СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Цикл с предусловием While"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока, путевую карту урока, опорный конспект, презентацию с гиперссылками на все программы.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект»

Опорный конспект

Операции DIV и MOD


DIV - целая часть от деления (например, 11 DIV 3 = 3)

MOD - остаток от деления (например, 11 MOD 3 = 2)


A mod 10

- значение последней цифры в десятичной записи целого  А, «выделение последней цифры в записи десятичного числа»
(например, 987 mod 10 = 7).

A div 10

число, десятичная запись которого получится отбрасыванием последней цифры в десятичной записи целого числа А (например, 987div 10 =98).

А mod B = 0

- условие делимости целого A на целое B.

A mod 2 = 0

- условие чётности целого A.

A mod 2 0

A mod 2 =1

A mod 2 0

- условия нечётности целого A.

Новый материал. Оператор цикла while – цикл с предусловием

Оператор цикла while имеет следующую форму:

while условие do
  оператор

Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.


1.Если в задаче известно количество раз, выполнения тела цикла, то мы используем цикл FOR.

2. Если в задаче не известно количество повторений, но известно условие, то мы используем цикл WHIEL.



Просмотр содержимого документа
«Путевая карта урока информатики»

Путевая карта урока информатики

9 класс, 23.04.2019



Задание №1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

a := 425;

b := a div 100;

a := a mod 10;


Ответ:_a=______и b=______


Задание №2

ОГЭ 9. Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Чему будет равно зна­че­ние переменной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те работы сле­ду­ю­щей программы.

Паскаль

Алгоритмический язык

var s,k: integer;

begin

    s := 0;

    for k := 8 to 12 do

        s := s + 12;

    writeln(s);

end.

алг

нач

   цел s, k

   s := 0

   нц для k от 8 до 12

      s := s + 12

 

Ответ:_____________


  кц

   вывод s

кон

Сколько раз выполнится тело цикла? Ответ:_____________



Задание №3

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через пять, семь или двенадцать месяцев. (можно предложить идеи решения)

Используем оператор цикла c параметром FOR

Программа:
















Задание №4

А если изменить вопрос задачи: через сколько месяцев у него на счете будет более 2000 рублей?

Достаточно ли нам знаний цикла FOR?

Тема урока:_________________________________________

См. опорный конспект.

Решаем задачу №4 (вместе)

Программа:














Задание №5 Егэ 20

  1. Ниже записана программа. Что выведет программа на экран, получив на вход число =256?

var x, L, M: longint;

begin

readln(x);

L:=0; M:=0;

while x 0 do begin

L:= L + 1;

M:= M + x mod 10;

x:= x div 10;

end;

writeln(L); write(M);

end.


Так, что делает эта программа? Сформулируйте.

Задание №6  Программа "Угадай число"

Отгадать целое число, которое "загадал" компьютер в определенном диапазоне.

Для решения:

  1. Описание переменных: 

x– число, "загаданное" компьютером;
y – очередное число, вводимое пользователем.

  1. Алгоритм решения задачи: 

Программа генерирует псевдослучайное число (RANDOM), которое записывается в переменную x.

Пока число x не совпадет с числом y, пользователю будет предлагаться ввести очередное число. При этом, если y x, то на экран будет выдаваться сообщение "Много". Иначе будет проверяться условие y x. При его положительном значении появится сообщение "Мало", иначе сообщение "Угадал".

Программа:

var

x,y: integer;

begin

x :=

while do begin

write('Введи число: ');

readln(y);



end;

writeln('Угадал');

end.


Компьютерный эксперимент. Отладка программы.

Задание №7 Тестовый опрос «Циклические алгоритмы» (Mimio Studio).



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока информатики 9 класс. ФГОС.

Учитель Дзиова М.П.

Дата 23.04.2019

Тема: Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием.

Цели урока: познакомить учащихся с форматом оператора цикла с предусловием, учить составлять программы на использование оператора цикла с предусловием.

предметные — получение представлений об алгоритмической конструкции «повторение(цикл)»; видах циклов, умений исполнять алгоритм содержащий цикл с заданным условием работы; умений составлять простые программы с повторением для решения задач.

метапредметные — умение выделять алгоритмы с повторением в различных процессах;

личностные — развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:

  1. обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;

2) получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;

3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для решения задач на выделение цифр в числе.

Этап урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Приветствие.

Путевая карта урока.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

2

Устное повторение

( пока идет работа у доски, затем сверка написанного на доске с шаблоном ответов)

Задание №1. div, mod

Задание №2. Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке (ОГЭ 9)

Для решения такого рода задач нам необходимо вспомнить операции целочисленного деления (div) и взятия остатка (mod). При этом, обычно, используется несколько стандартных  приёмов,  которые для успешного решения таких задач, необходимо твёрдо усвоить.

Отвечают на вопросы, решают задачи (Опорный конспект)

Личностные УУД:

- развитие памяти


3

Актуализация знаний.


Задание №2. Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через пять, семь или двенадцать месяцев. (можно предложить идеи решения)

Предполагаемые ответы: Используем оператор цикла c параметром FOR, т.к. в условии задачи определено количество раз, выполнения цикла (кол-во месяцев); ……


4

Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)

А если изменить вопрос задачи: через сколько месяцев у него на счете будет более 2000 рублей?


В этом случае оператор FOR нам уже не подойдет.

