Открытый урок
Тема: «Интонационная выразительность как основа народного пения»
Провела: преподаватель
высшей категории
Антоненко С.А.
с обучающейся
4 класса ДООП
2021г.
Тема: «Интонационная выразительность как основа народного пения»
Форма организации деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная.
Цель:
учебная: формирование навыка интонационной выразительности; формирование и развитие вокальных навыков;
воспитательная: привить любовь к народной музыке; раскрыть творческие способности; расширить кругозор.
Задачи:
формирование навыков народной манеры пения, интонирования, звукообразования, певческого дыхания; развитие координации между голосом и слухом; закрепление теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: P, F,);
Развитие дикционных способностей, развитие вокального слуха, самоконтроля и самоанализа собственного голоса и исполнения; образного музыкального мышления и художественного воображения; развитие творческой активности обучающейся;
воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к народной песне и народному творчеству в целом; воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством; воспитание усидчивости, трудолюбия, достижения поставленной цели; привитие эстетического вкуса.
Средства обучения и оборудование:
фортепиано, баян, стулья, нотный материал.
Соблюдение на уроке гигиенических и эстетических условий, соблюдение техники безопасности.
Тип урока: комбинированный (урок- исправление ошибок, повторение, закрепление умений и навыков).
Технологии: здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве (коммуникативно- диалоговая), имитационно- модулирующая (технология ситуативного обучения, применение учебных и сценических игр), личностно-ориентированная.
Принципы: наглядность; научность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; доступность; сознательность; активность; дифференцированность; сочетание руководства преподавателя с развитием самостоятельности; инициативы и творчества детей.
Методы обучения : проблемно-поисковый, собственный показ, закрепление изученного материала, выработка практических умений. Демонстрация, объяснение, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности, сравнение и обобщение.
Приемы обучения:
1.Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
2.Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающейся;
3.Побуждение обучающейся к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
4.Сопоставление песен или их частей, различных по характеру;
5.Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
6.Представление «в уме» (внутренний слух) звуков и частей музыкального материала;
7.Вокализация песен на определенный слог, сольфеджирование;
8.Задержка звучания голоса обучающейся по руке преподавателя с целью выстраивания звука;
9.Образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образом мышления обучающейся;
10. Поощрение с целью стимуляции их интереса к процессу обучения, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность ребенка.
Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
личностно- ориентированное обучение, учет уровня музыкального развития обучающейся;
учет индивидуальных психологических особенностей ребенка.
Проектируемый результат: Ребенок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песням, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнять её.
Структура урока:
Организационный момент. Формулировка задач урока. (2 мин)
Подготовительный этап. Певческая установка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Звуковые упражнения. (3мин)
Скороговорки. (2 мин)
4. Вокальные упражнения. Распевание. (5 мин)
5.Работа над произведениями. (25мин)
6.Итог урока. Анализ занятия. (3мин)
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Краткая беседа с обучающейся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях.
Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством улыбки педагога, ободряющей голосовой интонацией.
Введение в тему.
Преподаватель: На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом, работаем над эмоциональностью исполнения и интонационной выразительностью.
Что такое интонационная выразительность? Как ты считаешь?
Предпологаемый ответ обучающейся: Это то, как я чувствую песню.
Преподаватель: Правильно. Это не только то как ты чувствуешь песню, а ещё и оттенки которые помогают нам передать настроение того или иного произведения.
Тебе будет интереснее слушать человека который говорит монотонно или который рассказывает эмоционально и с характером?
Предпологаемый ответ обучающейся: Эмоционально и выразительно.
Преподаватель: Совершенно верно. Тема нашего урока: «Интонационная выразительность как основа народного пения». Сегодня на занятии мы поработаем над формированием навыка интонационной выразительности и развитием голосового аппарата.
Что в народном пении и вообще в разговорной речи является очень важным?
Предпологаемый ответ обучающейся: Дыхание.
