Урок русского языка по теме
"Буквы О – А в корне -лаг-, -лож-".
Урок: русский язык
Класс:5
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.
Цели урока:
сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-;
развивать навыки морфемного разбора, рассуждения;
развивать мотивацию к познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Я рада всех видеть на сегодняшнем уроке, давайте подарим друг другу улыбки, поприветствуем наших гостей.
Ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?
Примерные ответы ( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.).
И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство».
Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2.Самоопределение к деятельности
Ребята, сегодня утром я получила письмо от сыщиков- Шерлока Холмса и доктор Ватсона. Знакомы ли они вам? Текст письма:
Здравствуйте, ребята! Мы сыщики- Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Мы ищем пропавших братьев, слуг царицы Грамматики, помогите нам. Будем вам очень благодарны. Вот их приметы. Это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.
Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.
Первый звук корня Согласный, твердый, парный, сонорный. Последний звук 1 корня Согласный, твердый, парный, звонкий, парный 2 звук 2 корня Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный.
Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны.
И срочно отправляемся в путь.
Как вы думаете, что мы должны с вами сделать на уроке?
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
4.Искать пути решения проблемы
Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики.
За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”.
Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.
С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.
О чем сказка?
Как вы считаете, какова будет тема нашего расследования?
А для чего нам нужно изучать корни лаг-лож?
Пригодится ли нам это в жизни?
В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет).
– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность.
– Сравните его с текстом вашего учебника. Стр 62
3.Первичная проверка понимания правила.
– Прочитайте правило. Правильно ли мы его сформулировали?
– Попробуйте повторить, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся повторяют правило). Давайте построим алгоритм работы с данным правилом (слайд 2)
Ребята, сможете ли вы привести примеры с изучаемым корнем без приставок?
Дело в том, что корень –лаг-, -лож- имеет важную особенность, слова с таким корнем употребляются только с приставками. Слова ложить нет в русском языке, это речевая ошибка, можно только положить.
Закрепление.
А теперь проведем следственный эксперимент.
Поиски коренных жителей
Всѐ перепутано в этой стране, нелегальные мигранты из других стран
заполонили улицы и пытаются спрятаться среди коренных жителей.
- Найдите коренных жителей страны Морфемика. (слайд 3)
Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка,
ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ѐ после шипящих, звук, фонетика,
окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный
Предлагаю немного поиграть.
2 ) Игра “Составь слово”
У слова предутреннийвозьмите приставку, у слова поговоритьвозьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово…(Предполагала) (Вывесить на доску)
Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их.
Чтобы наши поиски продвигались быстрее, предлагаю выполнить ещё одно задание, работать вы будете в группах.
Карточка 1. Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-.Объясните графически выбор гласной в корне.
1. Описать что-то, передать устно или письменно. (Изложить)
2. Надеяться на кого-то. (Полагаться)
3. Вид письменной работы. (Изложение)
4. Часть речи. (Прилагательное)
5. Прибавить одно к одному. (Сложить)
6. Математическое действие. (Сложение)
Давайте проверим, что у вас получилось (Написать на листах, вывесить на доску)проверить фронтально
5. Физкультминутка.
Ребята, вы хорошо поработали, пора отдохнуть. Не забывайте, что вы сыщики, а сыщики даже во время отдыха находят какие-то факты, улики. Вот и вам сейчас предстоит найти растерявшиеся слова с корнями лаг- лож. Для этого вы должны разделиться на две группы. Подходите ко мне, вытягивайте карточку . Ребята, слова, которые вам предстоит найти, затерялись в нашем классе. Слова вы должны искать только те, которые соответствуют цвету вашей карточки и расположить их на доске.
А сейчас продолжаем работу. Предлагаю вам выполнить небольшой цифровой диктант.
Применение полученных знаний.
Цифровой диктант. Запишите только знаки соответствующие букве. Карточка № 2
Прил…гать усилия. 1
Сл…жить вещи. 2
Отл…жить празднование. 2
Возл…гать надежды. 1
Безотл…гательное дело. 1
Радостное предпол…жение. 2
Распол…житься у костра. 2
Правописание прил…гательных. 1
Обменяйтесь тетрадями в группах, проверьте и поставьте оценку. Каждой группе я раздам правильный ответ для проверки.
Молодцы! Поставьте себе оценку в лист самооценки. А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки № 3. После выполнения вы должны проверить друг друга.
Карточка № 3
Запишите слова, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-.
Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать надежды.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
(Далее учащиеся читают слова, комментируя условие выбора орфограммы.)
Посмотрите, ребята, на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается.
« Вы хорошие детективы, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место.
Безграмотность.»
Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого конвертов. Для этого нужно выполнить небольшой тест.
Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»
I.В каких словах напишете О:
Отл…жить
Пол…жить
Изл…гать
Предл…гать
II.В каких словах напишете А:
1.Изл…жение
2.Предл…жение
3.Прил…гать
4.Прил…гательное
III.В каких словах напишете О:
1.Сл…жить
2)Сл…гать
3)Перел…жить
4)Зал…жить
В каких словах напишете
1.Распол…житься 2.Распол…гаться 3.Сл…гаемое 4.Сл…жение
В каком ряду во всех словах напишете
1.Отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить
2.Прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное
Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
1.Л…жился на поля туман.
2.Туристы распол…жились на ночлег.
3.Недалеко от школы распол…гался парк.
4.В предл…жении была допущена ошибка.
(ключ на доске) Оцените себя в листах самооценки.
Ну вот, братья и нашли свое место в стране Морфемики, дело закрыто и отправляется в архив. Но на память об этом деле я хочу предложить вам памятки.
8. Рефлексия. Ребята, какую орфограмму изучали? С какими трудностями столкнулись? С каким корнем было сложнее работать? Что нужно сделать , чтобы не допускать ошибок?
Итог урока. На этом наше изучение орфограмм не заканчивается, а продолжается, но …. на следующем уроке. Мне было приятно с вами работать, вы послушные, умные, вежливые юные детективы, вам можно поручить ответственные задания.
До новых встреч
1) выбрать любой номер из параграфа и выполнить его в тетради;
2) Тем, кто желает получить звание старшего следователя особых дел, нужно придумать стихотворение или загадки по изученной теме.
Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»
1.В каких словах напишете О:
1.Отл…жить
2.Пол…жить
3.Изл…гать
2.В каких словах напишете А:
1.Изл…жение
2.Предл…жение
3.Прил…гать
4.Прил…гательное
3.В каких словах напишете О:
1.Сл…жить
2)Сл…гать
3)Перел…жить
4)Зал…жить
4.В каких словах напишете А:
1.Распол…житься 2.Распол…гаться 3.Сл…гаемое 4.Сл…жение
5.В каком ряду во всех словах напишете А:
1.Отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить
2.Прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное
6.Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
1.Л…жился на поля туман.
2.Туристы распол…жились на ночлег.
3.Недалеко от школы распол…гался парк.
4.В предл…жении была допущена ошибка.
Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»
1.В каких словах напишете О:
1.Отл…жить
2.Пол…жить
3.Изл…гать
2.В каких словах напишете А:
1.Изл…жение
2.Предл…жение
3.Прил…гать
4.Прил…гательное
3.В каких словах напишете О:
1.Сл…жить
2)Сл…гать
3)Перел…жить
4)Зал…жить
4.В каких словах напишете А:
1.Распол…житься 2.Распол…гаться 3.Сл…гаемое 4.Сл…жение
5.В каком ряду во всех словах напишете А:
1.Отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить
2.Прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное
6.Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
1.Л…жился на поля туман.
2.Туристы распол…жились на ночлег.
3.Недалеко от школы распол…гался парк.
4.В предл…жении была допущена ошибка.
Карточка 1. Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-. Объясните графически выбор гласной в корне.
1. Описать что-то, передать устно или письменно.
2. Надеяться на кого-то.
3. Вид письменной работы.
4. Часть речи.
5. Прибавить одно к одному.
6. Математическое действие.
Карточка № 3
Запишите слова, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-.
Изл…гать содержание, пол…гаться на друзей, предл..гать решение, прил..гать усилия, простое предл..жение, пол..жение дел, распол..житься на отдых, возл..гать надежды..
Карточка № 2 Запишите цифру, соответствующую букве. 1-А, 2-О
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Безотл…гательное дело.
Радостное предпол…жение.
Распол…житься у костра.
Правописание прил…гательных.
Лист самооценки
Фамилия Имя_______________________________________________________
Карточка №1
Количество ошибок | баллы |
Нет ошибок | 5 |
1-2 ошибки | 4 |
3-4 ошибок | 3 |
5-6 | 0 |
Цифровой диктант карточка №2
Количество ошибок | Баллы |
Нет ошибок | 5 |
1-3 ошибки | 4 |
4-6 ошибок | 3 |
7-8 ошибок | 0 |
Карточка №3
Количество верных ответов | Баллы |
8 | 8 |
7 | 7 |
6 | 6 |
5 | 5 |
4 | 4 |
3 | 3 |
2 | 2 |
1 | 1 |
Тест
Количество верных ответов | Баллы |
6 | 6 |
5 | 5 |
4 | 4 |
3 | 3 |
2 | 2 |
1 | 1 |
Итоговый балл – _______
Оценка за урок:
24 – 21 баллов – «5»
20 – 17 баллов – «4»
16 – 14 баллов – «3»