Конспект урока познания мира 4 класс
Учитель : Зимарева Лариса Викторовна
Тип урока: знакомство с новой темой
Тема урока: «Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.
Цель урока:
1.Способствовать формированию новых знаний по теме «Воздух».
2.Содействовать развитию умения анализировать, обобщать ,делать выводы, содействовать развитию внимания ,логического мышления , речи, коммуникативных навыков.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер.
1.этап «Организационно-мотивационный этап.
Цель: Создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения.
- Сейчас вы услышите приятную музыку. Я попрошу вас внимательно ее послушать. Можно закрыть глаза . После прослушивания попробуйте рассказать о том, что вы представили.
-А теперь отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый но все же
Без него мы жить не можем.
Воздух.
-Верно .Воздух.- А для чего нам нужен воздух I Чтобы дышать. жить.
-Вы наверное уже догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Тема нашего урока…Воздух-щит Земли. Охрана воздуха.
Да .ребята .человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут.
-Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде
- на улице. в комнате. в земле. в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
3. Работа в группах.
- Вы уже имеете какой-то запас знаний о воздухе. Пожалуйста обсудите в группах и запишите. что вы
Знаете о воздухе «кластер» (2 -3мин.

Проверка задания: (работа в парах, а затем и группе)
- Подчеркните те слова, которые повторяются у вас с вашим соседом или у ребят в вашей группе.
- У вас получилась готовая афиша, которая содержит ваши знания по данной теме.
- Слов вы назвали много, но выделите главное слово или главные слова, которые определяют суть слова «воздух»
Говорят дети свои выводы сами. Выброс афиш на доску.
- Скажите, много нового вы узнали по данной теме при помощи этих афиш?
- А как вы думаете, вам достаточно этой информации? Или вы хотите узнать что-то новое по данной теме?
- Что бы вы хотели узнать по данной теме? (дети говорят свои пожелания0
4. Этап. «Социализация» (сбор информации)
-Я предлагаю вам поработать с информацией в учебнике на стр._56____ Прочитайте и дополните свой кластер –что вы узнали нового. На работу дается 7 минут.
- Расскажите . что вы добавили. Рассказы уч-ся.
-Вы дружно работаете. Давайте дружно отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Я предлагаю посмотреть слайды о воздухе и .его значении. Озвучит слайды Идьдар.
- А теперь давайте обобщим полученные знания:
1. Что такое воздух? - смесь газов
2. Из чего состоит воздух? -азот кислород углекислый газ
3. Для чего нам нужен воздух? Дышать жить
- Некоторым ребятам в классе я предложила подготовить для вас сюрприз. Они в библиотеке нашли интересный материал о воздухе.
Выступления детей. (О загрязнении воздуха. Материал о загрязнении воздуха промышленными отходами в Павлодаре).
Загрязнение воздуха
1 ученик
Атмосферный воздух принадлежит к числу основных компонентов окружающей природной среды. С чистотой воздуха связаны здоровье человека, состояние животного и растительного мира.
Ежегодно в атмосферу выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. В воздух выбрасываются такие ядовитые газы, как окись углерода, сернистый газ, окись азота, хлор, токсические вещества, содержащиеся в автомобильных газах, пыль и др. Они оказывают очень вредное воздействие на здоровье человека, вызывают такие заболевания, как аллергия, рак легких, психоневрологические расстройства и др.
2 ученик
Загрязнение воздуха близ индустриальных центров (Павлодар, Экибастуз, Аксу) пагубно сказывается и на жизнедеятельности животных, растений, микроорганизмов, наносит огромный ущерб городскому хозяйству.
Чрезвычайно опасно загрязнение атмосферы продуктами радиоактивного распада.
Таким образом, в области имеются следующие источники загрязнения атмосферы:
1. Загрязнение продуктами сжигания топлива для бытовых, производственных и транспортных целей.
2. Радиоактивное загрязнение атмосферы в результате атомных испытаний.
3. Естественное загрязнение взвешенными частицами, поступающими в атмосферу от пыльных бурь и пожаров.
