СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе "Склонение имен прилагательных женского рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 6 классе коррекционной школы по русскому языку "Склонение имен прилагательных женского рода"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе "Склонение имен прилагательных женского рода"»

ГОУ « Снежнянская специальная школа-интернат № 42»















Открытый урок по русскому языку в 6 классе

«Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»













Провела:

учитель старших классов

Евдачева С. В.













2017-2018 уч. год

Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.

Задачи:

Образовательные:

•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;

•способствовать обогащению словарного запаса;

•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

Развивающие:

•развивать орфографическую зоркость;

•развивать речь детей;

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы

Воспитательные:

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

•воспитывать умение работать в коллективе;

•воспитывать нежное и благодарное отношение к матери;



Планируемые предметные результаты:

•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•научатся склонять имена прилагательные женского рода;

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных


Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•синтез

Коммуникативные УУД:

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи;

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

•оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей


Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класc, компьютер, презентация, карточки c заданиями, памятки «Склонение имен прилагательных женского рода», тестовые задания, средство обратной связи (светофор).

(слайд 1)


Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (слайд 2)

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Прослушайте стихотворение и скажите о какой чисти речи идет речь

Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Это замечательное
…………………….(прилагательное) (слайд 3)

- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной).

-С какой частью речи связаны имена прилагательные? (Имена прилагательные связаны с именами существительными).

-Как изменяются имена прилагательные?  (Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам).

-Как определить род, число, падеж имени прилагательного? (Род, число, падеж имен прилагательных определяется по роду, числу, падежу имен существительных, с которыми они связаны).

-А для чего нам нужны знания по русскому языку?  (Чтобы правильно писать, говорить, чтобы нас понимали другие люди).

  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Введение в тему урока.

Работа со словосочетаниями.

- Ребята, сейчас мы выполним несколько заданий, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока.

-Первое задание: (слайд 4)

назовите пропущенные буквы

подберите смысловые пары существительное + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ;

Ранн.. мама

Любим… роща

Берзовая.. заря

Утрен… весна


Проверка на экране:

Ранняя весна (слайд 5)

Любимая мама (слайд 6)

Берёзовая роща (слайд 7)

Утренняя заря (слайд 8)


-Назовите, что есть общего в именах прилагательных.

-На что указывают эти окончания?


  1. Работа с тестом (в парах). (слайд 9)

- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1.​ Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2.​ на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

3.​ Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4.​ Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

5.​ каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6.​ какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7.​ с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом

8.​ Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

9.​ Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

с

к

л

о

н

е

н

и

е

-Букву, которая соответствует правильному ответу, записывайте в таблицу, которая находится в конце теста.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) (слайд 10)

-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)

-Ориентируясь на ключевое слово, учитывая прилагательные, которые мы рассмотрели, можно сформулировать тему нашего урока.


«Склонением имён прилагательных женского рода в единственном числе»

(слайд 11)

  1. Основная часть.

1.Пальчиковая гимнастика. (слайд 12)

Перед тем, как мы приступим к работе в тетрадях выполним пальчиковую гимнастику


Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук


2.Работа в тетрадях (Запись числа, проговариваем время года, какой по счету зимний месяц, какой следующий , какое время года и т.д). (слайд 13)

3.Минутка чистописания. (слайд 14)

-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать сочетания букв: (ая яя)

- Напишите составленную цепочку строчных букв до конца строки, приписывая каждый раз в первом сочетании букв одну букву а:

ая яя (аая яя ааая яя…)

(контроль осанки)

-Оцените свою работу «улыбкой» на полях, если работа выполнена правильно и красиво, то ставим значок улыбка, если есть небольшие недочеты, то прямую линию, если много ошибок и работа выполнена неаккуратно – грустную улыбку.

-Красиво ли написали.

-Ребята, вы на строчку посмотрите-

Что заметили - скажите?

-Посмотрите внимательно на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают? (Окончания имён прилагательных женского рода).

4. Работа по теме урока. (слайд 15)

Работа по учебнику. –Рассмотрите таблицу на стр.147.

-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.


И.п. -ая, - яя

Р.п. -ой, -ей

Д.п. -ой, -ей

В.п. -ую, -юю

Т.п. -ой, - ей

-ою, -ею

П.п. -ой, -ей

- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

-Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания(-ой), (-ей).)

5. Работа в группе.

-Сейчас вы будете работать в группе. (слайд 16)

-Вспомните правила работы в группе.

*Общайся вежливо и доброжелательно.

*Говори спокойно и ясно.

*Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.


-Ваша задача выложить блок-схему из карточек.

На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями.

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

какая? какой? какую?

-ая,-яя -ой,ей -ую,-юю


Проверка по эталону. (слайд 17)

Имена прилагательные ж.р., ед.ч.

