СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс»

Конспект урока русского языка во 2 классе

(Проведен в незнакомом классе на конкурсе педагогического мастерства «Учитель года»)

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Гусенас Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 г.Боготола

Красноярского края


Цели урока:

1. Создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного.

2. Отрабатывать практические навыки в написании и определении существительных.

3. Организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных.

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь; пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

1) личностные действия:

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

- мотивация к творческому труду, к работе на результат;

2) регулятивные действия:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) познавательные действия:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

4) коммуникативные действия:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- участвовать в групповом обсуждении.


Тип урока: закрепление изученного материала.


Оборудование: - учебник «Русский язык» Зеленина, Хохлова - 2 класс, тетради, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.


Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.


Ход урока:

1. Организационный момент лово-приветствие).

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Борисовна. Я - учитель начальных классов; работаю в школе №5. Мои ученики на год старше вас; они - третьеклассники.

- Сегодня мы с вами проведём урок русского языка.

- Я надеюсь, что во время урока мы подружимся, и у нас всё получится.


2. Работа над девизом урока.

- Посмотрите, пожалуйста, по сторонам, соберите пословицу. Она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы «Повторенье - мать ученья»).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтобы выученное не забыть, повторяй!)


- «Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово «мать» - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. (СЛАЙД 1)


3. Минутка чистописания.

- В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы. (Записать на доске)

- Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м. Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того, какая буква стоит рядом ).

- Запишите в тетради одну строку заглавной буквы М и одну строчной.


4. Словарная работа.

- Запишем словарные слова с буквой эм в начале слова под диктовку: молоко, машина, медведь, мороз, малина.

(Дети записывают слова под диктовку учителя самостоятельно)

  • Проверка «цепочкой» по одному слову.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Эти слова с безударной гласной, непроверяемой ударением)

У кого всё правильно - 1 балл


5. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 2)

- Внимательно прочтите слова на экране:

река, собака, скамья, земля, весна, листья, заяц, корова, ульи

- На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).


Задание по группам.

  • Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй - с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.


Проверка (СЛАЙД 3)

Кто правильно выбрал слова по заданной орфограмме - 1 балл, за правильно вставленные буквы - 1 балл

- Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).


6. Актуализация знаний и постановка темы урока.

- О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).

- Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).


7 . Формирование способов практических действий.


1. Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

- Какой частью речи они являются? Почему?


2. Работа над стихотворением. Нахождение существительных среди других частей речи. (СЛАЙД 4)

- А сейчас прочтите стихотворение и подумайте, о каком времени года в нем говорится? (О зиме)


По п_лям р_звились в_юги.

С ними бойкие подруги,

Б_лошубые метели,

В_с_лились, как х_тели!

А сер_ёзная пурга

Крутит штопором сн_га!


Все бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.

Холода, мороз, метели

Закружили-завертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам пришла... (зима)


- По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме? Как можно озаглавить это стихотворение? (Зима)

  • Запишите заголовок.

  • Объясните орфограммы (Фронтально)

  • Запишите стихотворение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

  • Подчеркните имена существительные.

- Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

- И если слово отвечает на вопросы … (Дети продолжают)


3. Проверка (СЛАЙД 5)

Правильно записанное стихотворение с заголовком - 1 балл, правильно вставленные буквы - 1 балл, правильно выбранные существительные - 1 балл


4. Упражнение «Слова-снежинки»

- А какое время года у нас на дворе? (Зима)

- Зима все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки. Снежинки растаяли, а слова остались. Я продиктую слова, а вы запишите их в два столбика по вопросам существительного, обсуждая в парах.


- Внимательно прочитаем и подумаем, на какие две группы можем разделить эти слова? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные)


Москва, медведь, ворона, Роман, снег, мороз, заяц, лиса, сосульки, лёд


5. Работа в парах; два ученика у доски

- Распределите слова в две группы.

- Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.

Кто? Что?

медведь Москва

Роман снег

заяц мороз

ворона лёд

лиса сосульки


6. Взаимопроверка (по доске) - обмен тетрадями

Слова распределены правильно - 1 балл

- Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?

(Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные)

- Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

- А как называются и пишутся остальные имена существительные? (Нарицательные, пишутся с маленькой буквы)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные))

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? (Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные))


8. Физкультминутка (на выбор).

1) А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.


2) Вечер зимний в небе синем

(встать из-за стола)

Звезды синие зажег.

(встать на носки, потянуться)

Ветви сыплют синий иней

(потряхивая руками, потихоньку сесть)

На приснеженный снежок.


3) Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки

уки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)

Прыг-скок, прыг-скок -

Встал зайчонок на пенек

(прыжки вперед-назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.


4) Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.


9. Работа над предложением.

- На доске помещены слова, из которых нужно составить предложение:

М_ш_на по едет улице быстро

- Что на доске? (Слова)

- Что можно сделать? (Составить предложение)

- Составьте предложение (Составили, проговорили)

- Запишите, вставляя пропущенные буквы.

(Один ученик пишет у доски с комментированием, остальные в тетрадях. Выделение основы предложения)

За предложение - 1 балл, за орфограммы - 1 балл, за основу - 1 балл


- Найти имена существительные и определить их число.

- Что можно сделать? (Изменить число)

- Измените их число.

- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе - два или несколько предметов)

- Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

(Имена существительные изменяются по числам)

- Всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)


Запись: машина - машины

улица - улицы


- Что можно сказать о существительных первого столбика? (Они женского рода)

- Как определили?

- Приведите примеры имён существительных мужского и среднего рода.


10. Работа в парах. Опрос по теме. (СЛАЙД 6)

- Что видите? (Предложения)

- Какие это предложения? (Вопросительные)

- Прочитайте про себя, вслух.

- Где можно найти ответы на эти вопросы? (В учебнике)


1. Что такое имя существительное?

2. Как изменяется имя существительное?

3. Как определить род имени существительного?


- Работая в паре, спрашивающий начинает вопрос со слов «Как ты думаешь, …?», а отвечающий со слов «Я думаю, …»

- Обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.

За правильно выполненное задание - 1 балл


11. Рефлексия. Подведение итога. Оценивание.

10-11 баллов - «5», 8-9 баллов - «4», 7-6 баллов - «3»