СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка для 10 класса на тему "Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Разбор заданий ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  обобщить и систематизировать  знания  по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить  с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 11, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка для 10 класса на тему "Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Разбор заданий ЕГЭ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»



Открытый урок русского языка

в 10 классе на тему:





Подготовила и провела

Алтухова М. И.


2017 – 2018 учебный год




Цели урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 11, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.

Развивающая:

- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

- развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развивать речемыслительные и творческие способности обучающихся

- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом

Воспитательная:

- совершенствовать навыки межличностного общения,

- воспитывать сознательное отношение к родному языку как явлению культуры;

- формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач;


Тип урока:

повторительно-обобщающий урок.

Ход урока



  • Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Ребята, вы хотели бы стать успешными? А что это значит: быть успешным человеком? Какого человека можно назвать успешным?

Успешный человек – это тот, кто ставит перед собой цели и достигает их, это человек, уверенный в себе, в своих знаниях и способностях.

Быть успешным человеком – это значит иметь высокооплачиваемую и востребованную работу.

- Что на данном этапе времени является для нас важным и, наверное, самым главным для дальнейшей успешности? ( Хорошо подготовиться к ЕГЭ, набрать как можно больше баллов, чтобы получить нужное вам образование)

-  Сегодня мы продолжим закреплять полученные знания для нашей в дальнейшем успешности. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!


  • Актуализация знаний по орфографии


  • Закрепление знаний по вопросам:

- На последнем занятии по подготовке к ЕГЭ мы с вами учились выполнять задание № 10.


- Что нужно знать для того, чтобы успешно выполнить это задание на экзамене. (Правописание суффиксов имён прилагательных, суффиксов глаголов, суффиксов имён существительных)


- Какие суффиксы надо запомнить?


- Правописание каких суффиксов необходимо проверять?



  • Выполнение заданий на карточке.


Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

тюл..вый

претерп..вающий

зате..ть

заманч..вый

остр..нький

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

взлеле..ла

навес..ть

oбманч..вый

толщ..на

гел..вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

разве..лся (по ветру)

удва…вать

ускор..вшийся

эмал..вый

сбивч..вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

допраш..вать

буш..вала

изменч..вый

находч..вый

расстёг..ваться

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отрасл..вой

ноч..вать

дешёв..нький

ткан..вый

успока..ваться




  • Целеполагание. Мотивация.


  • Работа со словами, записанными на доске.

- А сейчас обратите внимание на слова, оформленные на слайде.
настраива..т
увид..те
слыш..м
надлом…т
не забыва…т


- К какой части речи относятся данные слова? (глаголы).

- Что вы знаете о глаголе?
- Какие задания можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, определить грамматические признаки слов и др.)
- Вставим пропущенные буквы и объясним свой выбор.

- Слова какой части речи можно образовать от данных слов? (причастия).

На доске появляются слова:
настраива..мый
увид…нный
слыш…мый
надломл…нный
незабыва…мый


- Давайте вспомним все, что мы знаем о причастии и составим автобиографию одного из причастий, скажем причастия, которое образовано от глагола-исключения и в суффиксе которого надо писать букву Е.

- Назовите это причастие (увиденный).

- Составьте автобиографию причастия УВИДЕННОГО.


  • Составление «Автобиографии причастия» УВИДЕННОГО. Работа в группах.

(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).


Автобиография причастия _________________________


Я, причастие _________________, обозначаю _______________________________, происхожу из семьи частей речи: _________________________________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________. Я – причастие __________________________________________________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ___________________________, свою синтаксическую роль __________________________________, научила изменяться _______________________________________________. Вот сейчас я стою в форме ______________________________________________________________________.

В предложении выполняю роль _________________________________.


Автобиография причастия(образец)
(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).
Я, причастие надломленный, обозначаю признак предмета по действию , происхожу из семьи частей речи: прилагательного и глагола. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид, время. Я – причастие прошедшего времени, совершенного вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой?”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме женского рода, винительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль определения.


- В каких морфемах пропущены буквы во всех словах, записанных на доске. В словах каких частей речи?
- Выпишите из второго столбика слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. (слышимый).
- По каким признакам вы это определили? (причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения).

- Что напомнило вам только что выполненное задание? (Задание в формате ЕГЭ)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Поставьте перед собой задачи. (Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий).
Тема и цели урока (Слайд)

Тема урока: Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Разбор заданий ЕГЭ.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 11, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.


- Что нужно знать для того, чтобы справиться с заданием? (спряжение глаголов, образование причастий)


  • Работа по теме урока


  • Упражнения на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий


Работа на доске и в тетрадях: письменно по 3-4 примера, остальные устно.

Упражнение 1.

Поставьте глаголы во 2 л.ед.ч. настоящего или будущего времени.

Образец: догонишь (2 спр), смотр…,обид…,отруб…, крикн…, гон…, узна…, прыгн…, выполн….

Упражнение 2.

Поставьте глаголы в 3 л.мн. ч. настоящего или будущего времени.

Образец: борются (1 спр), стел..тся, стро…т, раста…т, подкле…т, посе…т, жал..т, дыш…т.

Упражнение 3

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени

Образец: трепетать (1 спр )-трепещущий, гнать, колоть, шептать, бороться, клеить, клокотать.

Упражнение 4

Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени

Образец: слышать (2 спр - )слышимый, охранять, колебать, строить, управлять, видеть.



  • Знакомство с формулировкой задания 11 ЕГЭ. Работа в сборниках Н. А. Сениной "ЕГЭ-2018. Русский язык. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года"

  • Знакомство с алгоритмом выполнения задания 11 ЕГЭ. Просмотр видеоролика.

- Какую информацию вы узнали из видеоурока?


  • Выполнение тестовых заданий 11 в сборниках Н. А. Сениной (3 варианта)


  • Самостоятельная работа обучающихся. Онлайн-тестирование.


- Забейте в поисковик: Образовательные тесты, задание 11 ЕГЭ по русскому языку (http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/?page=2) и выполните предложенные задания. Результат узнаете сразу.


  • Рефлексия

- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке?

  • Домашнее задание


- Выполнить задание на карточках


Задание


Ответ

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

огранич .. шь

постел .. шь

кол..т

плач..т

колебл..тся




__________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

леч .. шь,

приемл .. мый

лепеч .. шь,

расцвеч .. нный

изуча .. мый



__________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Морга..шь

Просмотр..нный

Ненавид..вший

Завис..мый

загреба..шь



__________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Полощ..шь

Устан..шь

невид .. мый

переплавл..нный

подкраш..нный




__________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Остан..шься

Засе..шь

Завер..нная

Осме..нный

выскоч .. шь,




__________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Натруж..нный

Верт..шься

Надломл..нный

Увенч..нный

Колебл..мый




__________________________