Открытый урок
по биологии
«Строение пищеварительной системы»
Подготовила: Гаджиева В.А
Тема: «Строение пищеварительной системы»
Цель: познакомить учащихся со строением пищеварительной системы: изучить строение пищеварительного канала, особенности строения и расположения органов пищеварительного канала.
Задачи:
-образовательная: познакомить со строением пищеварительного канала, рассмотреть строение и расположение органов пищеварительного канала;
-воспитательная: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью, меры профилактики болезни пищеварительной системы, воспитание культуры поведения учащихся, взаимопомощи и взаимоподдержки.
-развивающая: развивать логическое мышление, память, речь, умения наблюдать.
Методы и методические приёмы:
1.Словесные: объяснение, рассказ;
2.Наглядные: демонстрация изобразительных пособий.
Оборудование: Демонстрационный материал: презентация «Система органов пищеварения».
План урока:
I. Организационный момент(1-2 мин);
II. Проверка знаний по теме: «Питание и пищеварение» (7мин)
III. Изучение нового материала (25мин)
1) строение пищеварительного канала;
2) строение органов пищеварительной системы;
3)взаимосвязь выполняемых функций с расположением;
IV. Закрепление и обобщение(3-4мин)
V. Домашнее задание(2мин).
Ход урока:
I. Организационный момент:
Приветствие, фиксация отсутствующих. Проверка готовности учеников к уроку.
Организация внимания: «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?»
II. Проверка знаний по теме: «Питание и пищеварение»:
Устный опрос домашнего задания:
Вопрос 1: Что такое пищеварение?
Ответ: Пищеварение – это процесс расщепления сложных органических веществ на простые, которые могут всасываться в кровь и лимфу и усваиваться в организме.
Вопрос 2 : Процесс пищеварения делят на полостное и пристеночное. Что называется полостным пищеварением?
Ответ: Полостное пищеварение – это пищеварение которое происходит в желудочно-кишечном тракте и состоит из процессов механической и химической обработки пищи.
Вопрос 3 : В чем заключается механическая обработка пищи?
Ответ: Механическая обработка пищи заключается в ее измельчении, увлажнении, перемешивании с пищеварительными соками, набухании и растворении.
Вопрос 4 : Под воздействием каких веществ происходит химическая обработка пищи?
Ответ: Химические превращения происходят под воздействием особых веществ – ферментов, содержащихся в соках пищеварительных желез.
III. Изучение нового материала:
«Сегодня мы продолжим изучать раздел «Пищеварение» и рассмотрим с вами органы пищеварения, их строение и функции. Откройте тетради и запишите число, тема нашего урока «Строение пищеварительной системы». В течение урока мы с вами заполним таблицу: «Органы пищеварительной системы и их функции» (демонстрируется на слайде).
Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.
Демонстрация слайда: Пищеварительный канал подразделяется на ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. Также к органам пищеварения относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, которая ограничена верхней и нижней челюстями.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, для чего нам необходимы зубы?
Ответ: С помощью зубов мы откусываем и измельчаем пищу.
Демонстрация слайда: Зубы расположены в лунках верхней и нижней челюстей ротовой полости. Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корня. Коронку зуба покрывает эмаль (самая твердая ткань в организме человека), под эмалью расположен дентин, шейку и корень покрывает цемент. Полость зуба заполняет соединительная ткань – пульпа. В пульпу через канал корня входят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.
Вопрос учащимся: Как выдумаете, в ротовой полости все ли зубы имеют одинаковую форму?
Ответ: В зависимости от выполняемой функции зубы имеют разную форму.
Демонстрация слайда: Строение зубов связано с теми функциями, которые они выполняют. По форме и функция зубы делят на резцы, клыки, малые и большие коренные. На каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зуба. Резцы и клыки имеют по одному корню. Этими зубами откусывают пищу. Коренные зубы имеют два или три корня. Малые и большие коренные зубы измельчают пищу.
Вопрос учащимся: Как можно объяснить то, что при болезни зубов нарушается пищеварение?
Ответ: При болезни зубов в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей обработке пища.
Демонстрация слайда: Здоровые зубы – залог нормальной работы органов пищеварения. В ротовой полости пища разжевывается: увлажняется слюной и превращается в пищевой комок. Перемешивание пищи в ротовой полости осуществляется языком и мышцами щёк. Слизистая оболочка ротовой полости воспринимает температуру, вкус и др. качества пищи. Далее по рефлексу начинают работать слюнные, желудочные поджелудочные железы, затем происходит акт жевания и глотания. Пережеванная и увлажненная пища языком проталкивается в глотку. В результате сокращения мышц продвигается дальше в пищевод.
Записи в тетрадях: Пищевод представляет собой мышечную трубку. Продвижение пищевого комка по пищеводу происходит благодаря волнообразным сокращениям его стенок. Далее пища попадает в желудок.
Записи в тетрадях: Желудок является тем органом пищеварительного канала, где пища задерживается и перемешивается. Здесь под влиянием желудочного сока набухают и расщепляются белковые пищеварительные вещества на простые химические соединения. Желудочный сок вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки желудка Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц стенок желудка.
Записи в тетрадях: Следующих отдел пищеварительного канала – тонкая кишка, образованная множествами петель, которые занимают большую часть объема брюшной полости. В тонком кишечнике завершается расщепление питательных веществ и происходит всасывание их в кровь и лимфу. Длина тонкой кишки взрослого человека около 4,5м. возле самого желудка выделяют короткую 12перстную кишку, она примерно в 12 раз превышает толщину большого пальца руки. Движение пищи в тонкой кишке происходит в результате сокращений мышц ее стенок. В тонкой кишке происходит окончательное переваривание пищи.
Записи в тетрадях: Тонкая кишка переходит в толстую. Длина толстой кишки составляет в среднем 1,5-2 м. в начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеобразны отросток аппендикс. В толстом кишечнике окончательно расщепляются питательные вещества и формируются каловые массы.
Записи в тетрадях: Аппендикс – небольшой орган 8-15см длины, являющийся недоразвитым концом слепой кишки. При попадании в него непереваренной пищи, косточек, шелухи начинается воспалительный процесс – аппендицит. В этом случае производится операция удаления аппендикса. Аппендикс выполняет защитную функцию.
Записи в тетрадях: Конечный отрезок толстого кишечника – прямая кишка заканчивается задним проходом. Опорожнение прямой кишки происходит рефлекторно при участии диафрагмы и мышц живота.
IV. Закрепление и обобщение:
Давайте проверим, как вы усвоили материал урока (проведение устного вопроса, вопросы появляются на слайде):
Вопрос 1: Из каких отделов состоит система органов пищеварения?
Ответ: Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.
Вопрос 2: Функции зубов непосредственно связаны с их формой. Перечислите виды форм зубов.
Ответ: По форме зубы делятся на резцы, клыки, малые и большие коренные.
Вопрос 3: В каком отделе пищеварительного тракта происходит расщепление белковых пищеварительных желез?
Ответ: Расщепление белков на более простые химические соединения происходит во время пищеварения в желудке.
Вопрос 4: В каком отделе пищеварительного тракта происходит рефлекторное опорожнение?
Ответ: Рефлекторное опорожнение происходит в прямой кишке.
Вопрос 5: Какова роль аппендикса в нашем организме?
Ответ: Аппендикс выполняет защитную функцию.
V. Домашнее задание: выучить таблицу в тетради, подготовить памятку на тему: «Как ухаживать за зубами».
Выставление оценок.
«Урок окончен! До свидания!».