Разработка открытого урока по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Задачи урока:
1) образовательная: дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и решений;
3) развивающая: развивать навыки работы с текстом и поисковые навыки.
Оборудование: презентация, доска, проектор, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.
- Добрый день, ребята. Меня зовут Анастасия Михайловна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала
Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по стране «Имя существительное».
Вспомните, что вы знаете об имени существительном? Как оно изменяется?
-Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопрос «Кто? Что?»
Изменяется по родам, числам и падежам.
3. Знакомство с темой урока. (Слайды 1-6)
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верни слово».
- Сейчас я буду показывать существительные множественного числа, а вы называть эти же существительные, но в форме единственного числа.
Тетради, парты, машины, ножницы, очки, брюки.
- Что мы можем сказать о существительных: ножницы, очки, брюки?
- У данных существительных нет единственного числа.
- Какой общий вывод мы можем сделать?
- Некоторые существительные имеют форму только единственного или только множественного числа.
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 7)
4. Постановка цели
- Сформулируйте цель, используя слова: познакомиться...., научиться находить... и правильно использовать…
- Итак, цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
5. Первичное закрепление.
У вас на столах лежит задание № 1. Попробуйте сформулировать задание, исходя из нашей темы.
Задание 1. Найдите и выпишите из текста имена существительные, имеющие форму только мн.ч.
Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.
Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.
– Определите у существительных род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение.
6. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Если я называю существительное ед.ч., то вы разводите руки в стороны,
Если я называю существительные мн.ч., то руки - вперед,
Ложка, бусы, картина, часы, рука, весы.
Влево, вправо поворот.
Ноги, стол, шорты, лук.
Руки вниз опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Работа в парах.
Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?
Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.
(Эти существительные имеют форму только множественного числа)
- Распределите слова по группам, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами. Кто затрудняется, может воспользоваться учебником (стр.60)
Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов
Значение имён существительных, которые имеют
форму только множественного числа
таблица 1.
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Сравните с эталоном и оцените себя
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
Сани клещи очки плоскогубцы грабли ворота | жмурки горелки пятнашки салочки прятки | Сливки духи макароны дрожжи чернила | Сумерки каникулы сутки часы | Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы |
8. Закрепление. Поисковая работа. Работа в группах. (Роль ведущего)
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по толковому словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют форму только множественного числа. Вы видите список этих слов на карточке.
Задание. Выберите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.
Слова для справок
Брюки Бусы Весы Вилы Грабли Дрожжи Джинсы | Опилки Пельмени Плоскогубцы Плечики Консервы Лосины Макароны
| Сухофрукты Тефтели Шорты Клещи Ножницы Носилки Очки |
Ответ:
На кухне: весы, дрожжи, консервы, макароны, пельмени, сухофрукты, тефтели.
В шкафу: брюки, бусы, джинсы, лосины, очки, плечики, шорты.
В мастерской: вилы, грабли, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы.
9. Стадия рефлексии.
- Ребята, какую цель мы ставили?
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
- какие задачи решили?
- Что у вас получалось легко?
- В какие моменты урока вы испытывали трудности? Как вы думаете, почему?
- Оцените свою работу на уроке.
10. Домашнее задание по выбору:
1. Посмотрите, какие продукты питания имеются в вашем доме. Названия каких из них имеют форму только множественного числа? Что можно приготовить из этих продуктов. Запишите рецепт.
.
2. По толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком и запишите их в тетрадь.
10. Спасибо за работу на уроке!
Работа по группам на карточках с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим рядам назвать описываемое в тексте слово.
Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… ___________
Работа по группам на карточках с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим рядам назвать описываемое в тексте слово.
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... __________
Работа по группам на карточках с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим рядам назвать описываемое в тексте слово.
Карточка 3
На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда Сириус которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это ______________________
Задание 1.
Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.
Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.
Задание 1.
Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.
Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.
Задание 1.
Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.
Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.
Задание 1.
Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.
Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.
Задание 1.
Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.
Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.
Значение имён существительных, которые имеют
форму только множественного числа
таблица 1.
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Значение имён существительных, которые имеют
форму только множественного числа
таблица 1.
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Значение имён существительных, которые имеют
форму только множественного числа
таблица 1.
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Значение имён существительных, которые имеют
форму только множественного числа
таблица 1.
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Брюки Бусы Весы Вилы Грабли Дрожжи Джинсы | Опилки Пельмени Плоскогубцы Плечики Консервы Лосины Макароны | Сухофрукты Тефтели Шорты Клещи Ножницы Носилки Очки |
Брюки Бусы Весы Вилы Грабли Дрожжи Джинсы | Опилки Пельмени Плоскогубцы Плечики Консервы Лосины Макароны | Сухофрукты Тефтели Шорты Клещи Ножницы Носилки Очки |
Брюки Бусы Весы Вилы Грабли Дрожжи Джинсы | Опилки Пельмени Плоскогубцы Плечики Консервы Лосины Макароны
| Сухофрукты Тефтели Шорты Клещи Ножницы Носилки Очки |