СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Сложное предложение(обобщение материала)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставляю вам конспект урока ,который поможет при подготовке к  ОГЭ. В данном конспекте есть парная работа , и проектноя работа и индивидуальная.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Сложное предложение(обобщение материала)"»

Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения и

                       знаки препинания в них»   

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Цель урока: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по

теме «Сложное предложение».

Задачи урока:

образовательные: проконтролировать степень усвоения основных знаний,

умений и навыков по теме «Сложное предложение»;

углубить теоретические знания в ходе практического решения вопросов;

воспитательные: развивать самостоятельность в использовании сведений

теоретического характера;

осуществлять нравственное воспитание учащихся;

развивающие: активизировать познавательный интерес к предмету;

развивать умения и навыки анализа языковых единиц.



Ход урока



1. Сообщение темы урока и его целей.

Слайд Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Сложное

предложение». Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть  цели нашего урока?

        (Ответы: обобщить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ОГЭ)



Слайд Цель урока — закрепить и привести в систему наши знания по данной теме.

(На столах у учащихся справочные материалы, текст , лист рабочей тетради, карточки с заданиями, тестовые задания).



2.Практическая работа по типовому тесту. Работу будем вести по тексту. Текст из книги « Пушкинские проповеди»Соловейчик Симона Львовича –российского публициста ,педагога и философа, автора многих книг. Предложенный текст вошел в опубликованную после смерти автора Соловейчик- Выразительно прочитайте текст.

- К какому типу речи он относится? (Рассуждение).

- Какая главная мысль доказывается в этом тексте? (Нужно систематически воспитывать в себе мужество, нужно заботиться о крепости духа, потому что это великое качество помогает нам жить).

Работу с текстом вы продолжите, выполняя тестовые задания, подобные тем, какие вы будете решать на экзамене. За каждый правильный ответ получаете один балл.

Лингвистическая разминка

Задание№1

Какое значение имеет слово естественный в прочитанном тексте(предложение№15)?

1относящийся к природе

2совершающийся по законам природы

3обусловленныйсамим ходом развития

4непринужденный,натуральный

Задание №2

Заменить разговорное слово ныть из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.( Для того, чтобы найти правильный синоним к слову, надо точно определить лексическое значение данного слова. В словаре Ожегова сказано ,что у глагола ныть несколько значений. Ответ: надоедливо жаловаться.

Задание №3 Из предложений 19-21 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от ее значения.

Комментарий. Как вы помните .в русском языке существует три типа приставок:

1приставки,которые всегда пишутся одинаково;

2приставки на З и С, которые пишутся в зависимости от произношения;

3приставки ПРЕ и ПРИ, написание которых зависит от их значения. В предложении 20 есть слово не предавайся. Правописание приставки определяется ее значением: предаваться- передавать(приставки пре и пре близки

Задание №4. Заменить словосочетание на листе бумаги (предложение№1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Задание №5 Выпишите грамматическую основу предложения №11.

Комментарий. Сложность выполнения этого задания состоит в правильном выборе подлежащего. Напомним, что подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием. Местоимение каждый из нас выражает суть предмета речи. Правильно- каждый из нас. Сказуемое найти довольно просто- обладает.



2. Повторим теоретические сведения о сложном предложении, изученные на предыдущих уроках.

1)какой раздел науки о языке изучает сложные предложения?

2)что такое сложное предложение? слайд

2) Назовите виды сложных предложений .слайд

Какие предложения называются ССП? Слайд



Задание№6

Слайд В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Жалость к себе кажется нам естественным чувством,(1) и многие постепенно привыкают жаловаться.

Им хочется,(2) чтобы их пожалели. Это естественное чувство; но бывают люди,(3) которым хочется,(4) чтобы их всегда жалели.

Слайд Что такое СПП? Какое место по отношению к главному предложению могут занимать придаточные?

Слайд Какие основные группы СПП существуют? ( три наиболее широкие по значению группы СПП:

а)изъяснительные

б)определительные

в) обстоятельственные



Задание№7(парная работа)

Среди предложений (1-16) придаточные изъяснительные предложения , придаточные определительные.

(ответ: прид. изъяснит.-14,16,17,18.

Прид.опред.-1, 9, 12.

Трудность бывает в определении вида некоторых обстоятельственных придаточных.

Задание 8 (самостоятельная работа)

Проведем самостоятельную работу по теме: «Виды придаточных сложноподчиненного предложения»

1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.(сложноподчиненное предложение)

2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами откуда, куда, где (отвечая на вопрос какой?).(придаточное места.)

3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства, требующего обязательного разъяснения, распространения.(придаточные изъяснит.)

4.Эти придаточные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, где, чей, что(придат .определит.)

