Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения и
знаки препинания в них»
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по
теме «Сложное предложение».
Задачи урока:
образовательные: проконтролировать степень усвоения основных знаний,
умений и навыков по теме «Сложное предложение»;
углубить теоретические знания в ходе практического решения вопросов;
воспитательные: развивать самостоятельность в использовании сведений
теоретического характера;
осуществлять нравственное воспитание учащихся;
развивающие: активизировать познавательный интерес к предмету;
развивать умения и навыки анализа языковых единиц.
Ход урока
1. Сообщение темы урока и его целей.
Слайд Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Сложное
предложение». Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть цели нашего урока?
(Ответы: обобщить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ОГЭ)
Слайд Цель урока — закрепить и привести в систему наши знания по данной теме.
(На столах у учащихся справочные материалы, текст , лист рабочей тетради, карточки с заданиями, тестовые задания).
2.Практическая работа по типовому тесту. Работу будем вести по тексту. Текст из книги « Пушкинские проповеди»Соловейчик Симона Львовича –российского публициста ,педагога и философа, автора многих книг. Предложенный текст вошел в опубликованную после смерти автора Соловейчик- Выразительно прочитайте текст.
- К какому типу речи он относится? (Рассуждение).
- Какая главная мысль доказывается в этом тексте? (Нужно систематически воспитывать в себе мужество, нужно заботиться о крепости духа, потому что это великое качество помогает нам жить).
Работу с текстом вы продолжите, выполняя тестовые задания, подобные тем, какие вы будете решать на экзамене. За каждый правильный ответ получаете один балл.
Лингвистическая разминка
Задание№1
Какое значение имеет слово естественный в прочитанном тексте(предложение№15)?
1относящийся к природе
2совершающийся по законам природы
3обусловленныйсамим ходом развития
4непринужденный,натуральный
Задание №2
Заменить разговорное слово ныть из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.( Для того, чтобы найти правильный синоним к слову, надо точно определить лексическое значение данного слова. В словаре Ожегова сказано ,что у глагола ныть несколько значений. Ответ: надоедливо жаловаться.
Задание №3 Из предложений 19-21 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от ее значения.
Комментарий. Как вы помните .в русском языке существует три типа приставок:
1приставки,которые всегда пишутся одинаково;
2приставки на З и С, которые пишутся в зависимости от произношения;
3приставки ПРЕ и ПРИ, написание которых зависит от их значения. В предложении 20 есть слово не предавайся. Правописание приставки определяется ее значением: предаваться- передавать(приставки пре и пре близки
Задание №4. Заменить словосочетание на листе бумаги (предложение№1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Задание №5 Выпишите грамматическую основу предложения №11.
Комментарий. Сложность выполнения этого задания состоит в правильном выборе подлежащего. Напомним, что подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием. Местоимение каждый из нас выражает суть предмета речи. Правильно- каждый из нас. Сказуемое найти довольно просто- обладает.
2. Повторим теоретические сведения о сложном предложении, изученные на предыдущих уроках.
1)какой раздел науки о языке изучает сложные предложения?
2)что такое сложное предложение? слайд
2) Назовите виды сложных предложений .слайд
Какие предложения называются ССП? Слайд
Задание№6
Слайд В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Жалость к себе кажется нам естественным чувством,(1) и многие постепенно привыкают жаловаться.
Им хочется,(2) чтобы их пожалели. Это естественное чувство; но бывают люди,(3) которым хочется,(4) чтобы их всегда жалели.
Слайд Что такое СПП? Какое место по отношению к главному предложению могут занимать придаточные?
Слайд Какие основные группы СПП существуют? ( три наиболее широкие по значению группы СПП:
а)изъяснительные
б)определительные
в) обстоятельственные
Задание№7(парная работа)
Среди предложений (1-16) придаточные изъяснительные предложения , придаточные определительные.
(ответ: прид. изъяснит.-14,16,17,18.
Прид.опред.-1, 9, 12.
Трудность бывает в определении вида некоторых обстоятельственных придаточных.
Задание 8 (самостоятельная работа)
Проведем самостоятельную работу по теме: «Виды придаточных сложноподчиненного предложения»
1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.(сложноподчиненное предложение)
2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами откуда, куда, где (отвечая на вопрос какой?).(придаточное места.)
3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства, требующего обязательного разъяснения, распространения.(придаточные изъяснит.)
4.Эти придаточные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, где, чей, что(придат .определит.)
