СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О – А в корне -лаг-, -лож-".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан для участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагогический дебют"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка по теме "Буквы О – А в корне -лаг-, -лож-".»

Урок русского языка по теме

"Буквы О – А в корне -лаг-, -лож-".

Урок: русский язык

Класс:5

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цели урока:

  1. сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-;

  2. развивать навыки морфемного разбора, рассуждения;

  3. развивать мотивацию к познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества


Ход урока


1.Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Я рада всех видеть на сегодняшнем уроке, давайте подарим друг другу улыбки, поприветствуем наших гостей.

Ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?

Примерные ответы ( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.).

И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство».

Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2.Самоопределение к деятельности

  • Ребята, сегодня утром я получила письмо от сыщиков- Шерлока Холмса и доктор Ватсона. Знакомы ли они вам? Текст письма:

  • Здравствуйте, ребята! Мы сыщики- Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Мы ищем пропавших братьев, слуг царицы Грамматики, помогите нам. Будем вам очень благодарны. Вот их приметы. Это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.

Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.

Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.

Первый звук корня Согласный, твердый, парный, сонорный. Последний звук 1 корня Согласный, твердый, парный, звонкий, парный 2 звук 2 корня Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный.

  • Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны.

  • И срочно отправляемся в путь.

  • Как вы думаете, что мы должны с вами сделать на уроке?

  • 1.Мы будем собирать информацию.

  • 2.Делать выводы.

  • 3.Принимать решения.

  • 4.Искать пути решения проблемы

Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.


Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

  • О чем сказка?

  • Как вы считаете, какова будет тема нашего расследования?

  • А для чего нам нужно изучать корни лаг-лож?

  • Пригодится ли нам это в жизни?

  • В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет).

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность.

– Сравните его с текстом вашего учебника. Стр 62

3.Первичная проверка понимания правила.

– Прочитайте правило. Правильно ли мы его сформулировали?

– Попробуйте повторить, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся повторяют правило). Давайте построим алгоритм работы с данным правилом (слайд 2)

  • Ребята, сможете ли вы привести примеры с изучаемым корнем без приставок?

  • Дело в том, что корень –лаг-, -лож- имеет важную особенность, слова с таким корнем употребляются только с приставками. Слова ложить нет в русском языке, это речевая ошибка, можно только положить.


  1. Закрепление.

А теперь проведем следственный эксперимент.

Поиски коренных жителей

Всѐ перепутано в этой стране, нелегальные мигранты из других стран

заполонили улицы и пытаются спрятаться среди коренных жителей.

- Найдите коренных жителей страны Морфемика. (слайд 3)

Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка,

ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ѐ после шипящих, звук, фонетика,

окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный

Предлагаю немного поиграть.

2 ) Игра “Составь слово

 У слова предутреннийвозьмите приставку, у слова  поговоритьвозьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола  собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово…(Предполагала) (Вывесить на доску)

Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их.

Чтобы наши поиски продвигались быстрее, предлагаю выполнить ещё одно задание, работать вы будете в группах.

Карточка 1. Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-.Объясните графически выбор гласной в корне.

1. Описать что-то, передать устно или письменно. (Изложить)

2. Надеяться на кого-то. (Полагаться)

3. Вид письменной работы. (Изложение)

4. Часть речи. (Прилагательное)

5. Прибавить одно к одному. (Сложить)

6. Математическое действие. (Сложение)

Давайте проверим, что у вас получилось (Написать на листах, вывесить на доску)проверить фронтально

5. Физкультминутка.

Ребята, вы хорошо поработали, пора отдохнуть. Не забывайте, что вы сыщики, а сыщики даже во время отдыха находят какие-то факты, улики. Вот и вам сейчас предстоит найти растерявшиеся слова с корнями лаг- лож. Для этого вы должны разделиться на две группы. Подходите ко мне, вытягивайте карточку . Ребята, слова, которые вам предстоит найти, затерялись в нашем классе. Слова вы должны искать только те, которые соответствуют цвету вашей карточки и расположить их на доске.

А сейчас продолжаем работу. Предлагаю вам выполнить небольшой цифровой диктант.

  1. Применение полученных знаний.

Цифровой диктант. Запишите только знаки соответствующие букве. Карточка № 2

Прил…гать усилия. 1

Сл…жить вещи. 2

Отл…жить празднование. 2

Возл…гать надежды. 1

Безотл…гательное дело. 1

Радостное предпол…жение. 2

Распол…житься у костра. 2

Правописание прил…гательных. 1

Обменяйтесь тетрадями в группах, проверьте и поставьте оценку. Каждой группе я раздам правильный ответ для проверки.

Молодцы! Поставьте себе оценку в лист самооценки. А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки № 3. После выполнения вы должны проверить друг друга.

Карточка № 3

Запишите слова, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-.


Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать надежды.


– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.


(Далее учащиеся читают слова, комментируя условие выбора орфограммы.)


Посмотрите, ребята, на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается.

