ГОУ « Снежнянская специальная школа-интернат № 42»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
«Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»
Провела:
учитель старших классов
Евдачева С. В.
2017-2018 уч. год
Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.»
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Задачи:
Образовательные:
•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;
•способствовать обогащению словарного запаса;
•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Развивающие:
•развивать орфографическую зоркость;
•развивать речь детей;
•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы
Воспитательные:
•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
•воспитывать умение работать в коллективе;
•воспитывать нежное и благодарное отношение к матери;
Планируемые предметные результаты:
•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•научатся склонять имена прилагательные женского рода;
•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации;
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
•синтез
Коммуникативные УУД:
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
•постановка учебной задачи;
•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
•оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД:
•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класc, компьютер, презентация, карточки c заданиями, памятки «Склонение имен прилагательных женского рода», тестовые задания, средство обратной связи (светофор).
(слайд 1)
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок (слайд 2)
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.
Актуализация опорных знаний.
-Прослушайте стихотворение и скажите о какой чисти речи идет речь
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Это замечательное
…………………….(прилагательное) (слайд 3)
- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?)
-Для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной).
-С какой частью речи связаны имена прилагательные? (Имена прилагательные связаны с именами существительными).
-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам).
-Как определить род, число, падеж имени прилагательного? (Род, число, падеж имен прилагательных определяется по роду, числу, падежу имен существительных, с которыми они связаны).
-А для чего нам нужны знания по русскому языку? (Чтобы правильно писать, говорить, чтобы нас понимали другие люди).
Сообщение темы и целей урока.
Введение в тему урока.
Работа со словосочетаниями.
- Ребята, сейчас мы выполним несколько заданий, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока.
-Первое задание: (слайд 4)
назовите пропущенные буквы
подберите смысловые пары существительное + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ;
Ранн.. мама
Любим… роща
Берзовая.. заря
Утрен… весна
Проверка на экране:
Ранняя весна (слайд 5)
Любимая мама (слайд 6)
Берёзовая роща (слайд 7)
Утренняя заря (слайд 8)
-Назовите, что есть общего в именах прилагательных.
-На что указывают эти окончания?
Работа с тестом (в парах). (слайд 9)
- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
1. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2. на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
3. Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
5. каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6. какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7. с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом
8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
9. Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Букву, которая соответствует правильному ответу, записывайте в таблицу, которая находится в конце теста.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) (слайд 10)
-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)
-Ориентируясь на ключевое слово, учитывая прилагательные, которые мы рассмотрели, можно сформулировать тему нашего урока.
«Склонением имён прилагательных женского рода в единственном числе»
(слайд 11)
Основная часть.
1.Пальчиковая гимнастика. (слайд 12)
Перед тем, как мы приступим к работе в тетрадях выполним пальчиковую гимнастику
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
2.Работа в тетрадях (Запись числа, проговариваем время года, какой по счету зимний месяц, какой следующий , какое время года и т.д). (слайд 13)
3.Минутка чистописания. (слайд 14)
-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать сочетания букв: (ая яя)
- Напишите составленную цепочку строчных букв до конца строки, приписывая каждый раз в первом сочетании букв одну букву а:
ая яя (аая яя ааая яя…)
(контроль осанки)
-Оцените свою работу «улыбкой» на полях, если работа выполнена правильно и красиво, то ставим значок улыбка, если есть небольшие недочеты, то прямую линию, если много ошибок и работа выполнена неаккуратно – грустную улыбку.
-Красиво ли написали.
-Ребята, вы на строчку посмотрите-
Что заметили - скажите?
-Посмотрите внимательно на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают? (Окончания имён прилагательных женского рода).
4. Работа по теме урока. (слайд 15)
Работа по учебнику. –Рассмотрите таблицу на стр.147.
-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.
И.п. -ая, - яя Р.п. -ой, -ей Д.п. -ой, -ей В.п. -ую, -юю Т.п. -ой, - ей -ою, -ею П.п. -ой, -ей |
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?
-Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания(-ой), (-ей).)
5. Работа в группе.
-Сейчас вы будете работать в группе. (слайд 16)
-Вспомните правила работы в группе.
*Общайся вежливо и доброжелательно. *Говори спокойно и ясно. *Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу. |
-Ваша задача выложить блок-схему из карточек.
На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
какая? какой? какую?
