СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка" Состав слова. Значимые части слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урокпо русскому языку"Состав слова. Значимые части слова"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка" Состав слова. Значимые части слова"»



Урок русского языка


Тема: «Состав слова. Значимые части слова»


Тип урока: обобщение знаний, повторение.


Планируемые результаты:

Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языку

Коммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами

Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор

Метапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.


Задачи:

1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.

2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.

3. Развитие орфографической зоркости


Ход урока:


  1. Организационный момент. Запись числа в тетради.


2. Постановка темы, цели урока.

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?

- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- Назовем эти понятия одним словом – морфемы

- Что такое морфема? ( морфема – это наименьшая значимая часть слова)

- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)


3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.


Отгадаем загадку:

- Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

МОРФЕМИКА – особый раздел науки о языке

Разберем слово по составу.

1 шаг.

Окончание (сообщение ученика) значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.

Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.


Задание: выделить окончания в словах.

Зима, зимний, снежинка, заморозит. (макс. 4 балла)


Вопрос повышенной сложности: в каких частях речи можно обозначить окончание?


2 шаг

Основа (сообщение) – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.


Задание: выделить основы слов.

Перемена, пришкольный, звонок, учительница. (макс. 4 балла)


Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?


3 шаг

Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.


Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

А.С. Пушкин.

Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). (макс 3 бала)


Вопрос повышенной сложности:


4 шаг

Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.


Задание: в словах выделить суффиксы.

Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)


Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?

березонька - уменьшительно- ласкательное

тараканище - значение преувеличения

футболист - значение лица


5 шаг

Приставка (сообщение) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.


Задание: выделить приставки в словах

убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. ( макс 4 балла)


Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?


Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.

Я буду называть вам слова, вы – выделять у них приставки и определять их значение:

Выходить (вы-; движение из чего-либо).

Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).

Перебегать (пере-; движение через что-либо)

Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).

Отпрыгнуть ( от-; движение на отдаление от чего-либо).


6 шаг

Выполните морфемный разбор слов


Придорожный, нарисует, книжка, пенал. ( макс 4 балла)


Подведение промежуточных итогов

подсчитаем максимальную сумму баллов

23 баллов – «5»

20-22 балла – «4»

17-19 баллов – «3»


ФИЗМИНУТКА






Работа с текстом:

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

_____________________________

Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.

  1. Определите тему текста и озаглавьте его.

  2. Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.

  3. Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

  4. Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания



  1. Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом – к-


Творческое задание

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.


А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс возьмите из слова «обращение».

Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

Итог урока:

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков ( смайликов)


Сообщение и объяснение домашнего задания.