекция изученных способов действий при написании
безударных личных окончаний глаголов
Задачи:
1.Обобщить знания детей о правописании безударных личных окончаний глаголов
2. Учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его
причину.
3. Систематизировать знания о грамматических признаках глагола.
4 Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, ставить учебные цели,
анализировать и обобщать.
5. Воспитывать умение общаться.
6.Учиться контролировать и оценивать себя.
Педагогические технологии: уровневой дифференциации, личностно- ориентированная.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная,
индивидуальная, групповая (работа в парах)
Ход урока:
Организационный момент
1)Учитель зачитывает характеристику разных частей речи. Когда дети услышат характеристику той части речи, о которой говорили на протяжении многих уроков садятся на места.
* Это самая красивая часть речи. Обозначает признак и качество предмета.
* Это самая живая часть речи. Является главным членом предложения. Обозначает действие предмета.
*Это самостоятельная часть речи, которая обозначает название предмета
2) Запись даты в тетради.
Систематизация знаний о глаголе
- Перед вами лежат карточки, вы должны устно дополнить предложения. («цепочкой» зачитывают предложения)
1. Часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы… называется глаголом.
2. В предложении глагол является ….
3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ….
5.Если глагол отвечает на вопросы …… , то пишется –ться, если глагол отвечает на вопросы … , то пишется –тся.
6.Глаголы с суффиксами –ся, -сь называются… .
7. На вопрос что делать? отвечают глаголы….. вида, а на вопрос что сделать? … вида.
8.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по… и…. Это называется… .
9.Если глаголы оканчиваются на –ить, кроме…, то они относятся ко… спряжению, все остальные к … спряжению, кроме глаголов исключений…
10. На конце глаголов настоящего времени 2-го лица единственного числа пишется…,например…
11. Не с глаголами пишется…
Объявление темы и цели урока
- Прочитайте тему урока, знакома ли она вам?
- Подумайте и поставьте перед собой цель, используя опорные слова:
повторить…( всё изученное о глаголе)
развивать умения…( правильно писать безударные личные окончания глаголов)
учиться отличать…( глаголы 1 и 2 спряжения)
Орфографическая пятиминутка
- Давайте вспомним как определить спряжение глагола и верно написать окончание ( работа по схеме в словариках)
Учитель показывает слова на карточках, дети объясняют написание личных окончаний глаголов: будет, ненавидит, обладает, освещает, светит, стараемся, лечит, вылечивает.
Работа в парах(объяснение написания данных орфограмм в словариках)
Учитель читает текст, дети должны назвать глаголы из текста с изучаемой орфограммой.
Приходит радостная весна. Исчезает последний снег в лесу .Лес просыпается после зимнего сна. В синем небе вьются и щебечут стайки птиц.
Светлеет туманная даль. С неба глядит на тебя весеннее солнце.
Актуализация знаний
-Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор этого предложения:
В синем небе вьются и щебечут стайки птиц.
( Один ученик работает у доски)
Сделайте морфологический разбор глаголов:
1 вариант: приходит
2 вариант: щебечут
Проверка в парах.
- Чей напарник выполнил работу без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок?
Физминутка
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Работа с текстом( в парах)
-Найдите в тексте глаголы и разберите их по составу
Ещё до восхода солнца я услышал крики грачей. Грачи объявили весну. Восход солнца я встречал в лесу. Задорно стучали дятлы. Лесные дали туманились и синели. Вокруг светлели берёзы.
Разбор глаголов по составу у доски:

Проверка.
- В каком времени стоят глаголы? Что особенного в написании глаголов прошедшего времени?
Дифференцированная работа
На карточках записаны 4 текста. Уровень сложности у них не обозначен. Учащиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты. После обсуждения учитель помещает на доске экран с именами и номерами уровней. Дети должны обозначить магнитом уровень, который они выбрали.
I уровень
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны.
Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
(1 уровень самый легкий, т. к. по неопределенной форме дети определяют спряжение и вставляют букву в окончание.)
II уровень
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
( 2 уровень сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.)
III уровень
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
(3 уровень еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.)
IV уровень
_______________весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.
(4 уровень -самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.)
Подведение итогов
- Над какой темой сегодня работали на уроке? (Правописание глаголов)
- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно о правописании личных окончаний глаголов. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Оцените свои знания на листах.
Варианты ответов:
Я уверен (а), что хорошо усвоила пройденный материал.
Я ошибаюсь в написании личных окончаний глаголов.
Нужна помощь в определении спряжения глаголов.