-ая,-яя -ой,ей -ую,-юю
Проверка по эталону. (слайд 17)
Имена прилагательные ж.р., ед.ч. |
И.п. какая? -ая, -яя   Р.п. Д.п. какой? -ой, -ей Т.п. П.п. В.п. какую? -ую, -юю |
-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием (оцените свою работу улыбкой)
6. Комментированное письмо
- Ребята, сейчас мы с вами просклоняем прилагательные (слайд 18)
И. п. (какая?)ранняя теплая весна (слайд 19) – анимация, по щелчку
Р.п. (какой?) ранней теплой весны
Д.п. (какой?) ранней теплой весне
В.п. (какую?) раннюю теплую весну
Т. п. (какой?) ранней теплой весной
П. п. (о какой?) о ранней теплой весне
-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?
(Р.п. Д.п. Т. п. П.п., какой?, - ой –ей)
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)
- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
- Оцените правильность и аккуратность выполнения работы
7. Составление алгоритма (слайд 20)
Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг – определить падеж у имени существительного.
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного
Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
Физминутка (слайд 21)
Закрепление полученных знаний
1. Фронтальная работа (слайд 22)
-А теперь я усложню задание. Будьте внимательны!
-Вы любите рисовать. Давайте «порисуем», но не красками, мы разукрасим наши предложения с помощью имён прилагательных.
-Вставьте недостающие слова в предложения и определите падеж прилагательных женского рода.
- Я предлагаю вам поработать с карточками. Прочитайте текст.
________________ природа окружает нас. В ______________ глуши можно увидеть и _______________ сосну и ______________ берёзу. А как радуешься ________________ птице, затерявшейся в _______________ лесу!
Слова для справок: удивительная, лесной, пушистую, стройную, певчей, густом.
-Кто желает прочитать получившийся рассказ
-Посмотрите, какой текст составила я. (слайд 23)
Удивительная природа окружает нас. В лесной глуши можно увидеть и пушистую сосну и стройную берёзу. А как радуешься певчей птице, затерявшейся в густом лесу.
-Молодцы! Вы хорошо поработали.
-Оцените свою работу
2. Дифференцированная работа. Работа по карточкам. (слайд 24)
Карточка желтого цвета-задание легкого уровня, карточка зеленого цвета-задание среднего уровня, карточка красного цвета-задание сложного уровня.
- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания, спросите кому что не понятно.
Задание второго варианта | Задание первого варианта |
Поставьте в скобках вопрос к имени прилагательному, определите род, выделите окончание. Пришла (________) ранняя весна Путники вышли из (_________) тёмной чащи. Днем можно услышать (________) весеннюю капель. | Поставьте имена прилагательные в нужном падеже, выделите окончания, определите падеж имен прилагательных. Мы приехали в (соседний) _________ деревню. Днем купались в (теплый)________ реке. Пахло (свежий) _________травой. |
-Кто все закончил, проверяем. На обратной стороне карточки записан правильный вариант выполнения задания.
-Оцените свою работу
3. Гимнастика для глаз (слайд 25)
4.Цифровой диктант. (слайд 26)
На экране:
1 2 3 4 5 6
ая ое ый ые яя ий
Учитель диктует словосочетания, обучащющиеся записывают номер окончания и подчеркивают номер с окончанием прилагательных женского рода:
- холодная земля, белый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, ночные метели, колючий снег, ранняя зима.
- Ребята проверяем правильность выполнения задания (самопроверка) (слайд 27)
На доске: 1, 3, 5, 2, 4, 6, 5
5.Творческая работа
«Букет из комплиментов» (слайд 28)
-Ребята, очень скоро наступит долгожданная весна. А какой праздник мы празднуем вместе с приходом весны?
-В этот день мы будем поздравлять всех женщин и конечно наших любимых и дорогих мам.
-Я предлагаю составить для них букет из «комплиментов», а помогут нам в этом прилагательные. Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
(Дети на цветочках пишут комплименты для своей мамы, а затем прикрепляют их на доску)
-Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик. (слайд 29)
Подведение итогов урока.
--Над какой частью речи работали на уроке?
-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.
Рефлексия (слайд 30)
- Посмотрите на свои улыбки в тетрадях и оцените оцените свои успехи «светофорами знаний»
(Если дети всё хорошо усвоили, они « зажигают» зелёный цвет - можно двигаться дальше. Если что-то ещё не совсем понятно-жёлтый цвет, если совсем ничего не понял – красный
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы были активны, внимательны. Самое главное вы работали дружно. Молодцы!!!
Оценивание.
Домашнее задание (слайд 31)
- Домашним заданием будет упражнение 292 на стр 153.
(Списать текст, слова из скобок поставить в нужном падеже)
-Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок! (слайд 32)
Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!
13