Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Статья"»
Феофан Прокопович-первый публицист (1681-1736)
Авторы: Лунёв Михаил и Лазарев Никита
Учитель русского языка и литературы:Кукина Элеонора Валентиновна
Представителем теории естественного права был один из виднейших публицистов и церковно-политических деятелей петровского времени Феофан Прокопович
Родился в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии.
По окончании курса уехал в Рим, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию
Будучи одним из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопович сразу же решительно поддержал
преобразовательную
деятельность
Петра I.
Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику.
В 1715 году был
вызван в
Петербург, где
стал помощником
Петра по
управлению
церковью
Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви.
В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал.
М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков
создавали свои оды под
сильным
идейно-тематическим
влиянием ораторской
прозы Прокоповича.
Духовный Регламент 1721 года (полное название: Регламет, или Устав духовной коллегии ) — закон, изданный в форме манифеста Петром I определявший правовое положение Православной церкви в Российской империи
В представлении Прокоповича художественная литература и публицистика должны служить общенациональным, государственным интересам, способствовать делу поддержки и укрепления петровских начинаний
Как лицо духовное, Прокопович использует, прежде всего, традиционную церковную проповедь. Ее содержанием становятся злободневные общественно-политические события, что требует и обмирщения ее языка