Конспект урока русского языка во 2 классе
(Проведен в незнакомом классе на конкурсе педагогического мастерства «Учитель года»)
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи
Гусенас Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 г.Боготола
Красноярского края
Цели урока:
1. Создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного.
2. Отрабатывать практические навыки в написании и определении существительных.
3. Организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь; пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
1) личностные действия:
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат;
2) регулятивные действия:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) познавательные действия:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
4) коммуникативные действия:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» Зеленина, Хохлова - 2 класс, тетради, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока:
1. Организационный момент (слово-приветствие).
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Борисовна. Я - учитель начальных классов; работаю в школе №5. Мои ученики на год старше вас; они - третьеклассники.
- Сегодня мы с вами проведём урок русского языка.
- Я надеюсь, что во время урока мы подружимся, и у нас всё получится.
2. Работа над девизом урока.
- Посмотрите, пожалуйста, по сторонам, соберите пословицу. Она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы «Повторенье - мать ученья»).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтобы выученное не забыть, повторяй!)
- «Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово «мать» - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. (СЛАЙД 1)
3. Минутка чистописания.
- В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы. (Записать на доске)
- Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м. Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того, какая буква стоит рядом ).
- Запишите в тетради одну строку заглавной буквы М и одну строчной.
4. Словарная работа.
- Запишем словарные слова с буквой эм в начале слова под диктовку: молоко, машина, медведь, мороз, малина.
(Дети записывают слова под диктовку учителя самостоятельно)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Эти слова с безударной гласной, непроверяемой ударением)
У кого всё правильно - 1 балл
5. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 2)
- Внимательно прочтите слова на экране:
река, собака, скамья, земля, весна, листья, заяц, корова, ульи
- На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).
Задание по группам.
Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй - с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.
Проверка (СЛАЙД 3)
Кто правильно выбрал слова по заданной орфограмме - 1 балл, за правильно вставленные буквы - 1 балл
- Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).
6. Актуализация знаний и постановка темы урока.
- О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).
- Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).
7 . Формирование способов практических действий.
1. Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
- Какой частью речи они являются? Почему?
2. Работа над стихотворением. Нахождение существительных среди других частей речи. (СЛАЙД 4)
- А сейчас прочтите стихотворение и подумайте, о каком времени года в нем говорится? (О зиме)
По п_лям р_звились в_юги.
С ними бойкие подруги,
Б_лошубые метели,
В_с_лились, как х_тели!
А сер_ёзная пурга
Крутит штопором сн_га!
Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили-завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла... (зима)
- По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме? Как можно озаглавить это стихотворение? (Зима)
Запишите заголовок.
Объясните орфограммы (Фронтально)
Запишите стихотворение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните имена существительные.
- Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
- И если слово отвечает на вопросы … (Дети продолжают)
3. Проверка (СЛАЙД 5)
Правильно записанное стихотворение с заголовком - 1 балл, правильно вставленные буквы - 1 балл, правильно выбранные существительные - 1 балл
4. Упражнение «Слова-снежинки»
- А какое время года у нас на дворе? (Зима)
- Зима все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки. Снежинки растаяли, а слова остались. Я продиктую слова, а вы запишите их в два столбика по вопросам существительного, обсуждая в парах.
- Внимательно прочитаем и подумаем, на какие две группы можем разделить эти слова? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные)
Москва, медведь, ворона, Роман, снег, мороз, заяц, лиса, сосульки, лёд
5. Работа в парах; два ученика у доски
- Распределите слова в две группы.
- Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
Кто? Что?
медведь Москва
Роман снег
заяц мороз
ворона лёд
лиса сосульки
6. Взаимопроверка (по доске) - обмен тетрадями
Слова распределены правильно - 1 балл
- Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
(Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные)
- Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
- А как называются и пишутся остальные имена существительные? (Нарицательные, пишутся с маленькой буквы)
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные))
- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? (Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные))
8. Физкультминутка (на выбор).
1) А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
2) Вечер зимний в небе синем
(встать из-за стола)
Звезды синие зажег.
(встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок.
3) Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг-скок, прыг-скок -
Встал зайчонок на пенек
(прыжки вперед-назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
4) Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
9. Работа над предложением.
- На доске помещены слова, из которых нужно составить предложение:
М_ш_на по едет улице быстро
- Что на доске? (Слова)
- Что можно сделать? (Составить предложение)
- Составьте предложение (Составили, проговорили)
- Запишите, вставляя пропущенные буквы.
(Один ученик пишет у доски с комментированием, остальные в тетрадях. Выделение основы предложения)
За предложение - 1 балл, за орфограммы - 1 балл, за основу - 1 балл
- Найти имена существительные и определить их число.
- Что можно сделать? (Изменить число)
- Измените их число.
- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе - два или несколько предметов)
- Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
- Всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
Запись: машина - машины
улица - улицы
- Что можно сказать о существительных первого столбика? (Они женского рода)
- Как определили?
- Приведите примеры имён существительных мужского и среднего рода.
10. Работа в парах. Опрос по теме. (СЛАЙД 6)
- Что видите? (Предложения)
- Какие это предложения? (Вопросительные)
- Прочитайте про себя, вслух.
- Где можно найти ответы на эти вопросы? (В учебнике)
1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяется имя существительное?
3. Как определить род имени существительного?
- Работая в паре, спрашивающий начинает вопрос со слов «Как ты думаешь, …?», а отвечающий со слов «Я думаю, …»
- Обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.
За правильно выполненное задание - 1 балл
11. Рефлексия. Подведение итога. Оценивание.
10-11 баллов - «5», 8-9 баллов - «4», 7-6 баллов - «3»