« Вы хорошие детективы, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место.

Безграмотность.»

Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого конвертов. Для этого нужно выполнить небольшой тест.


Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»

I.В каких словах напишете О:

  1. Отл…жить

  2. Пол…жить

  3. Изл…гать

  4. Предл…гать

II.В каких словах напишете А:

1.Изл…жение

2.Предл…жение

3.Прил…гать

4.Прил…гательное

III.В каких словах напишете О:

1.Сл…жить

2)Сл…гать

3)Перел…жить

4)Зал…жить

  1. В каких словах напишете

1.Распол…житься 2.Распол…гаться 3.Сл…гаемое 4.Сл…жение

  1. В каком ряду во всех словах напишете

1.Отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить

2.Прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное

  1. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:

1.Л…жился на поля туман.

2.Туристы распол…жились на ночлег.

3.Недалеко от школы распол…гался парк.

4.В предл…жении была допущена ошибка.

(ключ на доске) Оцените себя в листах самооценки.

Ну вот, братья и нашли свое место в стране Морфемики, дело закрыто и отправляется в архив. Но на память об этом деле я хочу предложить вам памятки.


  • 8. Рефлексия. Ребята, какую орфограмму изучали? С какими трудностями столкнулись? С каким корнем было сложнее работать? Что нужно сделать , чтобы не допускать ошибок?

  • Итог урока. На этом наше изучение орфограмм не заканчивается, а продолжается, но …. на следующем уроке. Мне было приятно с вами работать, вы послушные, умные, вежливые юные детективы, вам можно поручить ответственные задания.

  • До новых встреч


  • Предлагаю выполнить вам дома задание разной степени сложности:

1) выбрать любой номер из параграфа и выполнить его в тетради;

2) Тем, кто желает получить звание старшего следователя особых дел, нужно придумать стихотворение или загадки по изученной теме.


Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»

1.В каких словах напишете О:

1.Отл…жить

2.Пол…жить

3.Изл…гать

2.В каких словах напишете А:

1.Изл…жение

2.Предл…жение

3.Прил…гать

4.Прил…гательное

3.В каких словах напишете О:

1.Сл…жить

2)Сл…гать

3)Перел…жить

4)Зал…жить

4.В каких словах напишете А:

1.Распол…житься 2.Распол…гаться 3.Сл…гаемое 4.Сл…жение

5.В каком ряду во всех словах напишете А:

1.Отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить

2.Прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное

6.Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:

1.Л…жился на поля туман.

2.Туристы распол…жились на ночлег.

3.Недалеко от школы распол…гался парк.

4.В предл…жении была допущена ошибка.


Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»

1.В каких словах напишете О:

1.Отл…жить

2.Пол…жить

3.Изл…гать

2.В каких словах напишете А:

1.Изл…жение

2.Предл…жение

3.Прил…гать

4.Прил…гательное

3.В каких словах напишете О:

1.Сл…жить

2)Сл…гать

3)Перел…жить

4)Зал…жить

4.В каких словах напишете А:

1.Распол…житься 2.Распол…гаться 3.Сл…гаемое 4.Сл…жение

5.В каком ряду во всех словах напишете А:

1.Отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить

2.Прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное

6.Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:

1.Л…жился на поля туман.

2.Туристы распол…жились на ночлег.

3.Недалеко от школы распол…гался парк.

4.В предл…жении была допущена ошибка.






Карточка 1. Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-. Объясните графически выбор гласной в корне.

1. Описать что-то, передать устно или письменно.

2. Надеяться на кого-то.

3. Вид письменной работы.

4. Часть речи.

5. Прибавить одно к одному.

6. Математическое действие.



Карточка № 3

Запишите слова, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-.


Изл…гать содержание, пол…гаться на друзей, предл..гать решение, прил..гать усилия, простое предл..жение, пол..жение дел, распол..житься на отдых, возл..гать надежды..


Карточка № 2 Запишите цифру, соответствующую букве. 1-А, 2-О

Прил…гать усилия.

Сл…жить вещи.

Отл…жить празднование.

Возл…гать надежды.

Безотл…гательное дело.

Радостное предпол…жение.

Распол…житься у костра.

Правописание прил…гательных.















Лист самооценки

 


Фамилия Имя_______________________________________________________

Карточка №1

Количество ошибок

баллы

Нет ошибок

5

1-2 ошибки

4

3-4 ошибок

3

5-6

0

Цифровой диктант карточка №2

Количество ошибок

Баллы

Нет ошибок

5

1-3 ошибки

4

4-6 ошибок

3

7-8 ошибок

0

Карточка №3

Количество верных ответов

Баллы

8

8

7

7

6

6

5

5

4

4

3

3

2

2

1

1

Тест

Количество верных ответов

Баллы

6

6

5

5

4

4

3

3

2

2

1

1

Итоговый балл – _______ 

Оценка за урок: 

24 – 21 баллов – «5»

20 – 17 баллов – «4»

16 – 14 баллов – «3»