СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Строение пищеварительной системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Строение пищеварительной системы"»







Открытый урок

по биологии


«Строение пищеварительной системы»











Подготовила: Гаджиева В.А

















Тема: «Строение пищеварительной системы»

Цель: познакомить учащихся со строением пищеварительной системы: изучить строение пищеварительного канала, особенности строения и расположения органов пищеварительного канала.

Задачи:

-образовательная: познакомить со строением пищеварительного канала, рассмотреть строение и расположение органов пищеварительного канала;

-воспитательная: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью, меры профилактики болезни пищеварительной системы, воспитание культуры поведения учащихся, взаимопомощи и взаимоподдержки.

-развивающая: развивать логическое мышление, память, речь, умения наблюдать.

Методы и методические приёмы:

 

1.Словесные: объяснение, рассказ;

2.Наглядные: демонстрация изобразительных пособий.

 

Оборудование: Демонстрационный материал: презентация «Система органов пищеварения».

План урока:

I.   Организационный момент(1-2 мин);

II.  Проверка знаний по теме: «Питание и пищеварение» (7мин)

III.  Изучение нового материала (25мин)

1) строение пищеварительного канала;

2) строение органов пищеварительной системы;

3)взаимосвязь выполняемых функций с расположением;

IV.  Закрепление  и обобщение(3-4мин)

V.  Домашнее задание(2мин).

 

Ход урока:

I.   Организационный момент:

Приветствие, фиксация отсутствующих. Проверка готовности учеников к уроку.

Организация внимания: «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?»

 

II.  Проверка знаний по теме: «Питание и пищеварение»:

 

Устный опрос домашнего задания:

Вопрос 1: Что такое пищеварение?

Ответ: Пищеварение – это процесс расщепления сложных органических веществ на простые, которые могут всасываться в кровь и лимфу и усваиваться в организме.

Вопрос 2 : Процесс пищеварения делят на полостное и пристеночное. Что называется полостным пищеварением?

Ответ: Полостное пищеварение – это пищеварение которое происходит в желудочно-кишечном тракте и состоит из процессов механической и химической обработки пищи.

Вопрос 3 :  В чем заключается механическая обработка пищи?

Ответ: Механическая обработка пищи заключается в ее измельчении, увлажнении, перемешивании с пищеварительными соками, набухании и растворении.

Вопрос 4 : Под воздействием каких веществ происходит химическая обработка пищи?

Ответ: Химические превращения происходят под воздействием особых веществ – ферментов, содержащихся в соках пищеварительных желез.

 

 

III.  Изучение нового материала:

«Сегодня мы продолжим изучать раздел «Пищеварение» и рассмотрим с вами органы пищеварения, их строение и функции. Откройте тетради и запишите число, тема нашего урока «Строение пищеварительной системы». В течение урока мы с вами заполним таблицу: «Органы пищеварительной системы и их функции» (демонстрируется на слайде).

Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.

Демонстрация слайда: Пищеварительный канал подразделяется на ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. Также к органам пищеварения относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, которая ограничена верхней и нижней челюстями.  

Вопрос учащимся: Как вы думаете, для чего нам необходимы зубы?

Ответ: С помощью зубов мы откусываем и измельчаем пищу.

 

Демонстрация слайда: Зубы расположены в лунках верхней и нижней челюстей ротовой полости. Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корня. Коронку зуба покрывает эмаль (самая твердая ткань в организме человека), под эмалью расположен дентин, шейку и корень покрывает цемент. Полость зуба заполняет соединительная ткань – пульпа. В пульпу через канал корня входят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.

 

Вопрос учащимся: Как выдумаете, в ротовой полости все ли зубы имеют одинаковую форму?

Ответ: В зависимости от выполняемой функции зубы имеют разную форму.