5. Придаточные присоединяются к главному предложению союзами если, ежели ,раз, коли (прид. условия)
6. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно(прид.сравнения)
Слайд Самопроверка
Задание№9
Слайд В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями СП, связанными подчинительной связью.
Тому, (1)кто бьет на жалость, (2)всегда кажется,(3) что прежде было лучше, (4)а теперь настала ужасная жизнь. Определить вид придаточных в предложении.
(Стоит отдельно сказать о последней придаточной части. Может сложиться не придаточное, а самостоятельное, соединенное с предыдущей частью сочинительной связью( с толку может сбить союз а и отсутствие подчинительного союза что). Однако, если вы зададите правильно вопрос к этому предложению, то увидите, что оно- одно из двух придаточных, относящихся к главному: всегда кажется (что?) что прежде было лучше, (что?) что теперь настала ужасная жизнь. Ответ: 1, 2, 3, 4.
В типовых тестах по ОГЕ есть задание в нахождении, в определении количества грамматических основ.
Групповая работа по книге «Я сдам ОГЭ» стр117 упр1. Нахождение грамматических основ .(Взаимопроверка работ)
Задание№10
Слайд Среди предложений 19-23 найти бессоюзное(-ые) сложное(-ые)предложение(-я). Объяснить постановку знака препинания.
Групповая работа (по книге «Я сдам ОГЭ» стр 130 упр1)
1) Схематический диктант. (Дифференцированная работа) по тексту.
- Определите тип сложного предложения, составьте его схему, определите виды придаточных. (Карточка 1).-сильным
(карточка2)-слабым
Слайд
Какие предложения называются многочленными? (СПП могут содержать два или более придаточных. Такие предложения называются многочленными.
Слайд
Какие виды подчинительной связи возможны в СПП с несколькими придаточными? (возможны два вида подчинительной связи :
-соподчинение;(при соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению.
-последовательное подчинение: придаточные предложения зависят одно от другого.
Слайд
Соподчинение бывает однородным: если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному. Неоднородным: если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении.
Задание№11 Самостоятельная работа
Определить тип подчинения (однородное ,неоднородное или последовательное) в предложениях№17,22,23
Трудности бывают и в нахождении грамматических основ в сложном предложении.
Задание №11
Слайд Указать количество грамматических основ в предложении 9, 16,17,23
2. Самопроверка тестовых заданий. (Учитель показывает правильные ответы). Учащийся проверяет и выставляет оценку.
3. Подведем итоги урока.
- Сегодня мы с вами повторили виды сложных предложений.
Кроме того, вы показали, что умеете употреблять такие предложения в своих работах.
4.Оценки за урок: ….
8. Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение по тексту ,раскрыв смысл фразы текста: Будем людьми, будем заботиться о крепости своего духа, и дурные, тяжелые времена пройдут». Привести два аргумента, подтверждающие ваши рассуждения.
- Хочется, чтобы вы, ребята, осознали, что русский язык — это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть. Успехов вам при сдаче ОГЭ!
6) Словарная работа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Работа с учебником.
1) Читаем задание к упражнению 249.
2) Выразительно прочитайте текст (I и II части).
3) Какая главная мысль доказывается в этом тексте?
4) К какому типу речи относится текст?
5) Выполни тестовые задания 1—4.
1)________
2)________
3)________
4)________
III. Домашнее задание.
Напишите небольшую творческую работу, ответив на вопрос «Что для вас значит храбрость», постарайтесь употребить в ней некоторые виды сложных предложений.
IV. Итоги урока. Что сегодня на уроке повторили? С какими заданиями справились успешно? Какие вызвали затруднения?
Выполните задания 1-4
1. В каком из перечисленных предложений текста содержится мысль?
1) Храбрость - понятие очень сложное.
2) В храбрости большую роль играет самовнушение.
3) ... храбрость - нечто особенное, присущее только отдельным, необыкновенным людям.
4) Стать храбрым может каждый. Нужно ... систематически воспитывать себя в таком духе...
2. Какая характеристика соответствует данному тексту?
1) художественный стиль речи, рассуждение
2) художественный стиль речи, повествование с элементами описания
3) публицистический стиль, рассуждение
4) разговорный стиль, описание
3. Какое значение имеет слово поступок в прочитанном тексте?
1) совершенное кем-нибудь действие
2) решительное, активное действие
3) пример для подражания
4) движение вперед
4. Какая характеристика предложения 2-го из п. I является верной:
1) сложноподчиненное предложение с придаточным причины
2) сложносочиненное предложение
3) простое предложение, осложненное обособленным определением
4) сложное предложение с разными видами связи: 6eccoюзной и подчинительной.