Преподаватель: Правильно. Народное пение и разговорная речь осуществляется за счет дыхания. Потому что именно дыхание основа всего. Поэтому наше занятие как и все остальные мы начинаем с упражнения на дыхания.
Певческая установка: стоим ровно, спина прямая плечи развернуты, голова смотрит перед собой, шея свободная.
Правильное положение корпуса не только важно с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность вокалиста связана с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.
2.Для поднятия вокального и дыхательного тонуса организма сделаем несколько дыхательных упражнений системы А.Н. Стрельниковой (делаем быстром и шумном вдохе носом и выдох через рот):
- «Ладошки» (8раз)
- «Повороты головы» (8раз)
- «Насос» (8раз)
- «Обними плечи» (8раз)
Звуковые упражнения:
-«лошадка», «пчела», «свечи», «шарик» ( для подготовки работы голосового аппарата, овладения техникой дыхания- короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование, начальные элементы твердой атаки, формирования умения правильно открывать рот, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти)
Преподаватель: Что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать- настроить его.
Что же для этого нужно?
Предпологаемый ответ обучающейся: Проговорить скороговорки для того, чтобы насторить свой голос, для более четкого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.
Преподаватель: Молодец.
3. Скороговорки (обязательно акцентирую внимание на активную и правильную работу рта и равномерное распределение быстрого вдоха на всю фразу):
От топота копыт пыль по полю летит.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Во дворе трава, на траве дрова.
4. Вокальные упражнения (распевание) преследуют практические цели — формирование, отработка и совершенствование основных вокально-технических навыков на целенаправленно повторяющихся упрощенных формах задания. Система предложенных упражнений включает в себя упражнения для систематического использования. В ней представлены элементы и конфигурации, наиболее часто встречающиеся в народном музыкальном материале. Данная система помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной задаче, направлена на преодоление конкретных трудностей.
- «А, Я, О, Э, И» - на одном звуке от «до»- до «фа» вверх. Поем на одном дыхании, последний длинный звук «поднимаем» вверх. Выравниваем гласные (единая звуковая позиция), акцентируем внимание на грудном формировании звука.
- «Ты моя, моя долина. Ты моя, моя долина, ты моя-я-я, ты долинушка моя, долина моя»- поем на одном звуке от «до»-до «соль» вверх. Следим за образованием звука, поем без толчков народной манерой.
-««Тары бары растобары, у Варвары куры стары, куры старенькие растобаренькие» - активно работаем ртом с акцентом на первом слоге фразы. Поем от «ми»- до «ля» (вниз).
- «Пойду, пойду да я молоденька» - поем не спеша, хотя и в темпе.
- «О-Е-Е-Е-Е, А-Я-Я-Я-Я»- поем от «ля»- до «си» очень плавно, распеваем длинные звуки, следим за звукообразованием. Вдох быстрый и короткий. Исполняем упражнение в народной манере.
- «Ди-Да- Де-Ду» - четкое исполнение триолей.
5. Работа над произведениями.
«Лен- зеленой» у.н.п
Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
Что такое «a capello»?
О чем поется в песне?
Какого характера песня?
Работа над интонационной выразительностью, динамическими оттенками, темпом.
Работа над единой манерой звукообразования. Соответственно характеру образа работаем над твердой атакой звука, четкостью произношения слов.
Работа со сценическими движениями. Следим за сочетанием вокального звучания и движений
«А чу-чу, а чу-чу»» у.н.п.
Во время работы обучающейся предлагаются вопросы:
«Песня о России» муз., сл. М.Сутягиной
Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
Какие бывают песни народные и еще какие?
Кто сочиняет авторские песни?
Какого характера песня?
О чем поется в песне?
работа над звукообразованием, чередованием мягкой и твердой атаки
работа над единой манерой звучания
работа над сценичностью по принципу: «показываем то, о чем поем»
6.Итог урока. Отмечаем положительные моменты на занятии, особенные результаты и успехи обучающейся.
Выставление оценки.
Урок окончен.