3 ученик
Основным источником загрязнения атмосферы является промышленность, особенно энергетические установки и транспортные средства. На их долю приходится более половины всех выбросов в атмосферу. Мощные тепловые электростанции ежегодно выбрасывают тысячи тонн золы и сернистого ангидрида. В городах области в большом количестве содержатся в виде различных соединений распыленные продукты промышленного производства, среди которых преобладают продукты сжигания угля.
4 ученик
Очень опасным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Один автомобиль за год выбрасывает 600—800 кг оксида углерода, около 200 кг несгоревших углеводородов и около 40 кг оксидов азота. Массовое скопление автомобилей в городах является причиной загрязнения атмосферы окисью углерода, многими сложными органическими соединениями, что вредно отражается на здоровье человека. Особенно опасно большое содержание угарного газа, который концентрируется у поверхности земли.
5 ученик
В области ведется работа по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Областным управлением экологии и биоресурсов осуществляются проверки предприятий и организаций по выполнению требований Закона Казахстана "Об охране атмосферного воздуха". По фактам нарушений предъявляются штрафы, иски о возмещении предприятиями ущерба, нанесенного окружающей природной среде, выдаются предписания об устранении загрязнителей.
Разработаны нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Такие нормативы установлены для каждого источника загрязнения. Законом "Об охране атмосферного воздуха" предусматривается улавливание, использование и обезвреживание вредных веществ и отходов. Для этого на источниках загрязнения должны устанавливаться приборы и аппараты, имеющие специальные поглотители пыли и вредных газов.
Контроль за уровнем загрязнения атмосферы ведется областным центром по гидрометеорологии: тремя стационарными постами в г. Павлодаре, двумя — в г. Экибастузе, а также передвижной лабораторией.
- Подведем итоги. Что нового вы узнали из выступления ребят.
-
-Молодцы. Ребята –людям и животным .заводам и машинам- всем нужен воздух. А почему же на земле его не становится меньше Ответы уч-ся.
-Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом а выдыхает углекислый газ.
А растения как бы дышат углекислым газом .а выдыхают кислород .который необходим людям и жи-
вотным.
-А отчего воздух может загрязняться ОТВЕТЫ
-В городах строится много заводов .Из их труб в воздух поднимается дым.в котором много пыли. Ядовитых веществ. вредных для всех живых существ.
-Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
-Что же делают люди чтобы воздух был чистым.
-Перед вами лежат карточки. Обобщите полученные знания подумайте и заполните таблицу.
Вам необходимо подобрать из набора словосочетаний походящие по разделам. Что загрязняет воздух
и Что предпринимают люди для охраны воздуха.
-Расскажите что у вас получилось.
-Рассказ подготовленного уч-ся
-На заводах работают установки которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают
Новые машины,.которые не будут загрязнять воздух.
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько. Сколько 3 липы.7 елей.и 4 осины.
-Могут ли дети помочь взрослым в защите окружающей среды..
-Я предлагаю вам взять из конверта по вашему выбору тему домашнего задания.
-Данные темы даны для создания рекламного плаката.
1. «Осторожно! Этим мы дышим!»
2. «Береги свой город!»
3. «Человек! Ты в ответе, за все живое на планете!»
-Остальные три темы – подготовить сообщение.
Наш урок подходит к концу. Давайте обобщим знания. заполнив тест.
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО КЛЮЧУ НА ДОСКЕ.ОЦЕНИВАНИЕ.
7. Этап. «Рефлексия»
Анализ
- Над какой темой урока мы сегодня с вами работали? Что нового вы сегодня узнали? Что вы хотите еще узнать? Как вы думаете, где можно получить дополнительную информацию по данной теме?
( библиотеки, интернет, энциклопедии)
- Какие чувства вы испытывали на уроке? Я хочу, чтобы своим настроением вы поделились со мной и гостями используя слова:
ПОЧУВСТВОВАЛ ПОНАБЛЮДАЛ ОТКРЫЛ СОЗДАЛ ВЫБРАЛ ПОМОГ ПОНЯЛ ЗАДУМАЛСЯ
-Молодцы ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете Земля –всегда цвели сады и пели птицы.
Чтение уч-ся стихотворения Г.Маршакова Береги свою планету.
-Спасибо всем за урок.