5. Придаточные присоединяются к главному предложению союзами если, ежели ,раз, коли (прид. условия)

6. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно(прид.сравнения)

Слайд Самопроверка

Задание№9

Слайд В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями СП, связанными подчинительной связью.

Тому, (1)кто бьет на жалость, (2)всегда кажется,(3) что прежде было лучше, (4)а теперь настала ужасная жизнь. Определить вид придаточных в предложении.

(Стоит отдельно сказать о последней придаточной части. Может сложиться не придаточное, а самостоятельное, соединенное с предыдущей частью сочинительной связью( с толку может сбить союз а и отсутствие подчинительного союза что). Однако, если вы зададите правильно вопрос к этому предложению, то увидите, что оно- одно из двух придаточных, относящихся к главному: всегда кажется (что?) что прежде было лучше, (что?) что теперь настала ужасная жизнь. Ответ: 1, 2, 3, 4.



В типовых тестах по ОГЕ есть задание в нахождении, в определении количества грамматических основ.

Групповая работа по книге «Я сдам ОГЭ» стр117 упр1. Нахождение грамматических основ .(Взаимопроверка работ)





Задание№10

Слайд Среди предложений 19-23 найти бессоюзное(-ые) сложное(-ые)предложение(-я). Объяснить постановку знака препинания.



Групповая работа (по книге «Я сдам ОГЭ» стр 130 упр1) 


1) Схематический диктант. (Дифференцированная работа) по тексту.

- Определите тип сложного предложения, составьте его схему, определите виды придаточных. (Карточка 1).-сильным

(карточка2)-слабым

Слайд

Какие предложения называются многочленными? (СПП могут содержать два или более придаточных. Такие предложения называются многочленными.



Слайд

Какие виды подчинительной связи возможны в СПП с несколькими придаточными? (возможны два вида подчинительной связи :

-соподчинение;(при соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению.

-последовательное подчинение: придаточные предложения зависят одно от другого.



Слайд

Соподчинение бывает однородным: если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному. Неоднородным: если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении.

Задание№11 Самостоятельная работа

Определить тип подчинения (однородное ,неоднородное или последовательное) в предложениях№17,22,23



Трудности бывают и в нахождении грамматических основ в сложном предложении.

Задание №11

Слайд Указать количество грамматических основ в предложении 9, 16,17,23



2. Самопроверка тестовых заданий. (Учитель показывает правильные ответы). Учащийся проверяет и выставляет оценку.

3. Подведем итоги урока.

- Сегодня мы с вами повторили виды сложных предложений.

Кроме того, вы показали, что умеете употреблять такие предложения в своих работах.



4.Оценки за урок: ….

8. Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение по тексту ,раскрыв смысл фразы текста: Будем людьми, будем заботиться о крепости своего духа, и дурные, тяжелые времена пройдут». Привести два аргумента, подтверждающие ваши рассуждения.

- Хочется, чтобы вы, ребята, осознали, что русский язык — это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть. Успехов вам при сдаче ОГЭ!

























































6) Словарная работа.



____________________________________________________________________________________________________________________________________



3) Работа с учебником.

1) Читаем задание к упражнению 249.

2) Выразительно прочитайте текст (I и II части).

3) Какая главная мысль доказывается в этом тексте?

4) К какому типу речи относится текст?

5) Выполни тестовые задания 1—4.

1)________

2)________

3)________

4)________









III. Домашнее задание.

Напишите небольшую творческую работу, ответив на вопрос «Что для вас значит храбрость», постарайтесь употребить в ней некоторые виды сложных предложений.

IV. Итоги урока. Что сегодня на уроке повторили? С какими заданиями справились успешно? Какие вызвали затруднения?



Выполните задания 1-4

1. В каком из перечисленных предложений текста содержится мысль?

1) Храбрость - понятие очень сложное.

2) В храбрости большую роль играет самовнушение.

3) ... храбрость - нечто особенное, присущее только отдельным, необыкновенным людям.

4) Стать храбрым может каждый. Нужно ... систематически воспитывать себя в таком духе...



2. Какая характеристика соответствует данному тексту?

1) художественный стиль речи, рассуждение

2) художественный стиль речи, повествование с элементами описания

3) публицистический стиль, рассуждение

4) разговорный стиль, описание



3. Какое значение имеет слово поступок в прочитанном тексте?

1) совершенное кем-нибудь действие

2) решительное, активное действие

3) пример для подражания

4) движение вперед



4. Какая характеристика предложения 2-го из п. I является верной:

1) сложноподчиненное предложение с придаточным причины

2) сложносочиненное предложение

3) простое предложение, осложненное обособленным определением

4) сложное предложение с разными видами связи: 6eccoюзной и подчинительной.