Тема | Предложение и его признаки Виды предложений по цели высказывания |
Цель | Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания. |
Задачи | повторить строение и признаки предложения; закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц; учить детей отличать предложения по цели высказывания; учить детей правильно составлять предложения и словосочетания; учить детей правильно давать толкование лексического значения слова; коррекция и развитие мышления; способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств; способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля; развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала; способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога. |
Планируемые результаты | Предметные: знать особенности строения предложения; уметь отличать предложение от других языковых единиц; уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; уметь давать толкование лексического значения слов; уметь находить и исправлять ошибки. Личностные: оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор. Метапредметные: принимать учебную задачу; работать по инструкции учителя; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; контролировать выполнение работы, вносить коррективы; применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя); правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы; осуществлять совместную деятельность в группе. |
Основные понятия | Предложение, словосочетание, слово. |
Межпредметные связи | Литература, ИЗО (словесное рисование),ОБЖ (ПДД, правила безопасности в лесу) |
Ресурсы | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2021. Набор карточек с заданием. |
Используемые технологии | Дифференцированный подход, деятельностный подход |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. -приветствие -проверка отсутствующих -проверка домашнего задания, обмен тетрадей. | Проверяют готовность рабочего места. | | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. |
Актуализация опорных знаний | 1. Организует повторение. На доске запись: Погода Прекрасная погода Сегодня стоит прекрасная погода. Задаёт обучающимся вопрос: чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и выполните синтаксический разбор. (подготовка к впр). 2. Организует работу в парах обучающихся (актуализация знаний) Определите вид словосочетания (раздаточный материал) Богатство народа, познаёт язык, на футбольном матче, пригласить её, очень важно, грустно до слёз, близко с нами | Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют синтаксический разбор предложения. Принимают учебную задачу. Выполняют разбор словосочетаний. | Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения. Умение разбирать словосочетание, Умение найти главное слово в словосочетании. | Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений); Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: понимание сущности усвоенного. Личностные: понимание сущности усвоенного. Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений). |
Постановка проблемы и определение учебной задачи | 1.Подводит обучающихся к формулированию темы урока. Игра «да-нет» учитель зачитывает предложения, ученики поднимают руки , если ответ «да», хлопают в ладоши, если ответ «нет». 1.Предложение не может состоять из одного слова. 2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. 3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 5. В конце предложения всегда ставится точка. 6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие. На доске записаны предложения: 1) Вы знаете Правила дорожного движения? 2) Пешеходный переход называют “зеброй”. 3) На дороге не отвлекайтесь на разговоры. - Задаёт вопросы классу: чем отличаются эти предложения? 2. Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока. Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания». Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать? | Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя). | Определение темы и цели урока. | Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока) | Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы: - Ребята, обратитесь к памятке и прочитайте определения этих видов предложений. Организует наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений. | Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение. | Знание особенностей различных видов предложений. Адекватное восприятие информации на слух. Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики. | Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение). Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка. |
предметная физминутка | -А сейчас сделаем два полезных дела одновременно. Я буду читать предложения, об осени, конечно, а вы, определяя вид предложения, будете делать зарядку : Повествовательное – ХЛОП! Побудительное – ТОП! Вопросительное – ПОДЪЕМ! Осень пришла. Какая красота! Янтарем и рубинами загорелись листья. Притих лес. Прислушайтесь. Не звенят в нем птичьи голоса. Любите ли вы осень? Оглянитесь вокруг! Вот дубок протянул свою веточку. Замечали ли вы, что упрямый дуб позже других деревьев поддается осени? Уже давно покраснели листья деревьев, а дуб все зелен. Видите запоздалый желудь? Его братья осыпались, а этот все еще держится. Но скоро и он упадет. Давайте будем охранять наши леса! | Выполняют упражнения вслед за учителем. | Физическое упражнение. | Личностные: саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. |
Закрепление полученных знаний | 1. Проводит цифровой диктант. Не записывая предложения, поставить их номер в определенную колонку. Повество- вательные | Вопроси- тельные | Побуди- тельные | 2,5,6,10 | 1,3,7,8 | 4,9,11,12 | 2.Осуществляеют самопроверку, пошагово сравнивая с ключом. Читает текст цифрового диктанта. 1.Ребята, вы любите читать книги? 2.Лучи солнца отражаются в воде. 3.Кто взял книгу? 4.Помогите мне, ради бога. 5.Вот и озеро. 6.Вечереет. 7.Что это звенит? 8.Неужели ты всё забыл? 9.Давай споём! 10.Какая тишина! 11.Помолчи. 12.Обязательно выучи правило Контролирует выполнение работы. 2. Организует самостоятельную работу в парах (для детей ОВЗ в карточках нет пропущенных букв) Вставьте пропущенные буквы, определите вид предложения по цели высказывания: 1. Над б..рёзами закруж..лись майские жуки. 2. В прибрежных к..мышах шурш..т ветер. 3. Чего тебе надобно? 4. Находясь на эскалаторе, держитесь за поручень! 5. Школьники, берегите пр..роду! 6. Надо сажать дерев..я и цветы. 7. Как вы сюда попали? 8. Книга – твой друг и товарищ(..). Групповая работа. Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений) | Определяют вид предложений по цели высказывания. Осуществляют самопроверку. Составляют устный текст (словесное рисование). Выполняют задания. Осуществляют самопроверку. Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе. | Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики. Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета. | Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка. |
Рефлексия | Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке: - Что мы повторяли сегодня? - Что мы узнали сегодня нового? - Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными? Подводит обучающихся к формулированию вывода. На столе у каждого лежат 3 смайлика: грустный, сомнение, веселый. Выберите 1 смайлик, поднимите и покажите учителю. | Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала. | Способность свободно, правильно излагать свои мысли. | Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем. |
итог урока | выставление оценок, комментирование домашнего задания. | даёт комментарий к домашнему заданию. | учащиеся записывают домашнее задание | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |