СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок « Соли, их классификация и свойства» 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты", "Соли"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок « Соли, их классификация и свойства» 8 класс»

Тема урока: « Соли, их классификация и свойства»

Дидактическая цель: Создание условий для усвоения знаний учащихся о солях, их классификации и свойствах.

Задачи урока:

  • образовательные: Актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты", "Соли"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

  • развивающие: Культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;

  • воспитательная: Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе. Воспитывать понимание и взаимопонимание между человеком, обществом и природой. Привитие учащимся любви и уважения к родному краю, к своей малой Родине.

Планируемые результаты

Предметные. Знать, как определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. Усвоение и обучающимися конкретной темы, как определять принадлежность вещества к классу «кислот и солей».

Метапредметные. Уметь выбирать формулы кислот и солей среди других классов веществ, классифицировать соли по наличию водорода, или гидроксид иона, работать с растворами кислот и оснований, соблюдая правила техники безопасности.

Личностные. Сформировать интерес к темам кислоты и соли.

Тип урока: комбинированный (словесный, наглядный, исследовательский).

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.

Оснащение урока: Презентация "Соли"; компьютер, проектор, интерактивная доска; Оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль). Индикаторы: лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин; раздаточный материал с планом и заданиями урока.

Ход урока

Организационный момент.

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир. С некоторыми классами веществ вы уже ознакомлены и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Творческое задание учащимся: «Угадайте вещество"

Викторина

  • Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.

  • Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.

  • Каждый человек в год потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.

  • Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.

  • Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

  • Знаете ли вы, что: толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.

  • Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.

  • А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Изучение веществ строится в логической последовательности: состав-; строение-; свойства-; значение-; применение.

Тема урока: Соли

Учащиеся записывают тему урока, формулируют цели урока (по аналогии с изученными темами).

Проверка знаний учащихся. Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений. Какие классы веществ вам известны?

"Интеллектуальная разминка" интерактивное задание:

Установите соответствие между названием класса и его представителями.

- На основании анализа состава веществ, распределите их по группам, выявляя отличительные свойства каждой группы. Назовите каждое вещество.

- Проанализируйте состав оставшихся веществ, сравните их формулы с представителями других классов.

- Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?

- Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт)

У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: соляная кислота, гидроксид натрия и поваренная соль.

Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). Работают в паре (использование таблицы "Окраска индикаторов").



Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

1.- Выделите существенные признаки состава солей.

- Дайте определение новому классу - соли.

- Какая связь существует в этих соединениях?

- Что такое ионы? (Важный вопрос, который поможет вам составить формулы солей). Работа по таблице растворимости.

2. Составление формул солей

Вывод. Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований (слайд 14).

3. Пошаговый алгоритм составления формул солей (интерактив).

4. Заполнение таблицы "Номенклатура солей" .

Первый пример объясняет учитель, остальные-учащиеся у доски.

Кислота

Кислотный остаток

Название кислотного остатка

Пример соли

Название соли

Соляная HCI

CI-

Хлорид-ион

Na+Cl-

хлорид натрия

Серная H2SO4

SO42-

Сульфат-ион

Ca+SO42-

сульфат кальция

Азотная HNO3

NO3-

Нитрат-ион

K+NO3-

нитрат калия

Угольная H2CO3

CO32-

Карбонат-ион

Mg+CO32-

карбонат магния

Фосфорная H3PO4

PO43-

Фосфат-ион

Li3+PO43-

фосфат лития



Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения "Составление формул солей кальция". Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (интерактивное задание).

2. Составление обратных генетических рядов (интерактивное задание).

Для соли составить формулы гидроксидов, т.е. формулы соответствующих этой соли основания и кислородосодержащей кислоты. Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов и для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.

Подведение итогов урока.

- Что изучили сегодня на уроке? (Познакомились с новым классом веществ: изучили состав, строение и номенклатуру солей).

Объяснение домашнего задания. Домашнее задание:

  • учить параграф 21, до стр.110; упр.1.2; учить таблицу;

  • творческие задания (по желанию): "Угадайте вещество" кроссворд, загадки, головоломки.

Рефлексия собственной деятельности

Ответьте на утверждение знаком "+" или "-":

1. На уроке было, над чем подумать.

2. Я понял новую тему.

3. На все возникшие у меня вопросы, я получил ответы.

4. По новой теме, мне необходима дополнительная консультация учителя.

5. На уроке я поработал добросовестно.