Что делать?


Определяют и записывают тему урока.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

5

Объяснение новой темы Лекция

Давайте узнаем, что такое «цикл с предусловием».

Объяснение нового материала.

Сделай записи в тетради: (Опорный конспект)

Новый материал. Оператор цикла while – цикл с предусловием

Оператор цикла while имеет следующую форму:

while условие do
  оператор


- повторение – это алгоритмическая конструкция действий, выполняемых многократно. Алгоритм с повторениями называют циклическим. Многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Шаблон записи цикла нц тело цикла кц.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие внимания

- формирование навыков создания структурированного конспекта

6

Углубление в тему. Решение задач

- выделяют следующие виды циклов: цикл с заданным условием продолжения работы, цикл с заданным числом повторений, цикл с заданным условием окончания работы.

Далее можно рассмотреть задание ЕГЭ 20 (анализ программы, содержащей циклы и ветвления)

Ниже записана программа. Что выведет программа на экран, получив на вход число =256?

var x, L, M: longint;

begin

readln(x);

L:=0; M:=0;

while x 0 do begin

L:= L + 1;

M:= M + x mod 10;

x:= x div 10;

end;

writeln(L); write(M);

end.

Так, что делает эта программа? Сформулируйте.


Трассировка программы (анализируют программу).

Познавательные УУД:

- формирование знаниевой компоненты по теме урока


Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.


Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.


7

Создание мини-проекта.

Компьютерный практикум

Отладка программы.


Отгадать целое число, которое "загадал" компьютер в определенном диапазоне.

Для решения:

  1. Описание переменных: 

x– число, "загаданное" компьютером;
y – очередное число, вводимое пользователем.

uses graphabc;

var

x,y: integer;

begin

x:= random(100);

while x y do begin

write('Введи число: ');

readln(y);

if y x then writeln('Много');

if y then writeln('Мало');

end;

writeln('Угадал');

end.

8

Домашнее задание

Дописать программу, оформив титульную заставку и организовать подсчет количества попыток.


9

Тестовый опрос «Циклические алгоритмы» (Mimio Studio).




10

Итоги урока, выставление оценок.


Рефлексия (MimioStudio). Ответить на вопрос, какой из этапов урока вам понравился больше всего?

Диаграмма.



Просмотр содержимого презентации
«Циклические алгоритмы с предусловием»

Урок информатики Учитель Дзиова М.П. 23 апреля 2019г.

Урок информатики

Учитель Дзиова М.П.

23 апреля 2019г.

Опорный конспект

Опорный конспект

Задание №1. Определите значение целочислен-ных переменных a и b после выполнения фраг-мента программы: a := 425; b := a div 100; a := a mod 10; Ответ : a=4 b=5

Задание №1. Определите значение целочислен-ных переменных a и b после выполнения фраг-мента программы:

a := 425;

b := a div 100;

a := a mod 10;

Ответ : a=4 b=5

Задание №2.  ОГЭ 9 . Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке Чему будет равно значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Ответ: 60   Сколько раз выполнится тело цикла?   Ответ: 5

Задание №2. ОГЭ 9 . Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Чему будет равно значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы.

Ответ: 60

 

Сколько раз выполнится тело цикла?

 

Ответ: 5

Задание №3 Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через пять , семь или двенадцать месяцев. Программа

Задание №3

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через пять , семь или двенадцать месяцев.

Программа

Задание №4. Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить через сколько месяцев у него на счету будет более 2000 рублей.

Задание №4.

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить через сколько месяцев у него на счету будет более 2000 рублей.

 Тема урока: Циклические алгоритмы с предусловием. Условие повтора нет Оператор цикла while – цикл с предусловием Оператор цикла while имеет следующую форму: while условие do    … оператор да Тело цикла Программа

Тема урока:

Циклические алгоритмы с предусловием.

Условие повтора

нет

Оператор цикла while – цикл с предусловием

Оператор цикла while имеет следующую форму:

while условие do   … оператор

да

Тело цикла

Программа

0 do begin L:= L + 1; M:= M + x mod 10; x:= x div 10; end ; writeln(L); write(M); end . " width="640"

Задание №5.

Ниже записана программа. Что выведет програм-ма на экран, получив на вход число Х=256?

var x, L, M: longint;

begin

readln(x);

L:=0; M:=0;

while x 0 do begin

L:= L + 1;

M:= M + x mod 10;

x:= x div 10;

end ;

writeln(L); write(M);

end .

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Задание №6. Отгадать целое число, которое

Задание №6. Отгадать целое число, которое "загадал" компьютер в определенном диапазоне.

Для решения:

Описание переменных: 

x – число, "загаданное" компьютером; y  – очередное число, вводимое пользователем.

Алгоритм решения задачи: 

Программа генерирует псевдослучайное число ( RANDOM ), которое записывается в переменную x.

  Программа x then writeln('Много'); if y then writeln('Мало'); end ; writeln('Угадал'); end . Программа" width="640"



Программа " Угадай число "

var   x,y: integer ;

begin

x := random(100);

while x y do begin

write('Введи число: ');

readln(y);

if y x then writeln('Много');

if y then writeln('Мало');

end ;

writeln('Угадал');

end .

Программа

Домашнее задание

Домашнее задание

Рефлексия

Рефлексия

Спасибо!

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!