И.п. какая? -ая, -яя


Р.п.

Д.п. какой? -ой, -ей

Т.п.

П.п.


В.п. какую? -ую, -юю

-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием (оцените свою работу улыбкой)





6. Комментированное письмо

- Ребята, сейчас мы с вами просклоняем прилагательные (слайд 18)

И. п. (какая?)ранняя теплая весна (слайд 19) – анимация, по щелчку

Р.п. (какой?) ранней теплой весны

Д.п. (какой?) ранней теплой весне

В.п. (какую?) раннюю теплую весну

Т. п. (какой?) ранней теплой весной

П. п. (о какой?) о ранней теплой весне

-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

(Р.п. Д.п. Т. п. П.п., какой?, - ой –ей)

- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)

- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

- Оцените правильность и аккуратность выполнения работы


7. Составление алгоритма (слайд 20)

Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

- Какие шаги мы должны сделать?

1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг – определить падеж у имени существительного.

3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного

Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.


Физминутка (слайд 21)


  1. Закрепление полученных знаний

1. Фронтальная работа (слайд 22)

-А теперь я усложню задание. Будьте внимательны!

-Вы любите рисовать. Давайте «порисуем», но не красками, мы разукрасим наши предложения с помощью имён прилагательных.

-Вставьте недостающие слова в предложения и определите падеж прилагательных женского рода.

- Я предлагаю вам поработать с карточками. Прочитайте текст.



________________ природа окружает нас. В ______________ глуши можно увидеть и _______________ сосну и ______________ берёзу. А как радуешься ________________ птице, затерявшейся в _______________ лесу!

Слова для справок: удивительная, лесной, пушистую, стройную, певчей, густом.

-Кто желает прочитать получившийся рассказ

-Посмотрите, какой текст составила я. (слайд 23)



Удивительная природа окружает нас. В лесной глуши можно увидеть и пушистую сосну и стройную берёзу. А как радуешься певчей птице, затерявшейся в густом лесу.

-Молодцы! Вы хорошо поработали.

-Оцените свою работу



2. Дифференцированная работа. Работа по карточкам. (слайд 24)

Карточка желтого цвета-задание легкого уровня, карточка зеленого цвета-задание среднего уровня, карточка красного цвета-задание сложного уровня.

- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания, спросите кому что не понятно.

Задание второго варианта

Задание первого варианта

Поставьте в скобках вопрос к имени прилагательному,

определите род, выделите окончание.

Пришла (________) ранняя весна

Путники вышли из (_________) тёмной чащи.

Днем можно услышать (________) весеннюю капель.

Поставьте имена прилагательные в нужном падеже, выделите окончания, определите падеж имен прилагательных.


Мы приехали в (соседний) _________ деревню.

Днем купались в (теплый)________ реке.

Пахло (свежий) _________травой.

-Кто все закончил, проверяем. На обратной стороне карточки записан правильный вариант выполнения задания.

-Оцените свою работу






3. Гимнастика для глаз (слайд 25)


4.Цифровой диктант. (слайд 26)
На экране:
1   2    3   4   5    6
ая ое ый ые яя ий

Учитель диктует словосочетания, обучащющиеся записывают номер окончания и подчеркивают номер с окончанием прилагательных женского рода:

- холодная земля, белый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, ночные метели, колючий снег, ранняя зима.

- Ребята проверяем правильность выполнения задания (самопроверка) (слайд 27)
На доске: 1, 3, 5, 2, 4, 6, 5

5.Творческая работа

«Букет из комплиментов» (слайд 28)

-Ребята, очень скоро наступит долгожданная весна. А какой праздник мы празднуем вместе с приходом весны?

-В этот день мы будем поздравлять всех женщин и конечно наших любимых и дорогих мам.

-Я предлагаю составить для них букет из «комплиментов», а помогут нам в этом прилагательные. Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.

(Дети на цветочках пишут комплименты для своей мамы, а затем прикрепляют их на доску)

-Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик. (слайд 29)

  1. Подведение итогов урока.

--Над какой частью речи работали на уроке?

-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

  1. Рефлексия (слайд 30)

- Посмотрите на свои улыбки в тетрадях и оцените оцените свои успехи «светофорами знаний»

(Если дети всё хорошо усвоили, они « зажигают» зелёный цвет - можно двигаться дальше. Если что-то ещё не совсем понятно-жёлтый цвет, если совсем ничего не понял – красный

- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы были активны, внимательны. Самое главное вы работали дружно. Молодцы!!!

  1. Оценивание.

  2. Домашнее задание (слайд 31)

- Домашним заданием будет упражнение 292 на стр 153.

(Списать текст, слова из скобок поставить в нужном падеже)





-Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок! (слайд 32)

Прекрасный день!

Урока подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!




13