 

Демонстрация слайда: Строение зубов связано с теми функциями, которые они выполняют. По форме и функция зубы делят на резцы, клыки, малые и большие коренные. На каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зуба. Резцы и клыки имеют по одному корню. Этими зубами откусывают пищу. Коренные зубы имеют два или три корня. Малые и большие коренные зубы измельчают пищу.

Вопрос учащимся: Как можно объяснить то, что при болезни зубов нарушается пищеварение?

Ответ: При болезни зубов в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей обработке пища.

 

Демонстрация слайда: Здоровые зубы – залог нормальной работы органов пищеварения. В ротовой полости пища разжевывается: увлажняется слюной и превращается в пищевой комок. Перемешивание пищи в ротовой полости осуществляется языком и мышцами щёк. Слизистая оболочка ротовой полости воспринимает температуру, вкус и др. качества пищи. Далее по рефлексу начинают работать слюнные, желудочные поджелудочные железы, затем происходит акт жевания и глотания. Пережеванная и увлажненная пища языком проталкивается в глотку. В результате сокращения мышц продвигается дальше в пищевод.

 

Записи в тетрадях: Пищевод представляет собой мышечную трубку. Продвижение пищевого комка по пищеводу происходит благодаря волнообразным сокращениям его стенок. Далее пища попадает в желудок.

Записи в тетрадях: Желудок является тем органом пищеварительного канала, где пища задерживается и перемешивается. Здесь под влиянием желудочного сока набухают и расщепляются белковые пищеварительные вещества на простые химические соединения. Желудочный сок вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки желудка Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц стенок желудка.

Записи в тетрадях: Следующих отдел пищеварительного канала – тонкая кишка, образованная множествами петель, которые занимают большую часть объема брюшной полости.  В тонком кишечнике завершается расщепление питательных веществ и происходит всасывание их в кровь и лимфу. Длина тонкой кишки взрослого человека около 4,5м. возле самого желудка выделяют короткую 12перстную кишку, она примерно в 12 раз превышает толщину большого пальца руки. Движение пищи в тонкой кишке происходит в результате сокращений мышц ее стенок. В тонкой кишке происходит окончательное переваривание пищи.

Записи в тетрадях: Тонкая кишка переходит в толстую. Длина толстой кишки составляет в среднем 1,5-2 м. в начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеобразны отросток аппендикс. В толстом кишечнике окончательно расщепляются питательные вещества и формируются каловые массы.

Записи в тетрадях: Аппендикс – небольшой орган 8-15см длины, являющийся недоразвитым концом слепой кишки. При попадании в него непереваренной пищи, косточек, шелухи начинается воспалительный процесс – аппендицит. В этом случае производится операция удаления аппендикса. Аппендикс выполняет защитную функцию.

Записи в тетрадях: Конечный отрезок толстого кишечника – прямая кишка заканчивается задним проходом. Опорожнение прямой кишки происходит рефлекторно при участии диафрагмы и мышц живота.

IV.  Закрепление и обобщение:

 

Давайте проверим, как вы усвоили материал урока (проведение устного вопроса, вопросы появляются на слайде):

Вопрос 1: Из каких отделов состоит система органов пищеварения?

Ответ: Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.

Вопрос 2: Функции зубов непосредственно связаны с их формой. Перечислите виды форм зубов.

Ответ: По форме зубы делятся на резцы, клыки, малые и большие коренные.

Вопрос 3: В каком отделе пищеварительного тракта происходит расщепление белковых пищеварительных желез?

Ответ: Расщепление белков на более простые химические соединения происходит во время пищеварения в желудке.

 

Вопрос 4: В каком отделе пищеварительного тракта происходит рефлекторное опорожнение?

Ответ: Рефлекторное опорожнение происходит в прямой кишке.

 

Вопрос 5: Какова роль аппендикса в нашем организме?

Ответ: Аппендикс выполняет защитную функцию.

 

V.  Домашнее задание: выучить таблицу в тетради, подготовить памятку на тему: «Как ухаживать за зубами».

Выставление оценок.

«Урок окончен! До свидания!».