Открытый урок русского языка в 4 классе.
Тема. Правописание не с глаголами.
Цель: познакомить учащихся с правописанием глаголов с частицей не;глаголами – исключениями; развивать умение употреблять в речи; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, наблюдательность.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости на уроке, они хотят посмотреть, как хорошо вы умеете работать на уроке. Не забывайте, гость недолго гостит, да многое замечает.
Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать.
Поднимите руки те, кто любит открывать новое, добывать новые знания.
Итак, сегодня мы – исследователи и наблюдатели.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
Стартер.
Он предметы оживляет, И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы, Чтобы выучить...
Ответ: Глаголы
2. Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о глаголе и узнавать об этой части речи что-то новое.
- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.
ПРИЕМ «Живая стена»
1)Что такое глагол?
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Как изменяется глагол?
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
- Вчера на уроке мы говорили о том, как велико значение глаголов в нашей речи. Дома выполнили упр 21, в котором подбирали пары глаголов – синонимов. ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Всё расскажет нам
ГЛАГОЛ.
Первичное восприятие и осознание нового материала
Записываем в тетрадях число, классная работа.
Минутка каллиграфии.
Звонкиеголосаптицзвучатвлесу.
-Я считаю, что здесь записано 1 слово, вы согласны? Почему? Сколько слов? Какое правило нарушено? Как пишутся слова в предложении?
-Запишите предложение правильно в тетрадь. Какое предложение пишем?
-Проверьте, я записала так. Вы согласны?
Звонкие голоса птиц звучат в лесу.
-Определите из каких частей речи состоит это предложение? Подпишите их наверху.
-Проверьте, согласны? На какие группы можно разделить эти части речи? ( Самостоятельные и служебные)
-Что знаем о служебных частях речи?
3. Создание проблемной ситуации
-Вернемся к предложению. А какое сейчас время года? А поют птицы в лесу зимой?
-Измените это предложение так, чтобы все слова остались прежними, а смысл поменялся на отрицательный.
Звонкие голоса птиц (не) звучат в лесу.
-Я изменила так. Что нового появилось в предложении? А что такое частица «не»? Зачем нужна она?( Ответы детей)
4.Постановка цели урока
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем сегодня решать, какой вопрос зададим?
Как пишется частица НЕ с глаголами?
- Вообще частица «не» очень широко служит в нашей речи. И употребляется частица НЕ не только с глаголами, но с другими частями речи.
-А в нашем предложении с какой частью речи стоит частица «НЕ»?
Сегодня мы поговорим о глаголе и частице НЕ.
А сейчас я вам предлагаю самим составить пословицы.
У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.
Работаем в парах.
Кто не работает, | не дружит. |
С ложью правда | и рыбку из пруда. |
Без труда не вытащишь | тот не ест. |
- Назовите глаголы в этих пословицах. Прочитайте их вместе с частицей НЕ. Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
Сможете теперь грамотно написать предложение с частицей не. Запишите предложение в тетрадь.
Звонкие голоса птиц не звучат в лесу.
Как напишите НЕ с глаголом?
А теперь сравните смысл двух предложений.
Что вы заметили?
Что можете рассказать о частице НЕ?
Частица НЕ – это служебная часть речи. Она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос. Но частица Не помогает глаголу показать отрицание.
Работа с учебником.
С. 13, упр 31
Дидактическая игра «Все наоборот»
Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы подбираете к ним антонимы.
Не хочу, не учу, не понимаю, не пишет, не слушаем.
-Что заметили?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы могут существовать без частицы НЕ и обозначать противоположное действие.
-Узнали мы, как пишется глагол с частицей не? Можно закончить наш урок?
Тренировка в паре.
- На столах карточки с заданием. Прочитайте задание. Выполните его в паре.
Ложь человека (не) красит. Худой сетью рыбы (не) наловишь. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит. Попал прямо пальцем в (не)бо. (Не)взлюбил я эту собаку за её злость.
- Какие трудности возникли при выполнении данного задания?
Работа над грамматической сказкой
-Вы вывели правило о том, что не с глаголами пишется раздельно. А как же быть с такими примерами?
Пока вы будете думать над этой проблемой, я прочитаю вам сказку.
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", - а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она ему: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" - и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (по Ф. Кривину)
-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями и не употребляются без НЕ.
- На с. 13 в учебнике прочитайте правило и запомните его.
Физминутка
Игра на внимание ( Ходим шагом, когда услышим глагол, хлопаем в ладоши).
Лопата, кричать, синий, топать, мебель, бежать, точилка, волшебный, писать, цветок, читать.
Обобщение и систематизация знаний
Знакомство с глаголами – исключениями.
Послушайте шуточное стихотворение.
«Кто не может жить без не?»
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем,
Что за лепое положенье!
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
- Что рассмешило вас в этом стихотворении? (неправильно употреблены слова)
Самостоятельная работа.
С. 14, упр 35.
Взаимопроверка.
Сделайте вывод о написании не со словами.
Вывод: Есть слова, которые не могут употребляться без не. Объясните значения этих слов.
Недоуменье – состояние сомнения, колебания, вследствие невозможности понять, в чём дело. Быть в недоумении.
Нелепый – не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Ненастный – дождливый, пасмурный.
Неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.
Непролазный – такой, из которого трудно выбраться, сквозь который трудно пробраться, сплошной. Грязь непролазная.
1. Творческая работа.
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на три группы.
Тексты посвящены разным темам:
1 группа будет говорить о правилах поведения на уроках.
2 группа - о правилах поведения в столовой.
3 группа - о правилах пользования книгой.
Домашнее задание
Составьте и запишите небольшой рассказ на тему «Настоящий друг». Используйте глаголы с не.
Итог урока
Наш урок подходит к концу.
– Давайте подводить итоги.
— На что указывает не?
— Как пишется не с глаголами?
— В каких случаях не с глаголами пишется слитно?
-Что нового узнали на уроке?
-Что для вас на уроке было легко?
- С какими трудностям столкнулись?
- Давайте обратим внимание на цель нашего урока, которую мы поставили перед собой в начале урока. Что вы хотели узнать нового о глаголе, какую цель перед собой ставили?
Достигли ли вы цели?
А теперь отметьте в тетрадках, на полях. Какое настроение было у вас на уроке. Нарисуйте смайлик.
– Наш урок окончен. А хотела бы я его закончить такими словами: « Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.»
Всем большое спасибо!