«Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон.
«Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон.
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении »
«Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку».
Ральф Эмерсон.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Закрепить пройденную тему.
- Повторить знаки препинания в сложных предложениях.
- Закреплять умение определять смысловые отношения в сложном предложении.
- Способствовать развитию ключевых (метапредметных компетенций).
- Совершенствовать пунктуационные навыки.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО — неизменяемая приставка БЕЗ-.
- 2) ОТОРВАННАЯ (пуговица) — в суффиксе полного причастия пишется -НН-.
- 3) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
- 4) ТАЮЩИЙ (снег) — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
- 5) (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ — наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Работа в парах
Расставить знаки препинания и отметить номера БСП и объясните постановку знаков препинания.
1. Я понимал выручить нас может только случайность
2. Вечереет и темнеют кусты неодетого леса.
3. В окна снег валит клоками буря свищет у ворот.
4. Впереди текла темная речка она ворчала хлюпала о берег и быстро неслась дальше.
5. Шел мокрый снег и ветер хлестал по лицу.
6. Вся поверхность земли представлялась океаном по которому брызнули миллионы разных цветов.
На эту работу даю 3 минуты.
Работа в парах ОТВЕТЫ
Расставить знаки препинания и отметить номера БСП и объясните постановку знаков препинания.
1. Я понимал: выручить нас может только случайность. (БСП со значением пояснения)
2. Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса. (ССП)
3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. (БСП со значением перечисления)
4. Впереди текла темная речка; она ворчала, хлюпала о берег и быстро неслась дальше. (БСП одна из частей предложения осл. однородн. членами предл.)
5. Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу. (ССП)
6. Вся поверхность земли представлялась океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. (СПП)
Пунктуационный анализ
- Указать цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Однажды в доме (1) где я жил (2) поднялись крики (3) вопли (4) у хозяйки украли двух кур (5) и она обвиняла в этом моего денщика. Он оправдывался (6) призывал меня в свидетели (7) говоря (8) «Станет ли Егор Артамонов красть!» Я уверял хозяйку в честности Егора (9) но она и слушать ничего не хотела.
Пунктуационный анализ Работа в группах «Кто быстрее?»
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) Клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.
Пунктуационный анализ Работа в группах «Кто быстрее?»
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
Пунктуационный анализ Работа в группах «Кто быстрее?»
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
Причина
( потому что , так как, ибо)
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
Разъяснение
Печален я: со мною друга нет.
( а именно )
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Пояснение
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
( что ) (и увидел, и услышал, и почувствовал)
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Я понимал: выручить нас может только случайность.
Работа в группах
Выписать два БСП, где вторая часть указывает на причину (1 группа), два БСП, где вторая часть разъясняет первую часть (2 группа), где вторая часть поясняет первую часть БСП (3 группа).
1. Я не мог долго оставаться в одном месте: меня грызла тоска.
2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
3. Погода была ужасная: колючий снег летел прямо в лицо.
4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
5. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
6. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойника.
На задание даётся 3 минуты
Ответы
Выписать два БСП, где вторая часть указывает на причину (1 группа), два БСП, где вторая часть разъясняет первую часть (2 группа), где вторая часть поясняет первую часть БСП (3 группа).
1. Я не мог долго оставаться в одном месте: меня грызла тоска. (причина)
2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает .(пояснение)
3. Погода была ужасная: колючий снег летел прямо в лицо. (разъяснение)
4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. (причина)
5. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (пояснение)
6. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойника. (разъяснение)
РАБОТА ПО КНИГЕ
Рефлексия
- Что узнали на уроке?
- Какое предложение называется БСП?
- Какие смысловые отношения могут быть в БСП?
- Какие знаки препинания ставятся в БСП?
- Когда ставим запятую,точку с запятой?
- Когда ставим двоеточие?
Домашнее задание
& 34, упр.198.