Ход урока I. Актуализация 1. Психологический настрой Ребята, посмотрите в окно. Сегодня чудесный день. Улыбнемся друг другу и начнем наш урок русского языка. 2. Сообщение целей урока. Это будет необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам истории нашего города. А главными гидами будут глаголы 3-х временных форм: прошедшего времени, настоящего и будущего. На доске таблички: Времена глагола Прошедшее Настоящее Будущее.
На пути мы встретим правила русской орфографии, повторим пройденный материал, узнаем много нового из истории нашей столицы. Будем думать, внимательно слушать, красиво и грамотно писать.
II. Сведения об изученных частях речи. Собираясь в дорогу, люди берут с собой определенный багаж. Нашим багажом будут знания. Так проверим же их. - Что изучает морфология? - Какие части речи знаете? - Что такое глагол? На экране по мере ответов учеников на ИАД изображения: - Молодцы! Действительно взяли с собой все самое нужное. -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости-глаголы. Сценка: «Глагол» Действующие лица: Глагол Прошедшее время глагола Настоящее время глагола Будущее время глагола В середине стоит стул. На него важно садится ученик с табличкой «Глагол». Он громко и четко говорит: «Я глагол. Я обозначаю действие предмета или лица и отвечаю на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?» 2-й ученик (табличка «Настоящее время») Я, настоящее время, значит, я описываю то, что происходит сейчас. Вот я смотрю в окно. Там светит солнце. Я думаю, что сегодня хороший день» 3-й ученик (табличка «Прошедшее время») Я – прошедшее время глагола. Я описываю то, что уже произошло. Я вчера ходил в гости к другу. Мы пили чай, ели конфеты и говорили о новом фильме. 4-й ученик (табличка «Будущее время») Я – будущее время. Я описываю то, что должно случиться. Через три дня я поеду на дачу. Там я буду наслаждаться последними теплыми днями осени: буду собирать грибы, буду убирать последний урожай. III. Словарно орфографическая работа Итак, начнем наш урок – путешествие со словарно-орфографической работы. На доске табличка «отечество». Прочитайте словарное слово. Хором: отечество. А как вы понимаете это слово? (- Земля, на которой я живу, и жили мои предки - Моя родина ) Обратимся к словарю Ожегова. Отечество - это место, где человек родился и постоянно проживает. Подберите синонимы к слову отечество. (Родная земля, Родина). Запишем слово отечество в тетрадях: Отечество, отечество Придумайте предложение со словом отечество. Мой дед защищал Отечество в годы войны. - Молодцы! IV. Формирование новых знаний Итак наша первая остановка: прошлое Астаны. Помогать нам будут глаголы прошедшего времени. Как гласит народная мудрость: «У народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего». На ИАД: Виды Акмолы 18 века.(Музыкальное сопровождение: кюй Курмангазы) Текст на ИАД: В 1830 году в урочище Караоткель образовалась крепость Акмола. Вместе со своим народом Акмола пережила и горе и радость. Она крепла, строилась, хорошела. Найдите в тексте глаголы. Поставьте к ним вопросы. Что сделала? Что делала? Когда происходили действия? Вчера, т.е. до момента речи. В тетради: Прошедшее время: образовалась, пережила, крепла, строилась, хорошела. Выполним разбор по составу первых 2-х глаголов. Основу можете не выделять. Какая морфема присутствует во всех словах. Суффикс Л. Найдите его в глаголах: образовалась, хорошела. Сделаем вывод: глаголы прошедшего времени легко распознать по суффиксу л.
Прошли десятилетия. Акмола превратилась в красивейший город мира с современными зданиями, парками, дворцами. Следующая наша остановка – Астана сегодня. Помогать нам будут глаголы настоящего времени. Иллюстрации видов Астаны под музыку (Здравствуй, столица) Текст на ИАД: Астана, мы гордимся тобой! Всех друзей приглашаем на той! Развеваются флаги всех стран – Ты – столица страны Казахстан.
Найдите глаголы в тексте, поставьте вопросы: Что делаем? Что делают? Когда происходит действие? Сегодня. Это глаголы настоящего времени. Записываем их в тетрадь. Настоящее время: гордимся, приглашаем, развеваются.
И последняя остановка: Астана – город будущего! На экране виды Астаны будущего под песню «Арман кала». Текст на ИАД: Наблюдая за расцветом Астаны, мы уверены, наш город станет самой красивой, современной столицей и будет сиять, как звезда на карте мира.
Найдите глаголы в тексте, поставьте вопросы: Что сделает? Что будет делать? Когда произойдет действие? Завтра. Это глаголы будущего времени. Запишем их в тетради. Будущее время: станет, будет сиять. Обратите внимание на глагол будет сиять. Он состоит из глагола связки будет и глагола неопределенной формы сиять. Приведем примеры таких глаголов: буду ждать, будешь думать, будут писать.
V. Первичное закрепление знаний Работа в парах. Определить времена глаголов, поменяться тетрадями, проверить друг у друга. VI. Продолжение формирований знаний Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время Н-р: будем дружить, растет, хорошела, заслужу А давайте проверим, изменяется ли по временам один и тот же глагол. Для исследования возьмем глагол мечтать.
прошедшее время настоящее время будущее время мечтал мечтаю помечтаю Выделим окончание у глаголов. Сделаем вывод: Один и тот же глагол может изменяться по временам. Работа в парах Возьмите любые два глагола и запишите их в разных временных формах. Можете обсудить задание. VII. Первичное закрепление знаний. Работа по группам (рядам). Каждый ряд выбирает себе время глагола и рассказывает все, что он знает о нем и как оно определяется. Дети: Первая гр. – прошедшее время Действие уже произошло Глагол имеет суффикс л Отвечает на вопросы: что делал? Что делали? Что сделал? Вторая гр. – настоящее время Действие происходит сейчас Отвечает на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаете? Третья гр. – будущее время Действие еще не произошло Есть слова буду, будешь, будем, будут Отвечает на вопросы: Что буду делать? Что будешь делать? Что сделаю? Что сделаешь? Что сделаете? VIII. Итоги урока Вот и закончилось наше путешествие. Что узнали нового? - Глаголы имеют три временные формы. - Один и тот же глагол изменяется по временам. Оценки за урок: Д/З: сочинение о любимом городе в любой временной форме) IX. Рефлексия. Ребята сегодня на уроке вы узнали много нового. Вы очень хорошо работали. Мне было с вами интересно. Спасибо!
Приложение к уроку:
Задания для работы в парах. Записать глаголы. Определить время. Переехали, зажглась, славится, заиграют, прошло, будем помнить, растет.
Задания для слабоуспевающих учащихся.
1. Прочитай, выпиши глаголы
Зима уж пришла, отбелили снега. Приходит весна – зеленеют луга. Скоро красное лето придет, Все в природе тогда расцветет.
2. Прочитай, выпиши глаголы неопределенной формы. Обозначь суффиксы.
Время может идти и тянуться, Может мчаться, лететь и бежать. Не успеешь порой оглянуться, Как его невозможно догнать. |